ГЕРАКЛИТ ИЗ ЭФЕСА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГЕРАКЛИТ из Эфеса
древнегреческий философ. Философию Гераклита составляют следующие идеи: мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечным живым огнем, закономерно воспламеняющимся и снова закономерно угасающим. Из всемогущего божественного первоогня, который является чистым разумом, путем раскола и борьбы произошло множество вещей («путь вниз1); согласие и мир ведут к оцепенению, пока оцепенение вновь не превращается в единство первоогня («путь вверх»). В этом вечном движении вверх и вниз из Единого происходит все и из всего — Единое.
Даты жизни. Родился ок. 544 до н.э. Принадлежал к аристократическому роду. Занимался в Эфесе политической деятельностью. Выступал как критик и оратор. Умер ок. 483 до н.э.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ГЕРАКЛИТ ИЗ ЭФЕСА
(540—480 до н. э.) — древнегреческий философ, основатель начальной формы диалектики. Согласно Г., «космос» (синоним термина «мир») не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым Огнём, мерами воспламеняющимся и мерами угасающим. «Логос» порождает через борьбу и расколы множественность вещей («путь вниз»). Логос — это верховный разум; всеобщий закон взаимопревращения вещей, а также количественных отношений этого процесса. Согласие и мир через «оцепенение» циклично возвращаются в состояние первоогня («путь вверх»). Из Единого все происходит и из всего — Единое. Философия, по Г., это искусство верной интерпретации и разделения чувственного текста на «слова и вещи». Каждое словопонятие призвано объединять («мудрость в том, чтобы знать все как одно») в себе соответствующую пару противоположностей. В истории философии Г. более всего известен и заметен благодаря своим взглядам в области диалектики. Общеизвестным мыслям об изменениях Г. придал абстрактновсеобщую, философскую форму («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»). Идея об изменениях оказалась объединенной у Г. с идеей единства и борьбы противоположностей. Именно благодаря Г. диалектические идеи становятся существенным компонентом историкофилософских концепций, раскрывая сложность и противоречивость процесса познания, относительный и ограниченный характер человеческих знаний о действительности и себе самом. Своеобразный ренессанс идей Г. наблюдается в XIX в. (Г. Гегель, Ф. Ницше) и в ХХ в. (О. Шпенглер, М. Хайдеггер).

Источник: Философский словарь инженера. 2016

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
130.32 кб

Гераклит и Гермодор в политической истории архаического Эфеса

Лаптева Марина Юрьевна
В статье рассматривается проблема политической роли греческих интеллектуалов в греческих государствах Ионии VI века до н. э.