Герман Коген

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КОГЕН (Cohen) Герман
род. 4 июля 1842, Козвиг, Ангальт - ум. 4 апр. 1918, Берлин) - нем. философ. В 1876-1912 профессор в Марбурге. Как и Наторп, является основателем и главой марбургской школы. По Когену, мышление как мышление идеи и бытие как предмет мышления тождественны. Всякое обращение к наличной действительности в философии недопустимо. Не существует никакой метафизической основы действительности. Процесс опыта есть процесс образования предмета. Математика - это "методический символ науки" (в т. ч. и философии). Коген считает, что этическое учение Канта является выражением ветхозаветной морали. Государство не есть самоцель, оно представляет собой организацию для морального развития индивидов и для осуществления идеала гуманности. Бог есть "центр всех идей, идея истины". Осн. произв.: "Kants Theorie der Erfahrung", 1871; "System der Philosophie" (Bd. I: "Logik der reinen Erkenntnis", 1902; Bd. II: "Ethik des reinen Willens", 1904; Bd. III: "Дsthetik des reinen Gefьhls", 1912.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КОГЕН Герман (1842—1918)
нем. философ, проф. в Марбурге, основатель т. наз. марбургской школы. С 70-х гг. начал перерабатывать теорию опыта Канта, его этику и эстетику в духе идеализма, более последовательно, чем кантовский. К. отверг “вещь в себе” в качестве реальной причины ощущений и стал рассматривать ее лишь как предельное понятие опыта. Опираясь на Канта, построил систему философии, включающую логику, этику, эстетику и философию религии. По К., философия впервые становится наукой тогда, когда полагает своим предметом не вещи, не процессы, а факты науки. Душа философии — трансцендентальный метод, имеющий в качестве образца математическое исчисление бесконечно малых. Познающее мышление носит творческий характер; его предмет не “дан”, а “задан” ему как задача. Удовлетворяя запросы познания, понятия рождают новые запросы, и в философии, как и в науке, нет ответов в конечной инстанции. Философское сознание является познающим; даже религиозность, по К., покоится на ясности систематического познания. Осн. работы:“Теория опыта Канта” (1871), “Система философии” (1902—12, 1—3 т.).

Источник: Философский энциклопедический словарь

КОГЕН Герман
(1842 - 1918) - немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: «Логика чистого познания», «Этика чистой воли». Предметом философии, но мнению Когена, должна быть не проблема отношения мышления и бытия, но логика чистого познания; философия должна изучать логические условия существования научного знания. Фактически, философия у Когена становится методологией науки. Научное знание - это автономная, бесконечно развивающаяся система, в пределах которой складываются отношения между познанием и действительностью. «Действительность» есть лишь форма знания, различие между предметом и нашим знанием о нем - это различие между этапами развития знания. Предмет познания не «дан», а «задан», постепенно наполняясь содержанием в процессе познания, протекающего по априорным законам. Познание предмета, таким образом, является одновременно и процессом становления самого предмета. Философия должна, по мысли Когена, быть занята поиском «первоначала» познания - исходной точки соприкосновения мышления и бытия, «бесконечно малой» величины. Этическая концепция Когена лепта в основу «этического социализма». Свобода человека рассматривалась им как абсолютный нравственный идеал, Достижение которого, однако, постоянно отодвигается в будущее. Цель социального движения выполняет регулятивную, «методическую» функцию и никогда не станет «вещью», не воплотится в жизнь.

Источник: Краткий философский словарь 2004

КОГЕН Герман
4.7.1842, Косвиг (Анхальт) - 4.4.1918, Берлин], нем. философ-идеалист, глава марбургской школы неокантианства. Устраняя кантовское понимание «вещи в себе» и связанное с ним различие чувственности и рассудка, К. превращает тем самым центральную для «Критики чистого разума» Канта проблему трансцендентального синтеза в чисто логическую. Опираясь на кантовское учение о регулятивных идеях разума, К. истолковывает «вещь в себе» не как существующую вне и независимо от познания, а как целенаправленную идею мышления. Это истолкование Канта было охарактеризовано В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» как критика Канта справа. Мышление у К., в отличие от Канта, порождает не только форму, но и содержание познания. Наиболее наглядной моделью порождения знания мышлением является, но К., математика, особенно теория бесконечно малых. Подобно тому как математика выступает у К. в качестве фундамента естеств. наук, учение о праве служит основой наук о духе.
Сохраняя характерный для Канта приоритет практич. разума по отношению к теоретическому, К. утверждает примат этики над наукой в логич. отношении. Этику К. рассматривает как логику воли. Религии, следуя Канту, он дает моральное толкование, будучи при этом приверженцем иудаизма. Теоретич. познание и право, наука и правовое (либеральное) гос-во составляют, по К., фундамент культуры и условие свободы человеч. личности - важнейшей цели историч. развития. Социально-политич. воззрения К. выражали позиции либеральной буржуазии. Его теория «этического социализма» способствовала распространению ревизионизма в нем. социал-демократии.

Источник: Советский философский словарь

КОГЕН Герман
философ; р. 4.7.1842 (Козвиг, Ангальт) — ум. 4.4.1918 (Берлин); 1876— 1912 — профессор в Марбурге; вместе с Наторпом основатель и глава марбургской школы. Мышление, как мышление идеи, и бытие (предмет мышления) тождественны. Всякое обращение к наличной действительности в философии недопустимо. Не существует никакой метафизической основы действительности. Процесс опыта есть процесс порождения предмета. Математика — это «методический символ науки» (в том числе и философии). В этике Канта Коген усматривает философскую формулировку ветхозаветной морали. Государство не есть самоцель, оно представляет собой организацию для морального развития индивидов и для осуществления идеала гуманности. Бог есть «центр всех идей, идея истины». Осн. соч.: Kants Theorie der Erfahrung, 1871, 1924; System der Philosophie (Bd. I: Logik der reinen Erkenntnis, 1902,1922; Bd. II: Ethik des reinen Willens, 1904, 1923; Bd. III: Ästhetik des reinen Gefühls, 1912, 1923); Jüd. Schriften, 3 Bde., 1924; Kleine philos. Schriften, 2 Bde., 1926; Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums, 1960; Das Prinzip der Infmitesimalmethode und seine Geschichte, 1968; Werke, I—XVI, 1977 ff. R Natorp. H. C. als Mensch, Lehrer u. Forscher, 1918; W. Kinkel. H. C. — Eine Einf. in sein Werk, 1924 (mit Bibi.); J. Solsowiejczyk. Das reine Denken u. die Seinskonstituierung bei H. C. (Diss.). Berlin, 1932; W. de Schmidt. Psychologie u. Transzendentalphilos. — Zur Psychologie-Rezeption bei H. C. u. Paul Natorp, 1976; J. Klein. Die Grundlegung der Ethik in der Philos. H. C.s u. P Natorps, 1976; W. Marx. Transzendentale Logik als Wiss.theorie. Systematisch-krit. Unters, zur philos. Grundlegungsproblematik in C.s «Logik der reinen Erkenntnis», 1977; H. L. Ollig. Aporet. Freiheitsphilos. — Zu H. C.s philos. Ansatz, in: Philos. Jb., 85 (1978); E. Winter. Ethik u. Rechtswiss. — Eine historischsystemat. Unters, zur Ethik-Konzeption des Marburger Neukantianismus im Werke H. C.s, 1980; H. Holzhey. C. u. Natorp, I—II, 1986; G. Edel. Von der Vernunftkritik zur Erkenntnislogik. Die Entwicklung dertheoret. Philos. H. C.s, 1988; H. v. Wiedebach. H. C., 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

КОГЕН Герман
(1842–1918) – немецкий философ, основатель Марбургской школы неокантианства. Основные работы: «Логика чистого познания», «Этика чистой воли», «Эстетика чистого чувства».
К. отказывается от кантовского понятия «вещь в себе». Предметом философии, по мнению ученого, должна быть не проблема отношения мышления и бытия, но логика чистого познания; философия должна изучать логические условия существования научного знания. Чувственность, ощущение К., в отличие от Канта, не рассматривает в качестве источника познания; различия между чувственностью и рассудком – несущественны. Фактически философия у К. становится методологией науки. Один из основополагающих принципов его философской системы – самоограничение опыта: человек стремится к познанию целого, но находит лишь частичное, неполное, и это стимулирует дальнейший поиск.
Научное знание, по К., – это автономная, бесконечно развивающаяся система, в пределах которой складываются отношения между познанием и действительностью. «Действительность» есть лишь форма знания, различие между предметом и нашим знанием о нем – это различие между этапами познания. Предмет познания не «дан» извне, а «задан» в виде неизвестного «х», постепенно наполняясь содержанием в процессе познания, протекающего по априорным (доопытным) законам. Познание есть бесконечный процесс определений неопределенного. Таким образом, познание является одновременно и процессом становления предмета познания. Философия должна, по мысли К., быть занята поиском «первоначала» познания – исходной точки соприкосновения мышления и бытия, «бесконечно малой» величины. Такой «бесконечно малой» не может быть факт науки. Бесконечно малое оказывается тождественно бесконечно большому, «первоначало» трансформируется в идею трансцендентного (запредельного человеческому опыту), в идею Абсолюта.
Этическая концепция К. легла в основу учения «этического социализма». Свобода человека рассматривается К. как абсолютный нравственный идеал, достижение которого, однако, постоянно отодвигается в будущее. Цель социального движения выполняет регулятивную, «методическую» функцию и никогда не станет «вещью», не воплотится в жизнь.

Источник: Краткий философский словарь.

Герман Коген (1842-1918)
немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. Написал следующие произведения: "Теория опыта Канта" (1871), "Обоснование Кантом этики" (1877), "Иммануил Кант" (1904), "Логика чистого познания" (1902), "Этика чистой воли" (1904) и др. Прежде всего Коген ставит вопрос о том, что входит в философию, и утверждает, что основной частью философии является логика, которая есть логика чистого сознания и которая направлена на обоснование системы философии. Поэтому философия обладает своим научным методом - логикой, по своему же содержанию она -философия науки. Коген полагает, что нам не дан предмет познания в качестве вещей окружающего мира, он лишь задан. Процесс познания постоянно развертывается, он не нечто готовое, не есть некая вещь, а выступает задачей познания. Предмет познания - это понятие о предмете. Для Когена процесс познания является бесконечным, и идеалом этого бесконечного процесса познания выступает математическое познание. Центральное понятие этого математического познания - понятие бесконечно малого. Оно служит у Когена для обоснования его понимания реальности. Лишь через число получает предмет свое реальное существование, число- это фундамент, на котором создается предмет, и оно получает свое значение лишь в виде бесконечно малого. В этом проявляется своего рода пифагореизм Когена, который имеет скорее всего методологический характер, а не онтологический, как у древних. Число для Когена - это член отдельного ряда чисел, который является выражением определенного закона. Таким образом, число - это не вещь, а функция, которая выступает как отношение. Отношениями же являются все понятия точных наук, а именно: механики, теоретической физики, химии. Функционализм Когена приводит его к определенному релятивизму, означающему для него лишь относительность наших знаний. Прогресс познания есть поиск истины, которой мы не достигаем: истина состоит единственно в том, чтобы искать истину. Второй философской наукой, по Когену, выступает этика. "Этика чистой воли" рассматривается через призму понятия права и государства, которому Коген придает первостепенное значение. Для него государство - это этическое понятие культуры, цель исторического развития. "Естественное состояние человека" - это раздробленность, а этический человек стремится к единству, которое может быть достигнуто лишь в государстве. Нравственный человек и государство - выражение одной тенденции. Отсюда Коген переходит к идее социализма, понимаемой им как этический социализм, как такое понятие социализма, которое никогда не достигается. Таким образом, Коген выдвигает понятие социализма как идею общества, к которому совершается постоянное движение, и это движение бесконечно, так как цель - общество - постоянно отодвигается дальше. Цель социального развития для Когена- это метод развития, а не вещь. Вечность - характерная черта для не находящего себе покоя бесконечного стремления вперед чистой воли. Вечность, вечная задача - это постоянное стремление и движение общества к социализму.

Источник: Краткий словарь философских персоналий

КОГЕН Герман
(1842—918) —нем. философ, основатель Марбургской школы неокантианства. В 1873 г. защитил докт. дис. В 1865—5 гг. проф. Галльского, а в 1876—912 гг. —Марбургского ун-та. Осн. соч.: «Кантова теория опыта» (1871), «Кантовское обоснование этики» (1877), «Кантовское обоснование эстетики» (1889), «Система философии» (Т. 1—. 1902, 1904, 1912), «Иммануил Кант» (1904). Стремясь преодолеть дуализм И.Канта, К. отказался от допущения вещи в себе как материального объекта и связанного с этим различения чувственности и рассудка, превратив центр. для «Критики чистого разума» проблему трансцендентального синтеза в чисто логич. проблему. К. давал рационалистическую трактовку опыта на основе трансцендентализма и априоризма. По его мнению, всеобщность и необходимость науч. знания объясняются саморазвертыванием разума и не зависят от ощущений, поэтому о бытии правомерно говорить лишь как о «бытии в мышлении». Изначальный синтетич. акт мышления, где, как в клеточке, уже содержится его закон и способ действия, в к-ром задано то, что затем развертывается в системе науки, К. назвал «первоначалом» («Ursprung»). Универсальную модель такого «первоначала» он усматривал в почерпнутом из матем. анализа понятии бесконечно малой величины, в к-рой видел единство логич. единицы мышления и «атома» бытия. Т.о., из кантовской модели познавательного процесса устраняется первая ступенька —созерцание, а из теории познания —трансцендентальная эстетика. В результате пространство и время в философии К. приобретают статус априорных форм (см. Априори и Апостериори) рассудка, т.е. категорий, а след-но, пересматривается кантовская трактовка предмета науки. Поск. предмет науки изначально осознан в категориях логики, для познания он не «дан», а «задан». Вещь в себе, по К., —это идея, предельное понятие, цель, к к-рой стремится познание, методол. начало, регулятивный принцип, а вовсе не объективный мир, как у Канта. Это последняя граница, к к-рой познание бесконечно приближается, но к-рой никогда не достигнет. Сам процесс познания состоит в том, что неизв. нам «нечто» последовательно определяется благодаря априорным формам —категориям. К. отрицал возможность единой системы наук из-за бесконечности и неисчерпаемости опыта. Философию он понимал как методологию, предметом к-рой служат отд. науки, а этику — как логику «чистой воли», в основе к-рой лежит идея свободы чел. личности. Теория «этич. социализма» К. получила распространение в социалдемократии. В основе его эстетики —любовь к «чел. природе» как высшей ценности. Следуя Канту, религии К. дает моральное толкование. Теор. познание и право, наука и либеральное гос-во составляют, по К., фундамент культуры и основу чел. личности как важнейшей цели соц.-истор. развития. Соч.: Cohen H. Kants Theorie der Erfahrung. Berlin, 1918. Лит.: Бакрадзе К.С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. Тбилиси, 1960; История философии / Под ред. Ч.С.Кирвеля. 2-е изд., испр. Минск, 2001; Кант и кантианцы. Критические очерки одной философской традиции. М., 1978; Западная философия XIX в. / Под ред. А.Ф.Зотова. М., 2005; Никулина О.В. Немецкое неокантианство: истоки, основные направления, национальные особенности // Философия, наука, образование. Екатеринбург, 2003. Ч. 1; Яковенко Б.В. Мощь философии. СПб., 2000. О.В.Никулина

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

КОГЕН (Cohen) Герман (1842-1918)
немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: "Теория опыта Канта" (1885), "Обоснование Кантом этики" (1877), "Обоснование Кантом эстетики" (1889), "Логика чистого познания" (1902), "Этика чистой воли" (1904), "Эстетика чистого чувства" (1912) и др. К. начал свою преподавательскую деятельность в университете г. Халле (1865-1875), а с 1875 возглавил после смерти Ф, Ланге кафедру философии в Марбургском университете, где вокруг него сложилась группа последователей и единомышленников, составившая ядро марбургской школы неокантианства. Первые работы К. носили, гл. обр., вторичный, интерпретаторский характер, представляя собой попытки нового понимания трех кантовских критик. Разработку оригинальных взглядов и создание самостоятельной философской системы К. можно датировать 1902, когда вышел в свет его главный труд - "Логика чистого познания". В работах К, и его учеников разрабатывается учение, сознательно опирающееся на ряд идей и принципов кантианской гносеологии, которая, став однако лишь отправным пунктом для разработки новой системы взглядов, была подвергнута радикальному пересмотру. Прежде всего это касалось гносеологического дуализма "вещи в себе" и явления, кан-товской трактовки понятия "данности" и его представления об ощущении, как основе познания. Перестроив кантовское учение, К. создал чисто гносеологическую философию, которая не ищет для себя каких-либо предпосылок, существующих вне и независимо от познания. Т.обр., философия трансформировалась в логику чистого познания, ориентированную на поиски внутреннего систематического единства знания, понимаемого как самостоятельная и бесконечно саморазвивающаяся система, в границах которой и развертываются все отношения между частными содержаниями научных положений (включая и отношения между познанием и действительностью, субъектом и объектом). Превратив чистую мысль с ее априорными принципами в единственный источник познания (знания) и его первоначало (и по форме и по содержанию), К. пришел к выводу, что чистое мышление само строит свой предмет, который никогда ему не "дан" извне, а "задан" в виде неизвестного, "Икс", проблемы и т.п. Познавательный процесс приобретает, т. обр., характер серии актов категорического синтеза, протекающего по априорным законам самого мышления. В результате неопределенный предмет постепенно определяется, оставаясь однако всегда незавершенным и открытым для новых серий определений в последующих синтезах. Процесс построения предмета чистой мыслью, по К., это одновременно и построение самого мира (природы), как он построен наукой, ибо другой действительности кроме той, что существует в "напечатанных книгах", т.е. вне мысли, мы просто не знаем. Процесс познания (предмета) приобретает абсолютно проблематичный и, по сути, бесконечный характер - определений неопределенного, но определимого предмета. Из импульса, своего рода "икса", задания, способствующего развертыванию мышления, он постепенно переходит в статус кантовской "вещи в себе" - вечно недостижимой цели и регулятивной идеи познания. Превратив научное знание по сути в беспредпосылочную систему априорно-логических элементов и их связей, К. в то же время осознавал необходимость соотнесения этой системы с неким "безусловным", которое бы единственно было способно придать знанию характер всеобщности и необходимости. В роли такого "безусловного" не мог выступать факт науки, на который с самого начала была ориентирована логика чистого познания; сам К, неоднократно говорил о случайности и условности как факта, так и науки в целом. В поздних работах в роли такого "безусловного" все чаще начинает выступать понятие цели, морального блага и т.п. - нечто абсолютно "запредельное опыту"; то, что затем трансформируется у К. в метафизический принцип абсолюта (идею Блага почти на манер Платона). Место трансцендентальных основ познания займет теперь трансцендентная идея, место логики чистого познания - ранее отрицаемая метафизика. (См. также: Марбургская школа неокантианства).
Т.Г. Румянцева

Источник: Новейший философский словарь

КОГЕН (Cohen) Герман
1842-1918) - нем. философ, глава марбургской школы неокантианства. Преподавал в Галле (1865-76) и Марбурге (1871-1902). К. стремился преодолеть дуализм "вещи в себе" и "явления" на пути дальнейшей разработки кантовского трансцендентализма. Он считал, что при решении этой задачи следует исходить не из понятия объективной действительности, как это делает "наивный реализм", и не из понятия сознания, как это делает субъективизм, а из понятия научного знания: философия должна изучать логические условия возможности науки, исходя из факта ее существования в виде "напечатанных книг". Опираясь на кантовское положение о том, что вне знания нет ничего, с чем это знание можно сравнить, К. рассматривал научное знание как самостоятельную и бесконечно саморазвивающуюся систему, в пределах которой развертываются все отношения между частными содержаниями научных положений, в том числе и отношения между субъектом и объектом, или познанием и действительностью. Исследование познания не должно брать ощущение в качестве основы, поскольку представление об ощущении опирается на представление о причинной связи, т.е. на категорию рассудка. Ощущение должно получить свое обоснование в науке как физиологическое, психологическое или биологическое явление. По К., "действительность" есть категория знания - форма, в которой мы мыслим достижения знания, а поэтому она меняется в зависимости от изменения этого, знания. Различие между объективно существующим предметом и нашим знанием о нем есть лишь различие между этапом развития знания, к которому мы стремимся, и уже достигнутым знанием. Предмет познания не "дан" познающему субъекту, а "задан". Сущность процесса познания К. видит в решении этого "задания", где "неизвестное X", служащее лишь импульсом для развертывания мышления, но не представляющее собой никакого содержания, постепенно определяется в серии актов категориального синтеза, протекающего по априорным законам мышления. Сконструированный подобным образом предмет познания остается всегда незавершенным, поскольку каждый синтез открывает все новые возможности последующих синтезов. Бесконечный процесс познания предмета является вместе с тем и процессом становления самого предмета как определенного сущего.
Перед философией К. ставит задачу найти "первоначало" (Ursprung), лежащее в основе этих процессов. Универсальную модель такого "первоначала" он усматривает в почерпнутом из математического анализа понятии бесконечно малой величины, в которой он видит единство логической единицы мышления и элементарного "атома" бытия. В этой точке соприкосновения мышления и бытия, не имеющей никакой определенности, и начинает формироваться мысленный объект как предмет познания. Согласно К., кантовский априоризм должен быть понят лишь в "трансцендентальном" смысле - не как объективная логическая предпосылка возможности математического естествознания, а как основополагание, все время заново совершаемое мышлением. Поэтому категории он считал не изначально данными правилами мышления, а никогда не завершаемым рядом мыслительных структур. Пространство и время К. рассматривал не как формы созерцания, а как систему идеальных отношений, на основе которых математика должна развиваться как чисто спекулятивная наука, не нуждающаяся в созерцании. То же требование выдвигается и в отношении теоретической физики, химии и др. наук. В результате философию К. понимал как методологию, предметом которой являются отдельные науки. Например, философия права рассматривает не само право, а возможность науки о праве, философия искусства - возможность науки об искусстве и т.д. Свое этическое учение он строил как логику "чистой воли", в основе которой лежит идея свободы человеческой личности как абсолютный идеал. Эта концепция получила развитие в "этическом социализме". В основу разработанной К. эстетики положено понятие "чистого чувства" - любви к "человеческой природе" как высшей эстетической ценности.
Т. Содейка (Вильнюс)
Kants Begrundung der Ethik. В., 1877; Kants Theorie der Erfahrung. B., 1885; Kants Begrundung der Asthetik. B., 1889; System der Philosophie. Bde. 1-3, B., 1922-23.

Источник: Современная западная философия: словарь

КОГЕН Герман
14 июля 1842, Косвиг (Анхальт) 4 апреля 1918, Берлин) — немецкий философ, глава Марбургской школы неокантианства. Учился в иудейской богословской семинарии, затем в университете в Бреслау и Берлине. В 1865 закончил университет в Галле. В 1873 защитил диссертацию в Марбурге, где преподавал с 1876 по 1912.
От спора с философией Канта он переходит к созданию своей философской системы. В центре его книги «Кантова теория опыта» (Kants Theorie der Erfahrung, 1871) проблема трансцендентального метода, который должен выявить условия возможности науки, отождествляемой с математикой. Главным вызовом трансцендентальной философии стало во 2-й пол. 19 в. появление новых теорий в геометрии, сама возможность многих геометрий, использование в проективной геометрии мнимых и бесконечно удаленных элементов, никак не связанных с созерцанием. Если для Канта пространственное созерцание — необходимое условие всякого знания, тот способ, которым субъект созерцает предмет, а пространство отождествляется с евклидовым пространством, то создание неевклидовых геометрий и исчисления бесконечно малых, казалось бы, разрушает обоснование Кантом научно-теоретического знания.
Коген, настаивая на том, что объектом философии должен стать факт науки, переосмысляет понятие опыта, понимая его как создание предмета, осуществляемое во всякой подлинной науке, всякой деятельности и культурном творчестве. Предмет не может быть познан за пределами априорного опыта. В связи с этим Коген переосмысливает понятие априорности, ликвидируя различие между априорными формами чувственности и рассудка. Его задача, следовательно, состоит в том, чтобы представить пространство и время как априорные принципы активности субъекта (наряду с категориями). Коген обращается к кантонскому принципу о конструктивном характере знания. Предмет не существует, а становится, конструируется активностью субъекта, в т. ч. и воображением. Пространство и время рассматриваются как то, что создается мышлением. Предмет интерпретируется идеалистически, и понятие вещи-в-себе оказывается излишним. Пространство мыслится как принцип связи и взаимного расположения элементов конструкции, а время — как последовательность элементов конструкции. Выбор геометрии предполагает одну из конкретизации пространственных отношений, которая зафиксирована в аксиоматике и используется как логическая форма, или правило, конструирования. Коген, следовательно, дает совершенно иную, чем Кант, трактовку пространства и времени, иное определение реальности, как синтеза сообразно условиям пространства и времени. Это означает: реально то, что создано мыслью в соответствии с априорньми правилами, фиксирующими отношения рядоположенности и последовательности, т. е. то, что может быть построено по правилам математического естествознания, а именно геометрии в любых ее формах, арифметики и динамики.
Крайне низкая оценка Когеном чувственного созерцания была реакцией на позитивизм и эмпириокритицизм, которые пытались свести все знания к чувственно данному. Предмет знания (объект исследования), по Когену, не дается, а создается. Предмет — результат мыслительной активности.
Чтобы вывести содержание знания из активности самой мысли, Коген вводит понятие генетического конструирования, порождающего акта (Ursprung), который определяет первоэлемент конструируемого предмета (в математике — точка, бесконечно малая величина, член ряда). Каждый из них, будучи элементом целого, содержит в себе принцип порождения целого. Член ряда предполагает закон построения всего ряда. Точка понимается как бесконечно малая величина, указывающая направление дальнейшего движения. Развертывание целого инициируется порождающим актом. Коген определяет этот изначальный синтетический акт как сохранение объединения в обособлении и обособления в объединении. Система Когена охватывает логику чистого познания, этику чистой воли и эстетику чистого чувства. Принцип порождающего акта значим и в этике и выражен в принципе свободы. Этика — это логика воли. Мышление и воля проистекают из одного источника — некоей прамысли. Чистая воля — безостановочное движение вперед, вечный труд. Ядро религии — этика. Бог — центр всех идей, идея истины и блага. В эстетике религия связана с идеей любви. Эстетика основана на чистом чувстве, на чистой любви к природе человека, являющейся частью природы. Истинная религия основывается на истине, выраженной в систематической философии, а истинная религиозность — на ясности систематического познания. Соч.: Kants Begrundung der Ethik. В., 1877; Das Prinzip der Infmitesemalmethode und seine Geschichte. B., 1883; System der Philosophie, Bd. l. Logik der reinen Erkenntnis. B., 1902; Bd. 2. Ethik des reinen Willens. B., 1904; Bd. 3. Asthetik des reinen Gefuhls. B., 1912; Der Begriff der Religion im System der Philosophie. B., 1915; Kleine philosophischen Schriften, 2 Bde. B., 1926.
Лит.: Яковенко Б. О теоретической философии Г. Когена.— «Логос», 1910, кн. 1; Бакрадзе К. С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. Ю., 1960; Гаиденко П. П. Принцип всеобщего опосредования в неокантианстве Марбургской школы кн.: Кант и кантианство. М., 1978; Наюгр Р. H. Cohen als Mensch, Lehrerund Forseher. В., 1918.
Г. Б. Гутнер, А. П. Огурцов

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
363.13 кб

Философия культуры Германа Когена

Белов Владимир Николаевич
Вниманию читателя предлагается небольшая работа основателя Марбургской школы неокантианства Г. Когена, посвященная чрезвычайно популярной и спорной проблеме о специфике наук о духе.
Читать PDF
327.28 кб

Является ли Герман Коген неокантианцем?

Белов Владимир Николаевич
Речь идет о преодолении плоского и поверхностного подхода к оценке неокантианства: стала уже философским штампом характеристика неокантианства как одностороннего понимания Канта, его извращения и, таким образом, тупикового ответвл
Читать PDF
345.24 кб

Другой критический идеализм Германа Когена

Мунк Райнир
Предлагается обсуждение вопроса «Зачем изучать Когена?» Дается первый и предварительный ответ, согласно которому изучение мысли Германа Когена актуально для современной философии по крайней мере по пяти причинам.
Читать PDF
1.54 мб

Петербургский эпизод Германа Когена и не только

Вихнович В. Л.
В статье рассматриваются обстоятельства посещения в 1914 г. философа Германа Когена Петербурга, а также Москвы, Вильно и Варшавы, его лекции о сущности и перспективах иудаизма, отклики на его выступления общественности.
Читать PDF
17.17 мб

Этика в системе философского критицизма Германа Когена

Белов Владимир Николаевич
Статья посвящена этическим построениям основоположника марбургской школы неокантианства Германа Когена.
Читать PDF
282.97 кб

Критическая философия Германа Когена* глава шестая. Этика

Пома А.
Читать PDF
317.85 кб

Критическая философия Германа Когена. Глава шестая. Этика

Пома Андреа
Читать PDF
94.32 кб

Пома А. Критическая философия Германа Когена (Р. В. Савинов)

Савинов Родион Валентинович
Рецензия на книгу А. Помы «Критическая философия Германа Когена». (М.: Академический проект, 2012)
Читать PDF
133.59 кб

О некоторых принципах теоретической философии Германа Когена

Длугач Тамара Борисовна
Читать PDF
210.58 кб

Международная научная конференция «Герман Коген и культура ХХ века»

Белов В. Н.
Читать PDF
216.63 кб

Размышляя о Германе когенеобзор докладов на международной конференции

Белов В.Н.
Читать PDF
307.30 кб

АВТОНОМИЯ РАЗУМА И РЕЛИГИЯ ОТКРОВЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ ГЕРМАНА КОГЕНА

Белов В.Н.
В статье обосновывается мысль о том, что философия религии Когена является попыт-кой синтеза кантианства и иудаизма, анализируются основные идеи главы марбург-ской школы неокантианства, которые, по его мнению, должны были осуществ
Читать PDF
242.76 кб

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ГЕРМАН КОГЕН В ИСТОРИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ"

Белов Владимир Николаевич, Петров Василий Борисович, Лебедева Анастасия Владимировна
Читать PDF
195.98 кб

Сокулер З. А. Герман Коген и философия диалога. М. : Прогресс-Традиция, 2008. 312 с

Белов В. Н.
Читать PDF
656.85 кб

Религиозная философия Кузанца в трудах Германа Когена: Коген и проблемы «Восточного еврейства»

Цайер К.