ГЕРИЛЛ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГЕРИЛЛ

3 в. до н. э.)—греческий философ-стоик, ученик Зенона из Кития. 13 сочинений Герилла, посвященных гносеологии, этике и политике, содержали, видимо, полемику с Зеноном (SVF 1 409). Подобно Аристону Хиосскому, Герилл не членил сферу безразличного, но ввел понятие «вспомогательной цели» , доступной не-мудрецу. При этом конечной целью объявлялось знание (411), чем полностью устранялось основание для принятия «вспомогательной цели». В трактовке знания как высшего блага заметно платоническое влияние, что отметил уже Цицерон (Ас. рг. II 129). У Герилла, следовательно, начинают проявляться те черты, которые характерны для Диогена Вавилонского, Антипатра из Тарса, а особенно для Панэтия и Посидония. Вокруг Герилла сложился кружок единомышленников (Cic. De or. Ill 62), не переживший, по-видимому, 3 в. до н. э. Фрагм.: SVF I 409—421; Столяров. Фрагменты, т. 1, с. 141-145. Лит. см. к ст. Стоицизм.
А. А. Столяров

Источник: Новая философская энциклопедия

ГЕРИЛЛ
ГЕРИЛЛ (???????) (3 в. до н. э.), стоик, ученик Зенона из Кития. Традиционно (на основании D. L. VII 37; 165 = SVF I 411) Г. считается уроженцем Карфагена, однако высказано мнение (Von der M?hl), что рукописное чтение ??????????? («халкедонянин») надежнее, чем ??????????? («карфагенянин»). Г. с юных лет жил при Зеноне (SVF I 409), но впоследствии разошелся с ним по ряду принципиальных вопросов догматики. От известных по названиям 13 сочинений Г., посвященных гносеологии, политике и этике (и содержавших, по-видимому, полемику с Зеноном), - «О постижении» (???? ?????????), «Законодатель» (?????????), «Наставник» (??????????), «Управитель» (???????), «Распорядитель» (???????????), «О страстях» (???? ?????), «Этические положения» (?????? ??????), «Об упражнении» (???? ????????), «Медея» и др. (SVF I 409), - почти ничего не сохранилось. Конечной целью Г., в отличие от прочих стоиков, объявил знание (SVF I 411 ел.). Подобно Аристону, он, по-видимому, не членил сферу безразличного (SVF I 415), но при этом ввел понятие «вспомогательной цели» (????????; данный неологизм успеха не имел и больше никем из известных стоиков не использовался), которая отличается от конечной цели: к первой стремятся и немудрецы, а ко второй — только мудрец (411). В трактовке знания как высшего блага заметно платоническое влияние, что отметил уже Цицерон (Acad. II 129 = SVF I 413). У Г., следовательно, начинают проявляться те черты, которые характерны для Диогена Вавилонского, Антипатра из Тарса, а особенно для Панетия и Посидония. Вокруг Г. сложился кружок единомышленников (SVF I 414), не переживший, по-видимому, своего основателя. С Г. и его приверженцами полемизировали Клеанф (SVF I 481) и Тиснил (SVF III 25).     Фрагм.: S VF I 409^21; рус. пер.: СТОЛЯРОВ, Фрагменты, I, с. 141-145.     Лит.: Festa N. Il filosofo Erillo e la sua produzione letteraria, - RAL ser. VI, 9, 1933, p. 220-226; Von der M?hl P. Zwei alte Stoiker. Zuname und Herkunft, - MusHelv 20, 1963, p. 1-9; ZoubosA. N. Zu den ???????? ?????????,- Platon 16, 1964, p. 23-324; Ioppolo ?. ?. Lo stoicismo di Erillo, - Phronesis 30, 1985, p. 58-78.     А. А. СТОЛЯРОВ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь