ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Гермес Трисмегист
баснословная личность, которой древние греки и римляне приписывали изобретение наук и искусств.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ
Греч.) "Трижды великий Гермес", египтянин.
Мифическая личность, по имени которого названа герметическая
философия. В Египте - Бог Тот (Thoth или Thot). Общее имя многих
древних греческих писателей по философии и Алхимии. Гермес
Трисмегист есть имя Гермеса или Тота в его человеческом аспекте,
как бог он представляет гораздо больше. Как Гермес-Тот-Аах он
есть Тот, луна, т.е. его символом является светлая сторона луны,
содержащая, как считалось, сущность творящей Мудрости, "эликсир
Гермеса". Как таковой он связан с Киноцефалом, собакоголовой
обезьяной, по той же причине, что и Анубис, один из аспектов
Тота. (См. "Германубис".) Та же идея лежит в основе облика
индусского Бога Мудрости, слоноголового Ганеши, или Ганпата, сына
Парвати и Шивы. (См. "Ганеша".) С головой ибиса он является
священным писцом богов, - но даже тогда он носит корону атеф и
лунный диск. Он самый таинственный из богов. Как змий, Гермес Тот
есть божественная творящая Мудрость. Отцы Церкви подробно говорят
о Тот-Гермесе. (См. "Герметическая".)

Источник: Теософский словарь

ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ
Иначе — Гермес Триждывеличайший (среди философов, царей и жрецов) или Гермес-Тот.
Символ «потусторонней», эзотерической мудрости, согласно легендарной истории — божество (позднее отождествлявшееся с египетским богом мудрости и письма Тотом), от лица которого ведется повествование в ряде сочинений по астрологии, алхимии, магии и оккультизму эллинистического периода. По Платону, Гермес открыл числа, геометрию, астрономию и буквы. Диодор Сицилийский писал, что у египетского бога Осириса «наибольшим почетом пользовался Гермес, наделенный отменными способностями относительно того, что может быть полезно для общежития. Прежде всего им сделана членораздельной общая речь, многое из безымянного получило имена, изобретены буквы и заведен порядок богопочитания и жертв. Он же был первым наблюдателем порядка звезд, гармонии и звуков, изобретателем палестры, заботился о пропорциональности и об изваянии тела надлежащей формы. Он устроил трехструнную лиру, наподобие времен года, так как установил три тона: острый, тяжелый и средний, острый — от лета, тяжелый — от зимы и средний — от весны. И греков он научил красноречию, за что и назвали его Гермесом. Одним словом, Осирис, у которого он был иерограмматом /священным писцом/, обо всем сообщал ему и очень пользовался его советами». По Клименту Александрийскому, к Трисмегисту восходит священная литература Египта, он — автор сорока двух книг (а Ямвлих говорил о двадцати тысячах сочинений).
Ссылки на Трисмегиста впервые появились у астрологов III в. Вполне вероятно, что возникновение образа Трисмегиста связано с близостью к потустороннему миру его «прообраза» — греческого бога торговли Гермеса, покровителя путников и проводника душ умерших. С Трисмегистом связывали оккультные науки и так называемые «герметические» (тайные, доступные только посвященным) сочинения.
В европейской оккультной традиции Гермес Трисмегист — «сторожевой пес» Пастыря Душ человеческих. Он — обладатель чудесного жезла-кадуцея, победитель Тифона, «магистр всех наук и искусств, знаток всех ремесел, правитель Трех Миров, писец богов и хранитель Книг Жизни» (М. Холл). Масоны считали Трисмегиста автором масонских ритуалов посвящения.
С образом Гермеса Трисмегиста связан так называемый «Герметический корпус» сочинений периода поздней античности и средневековья. В этот комплекс входят:
«Поймандр Гермеса Трисмегиста»;
«Вселенская речь»;
«Священное слово Гермеса»;
«Слово Гермеса Тату: Кратир или Монада»;
«Слово Гермеса сыну Тату о том, что невидимый Бог весьма явен»;
«О том, что благо в одном Боге и нигде больше»;
«О том, что величайшее зло для людей — неведение Бога»;
«О том, что ничто из сущностей не исчезает и что изменения напрасно именуют уничтожением и смертью»;
«О мышлении и ощущении»;
«Ключ Гермеса Трисмегиста»;
«Ум к Гермесу»;
«Слово Гермеса Трисмегиста Тату о всеобщем Уме»;
«О возрождении и о правиле молчания, тайная проповедь на горе Гермеса Трисмегиста сыну Тату»;
«Слово Гермеса Трисмегиста Асклепию»;
«Определения Асклепия царю Аммону»;
«О волнениях тела, сковывающих душу».
Большая часть трактатов представляет собой речи Гермеса, в которых он излагает полученное сверхъестественным путем Божественное откровение. Так, согласно «Поймандру Гермеса Трисмегиста», первоначально существовал только Бог, являвшийся Умом, Отцом, Светом, Жизнью и имевший андрогинную природу. Затем от Света отделилась и пала вниз Тьма, Материя, превратившаяся в четыре первоэлемента: Воду, Землю, Огонь и Воздух. Свет также породил Слово, Сына Божьего, и сам в Себе воспроизвел мир многочисленных Сил. Человек и мир соответствуют друг другу: голова человека — небо, глаза — Солнце и Луна, грудь — воздух, живот — земля, сердце же является святилищем тела, местом обитания ума. Развитие герметической традиции в средние века было связано преимущественно с оккультной практикой, а возобновлению интереса к герметизму в эпоху Возрождения способствовал перевод на латинский язык четырнадцати трактатов «Герметического корпуса», осуществленный Марселио Фичино. К герметической традиции восходит и теория «натуральной магии» Пико делла Мирандола, которой отдали дань многие мыслители XVI–VII вв. (Коперник, Кеплер, Бруно — вплоть до Ньютона).

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

Трисмегист Гермес
В древнегреческой мифологии Гермес Трисмегист (т. е. трижды величайший) – легендарный автор теософского учения, излагаемого в нескольких книгах и отрывках египетско-греческого происхождения, известных под его именем. Хотя это имя не случайно взято у греческого бога Гермеса (лат. Меркурия, соответствующего египетскому Тоту, Тауту, или Теуту), путеводителя душ (психопомпа) и покровителя тайных знаний, тем не менее в герметических книгах Г. Трисмегист является не богом, а мудрым мужем, получающим высшее божественное откровение и сообщающим его людям через своих сыновей Тота, Асклепия и Амона.
I. Герметические книги. Время их происхождения определяется двумя фактами: 1) Климент Алекс., процветавший во второй половине II и начале III в. (последнее известие о нем относится к 211 г.) и часто цитировавший тогдашних гностиков, не цитирует наших герметических книг и не упоминает вовсе о самом Г. Трисмегисте, а говорит только о 42 древних священных книгах Гермеса, т. е. Тота, на египетском языке, обнимавших всю иератическую мудрость Египта, от гимнов богам до медицины и физиологии женщин (Clem. Alex., «Stromatum» lib. VI, с. IV); 2) Лактанций, живший во второй половине III и первой трети IV в., уже цитирует Г. книги, как высокий авторитет; следовательно, главные из них (за исключением «Асклепия», см. ниже) должны быть отнесены к эпохе между писательской деятельностью Климента и Лактанция, т. е. к средине III в. по Р. X. Возможна, но маловероятна более ранняя эпоха. Отдельные фрагменты принадлежат к более позднему времени; так в одном есть, по-видимому, намеки на имп. Валента (конец IV в.), как на царствующего государя. Много цитат из Г. книг находится у Кирилла Алекс. (V века) и у Стобея. – Г. книги написаны прямо на плохом греческом яз., а не переведены с египетского, как видно из встречающейся игры греческими словами; египетский элемент виден в некоторых основных идеях и представлениях и в именах богов; прямых заимствований из тех 42-х священных книг древнего Египта, о которых говорит Климент, с уверенностью указать нельзя. Из дошедших до нас Г. книг четырнадцать трактатов соединяются обыкновенно вместе под общим названием «Пэмандра», принадлежащим собственно лишь первому из них (Ποιμανδρις– пастырь мужей – под этим названием является говорящий с Гермесом Трисмегистом божественный Ум). Вот заглавия этих трактатов:
1) Пэмандр,
2) Вселенское слово Гермеса Асклепию,
3) Священное слово Г. Трисмегиста,
4) Кратир, или Монада,
5) Невидимый Бог весьма явен,
6) Благо в одном Боге и нигде больше,
7) Величайшее зло для людей неведение Бога,
8) Ничто не исчезает,
9) О мысли и ощущении,
10) Ключ,
11) Ум к Гермесу,
12) О всеобщем Уме,
13) О возрождении и о правиле молчания, тайная проповедь на горе, и
14) Мудрость.
Затем мы имеем книгу: Посвятительная речь, или Асклепий (эта книга, состоящая из 16 глав, дошла до нас только в старом латинском переводе, приписанном Апулею, жившему во II в.; если бы это было справедливо, то «Асклепия» нужно было бы признать за самую раннюю из наших герметических кн.; по другим, более верным признакам этот трактат следует отнести к началу IV в.).
Далее сохранились: три больших отрывка книги: Дева мира (или «Зрачок мира» – κόρν κόσμου); десять отрывков из разговора Г. с сыном его, Татом; восемь отрывков из книг Г. к Аммону; девять кратких отрывков без названия и, наконец, три «определения» Асклепия царю Аммону: о солнце и демонах, о телесных страстях и похвала царю.
Средневековые алхимики приписывали Г. Трисмегисту так называемую Изумрудную таблицу (скрижаль) – отрывок загадочного содержания и неизвестного происхождения; находя здесь аллегорическое описание философского камня, они признавали этот отрывок основным текстом своего учения, которое и называли поэтому Герметической философией (см. Алхимия).
14 вышеупомянутых герметических трактатов, под общим заглавием Пэмандр, были переведены на латинский язык Марсилием Фицином, напечатавшим этот перевод в 1471 г. Греческий текст (вместе с Фициновым переводом) впервые напечатал Andreas Turnebus в Париже в 1554 г. Немецкий перевод Тидемана 1781 г. Французский перевод всех герметических книг и фрагментов издал Louis Menard (2 изд. П., 1867); по-английски в самое последнее время издала Г. Трисмегиста Anna Crawford. См. также: Baumgarten-Crusius, «De librorum Hermeticorum origine ас indole» (1827).
II. Учение Г. Т. представляет своеобразное сочетание трех элементов: египетского многобожия, иудейско-христианского монотеизма и греческого философского идеализма.
В первом трактате Пэмандра Бог определяется как Ум (Νοΰς), в образе света, противоположный влажной натуре, происходящей из тьмы. Ум порождает из себя слово (Λογοςгреч), как свет от света. Ум есть Бог отец, Логос-сын Божий. «Откуда, – спрашивает Г., – произошли стихии природы?» – Пэмандр отвечает: «Из воли Бога, который, взяв свой Логос и созерцая в нем порядок и красоту, создал мир по этому прототипу». И далее: «Ум – Бог мужской и женский – жизнь и свет, рождает чрез Логос еще другой творческий ум – Божество огня и духа, – который в свою очередь образует семь служебных духов, обнимающих своими кругами чувственный мир и управляющих им посредством так называемой судьбы». В учении о человеке и его судьбе смешана библейская идея образа Божия и владыки всех тварей с египетско-гностической идеей падшего эона-андрогина. Цель человека – посредством совершенного знания соединиться с Божеством и стать Богом. Под знанием разумеется не дискурзивно-научное познание отдельных предметов (которое, напротив, резко осуждается), а сосредоточенное погружение во всеединую истину, при безмолвии мыслей и желаний, что называется также «разумною жертвой души и сердца» (ή λογική θυσία τής ψυχής καί τής καρδίας). В других местах Г. книг к этому религиозно-гностическому стволу прививаются метафизические умозрения, тождественные с теми, которые более обстоятельно и последовательно были развиты неоплатониками. Рядом с религиозным понятием о Боге, как творческом Уме, явном в своих творениях, и как о любвеобильном Отце, мы находим трансцендентальную идею абсолютного, как неизреченного сверхсущего, которое не есть ум, а начало ума и т. д.; вместе с чисто-египетским религиозным отношением к телу и телесной жизни встречается отвлеченно-спиритуалистическое отрицание всего материального и чувственного. Психологический взгляд, излагаемый в VI–VIII отрывках из книг Г. к Аммону (у Стобея, «Eclog. phys.» LII, 4–6), довольно остроумно объединяет мысли Платона и Аристотеля. Особенно любопытны по своему оригинально-египетскому характеру апология идолов и апофеоз царя. Как верховное Божество творит богов на небе, так человек имеет власть творить богов в храмах, именно доставлять соответственную материю и форму для чудотворных и пророческих проявлений ближайших к нам божественных сил. Царь же есть живой образ верховного Бога, последний в богах и первый в людях. В верхних небесах обитают боги, и ими правит Творец вселенной; в эфире движутся звезды, и ими управляет первое из светил – солнце; в воздухе носятся души и демоны, под владычеством луны; на земле живут люди и прочие животные, которыми правит великий царь. Царские души божественны по природе и неизменны в своем достоинстве; государи, являющиеся несправедливыми или жестокими, таковы не сами по себе, а лишь по наваждению дурных демонов. Кроме указанных элементов, в Г. учении замечается еще воззрение близкое к пантеизму стоической школы, с которым также были сходны некоторые стороны египетского миросозерцания. Божество является как душа мира, содержащая в себе семена всех прочих душ; самый мир есть второй бог – сын и вещественный образ первого; третьим богом называется человек, соединяющий в себе высшую и низшую природу.
Вл. Соловьев.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

Похожие термины:

  • ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ, Гермес Трижды Величайший

    легенд, автор, к-рому приписываются сочинения, якобы записанные со слов самого бога Гермеса, отождествляемого также с египетск. Тотом. Трактаты Г. Т. посвящены в основном оккультным наукам (см. окку