ГЕНОН Рене Жан Мари Жозеф

Найдено 1 определение
ГЕНОН Рене Жан Мари Жозеф
(1886, Блуа – 1951, Каир) – философ-традиционалист, последовательно изложивший принципы «священной науки», т.е. систематического описания корпуса символов, употребляемых в религиях и мифологиях народов мира. В 1904, после окончания католической школы в Блуа, Г. переезжает в Париж, где продолжает свое образование, особенно в области математики и философии. Занятия философией порождают интерес к тайным наукам, к западной и восточной эзотерике. Войдя в круг последователей Ж. д’Анкосса, главы мартинистского ордена, мэтра французской школы оккультизма, более известного под именем Папюс, Г. за несколько лет достиг высших ступеней в этом ордене, а затем, порвав с Папюсом и его окружением и избрав своими наставниками представителей эзотерических традиций Востока, познакомился с основами суфийских доктрин. В 1912 Г. принял ислам и получил посвящение, но не афишировал этот поступок, считая его сугубо индивидуальным выбором, а отнюдь не примером для подражания. Напротив, активно участвуя в духовной жизни Запада, он опубликовал множество статей, рецензий, книг, в которых рассматривал христианство, в частности католицизм, как единственную, еще сохранившуюся традицию на фоне упадка, переживаемого современным Западом. В 1925–1928 Г. пишет книги «Восток и Запад», «Кризис современного мира», «Царь мира», «Духовное владычество и мирская власть», а также множество статей для журнала «Покрывало Изиды» (впоследствии – «Исследования традиции»). В этот же период Г. вместе со своим другом, христианским эзотериком Л.Шарбонно-Лассэ сотрудничает в католическом журнале «Regnabit» и участвует в организации группы исследователей христианского эзотеризма под названием «Интеллектуальное излучение Сердца Господня». Статьи этих лет были позднее объединены учениками и последователями Г. в книги «Фундаментальные символы священной науки» и «Замечания о христианском эзотеризме». Смерть жены и наступившая вслед за тем трудная полоса в жизни Г. стала одной из причин его отъезда на Восток. В 1930, отправившись по приглашению друзей в Египет, он решил не возвращаться во Францию. Поселившись в пригороде Каира, он завершил труды, над которыми работал давно, – «Символика креста» и «Множественные состояния существа», продолжал сотрудничать с журналом «Исследования традиции», вел обширную переписку. В 1945 он объединил статьи, опубликованные в разное время в этом журнале, в книгу «Заметки об инициации», занявшую в его системе одно из центральных мест. В 1946 вышла в свет «Великая триада» Г., посвященная китайской эзотерической традиции. Сам Г. не считал себя ни философом, ни создателем нового учения, а всего лишь глашатаем и толкователем извечных истин, преданных забвению на Западе и еще сохранившихся на Востоке. Он стремился изложить «священную науку» языком Р. Декарта, полагая, что ее аксиомы в исходной трактовке уже непостижимы для представителей западной цивилизации. Основополагающим в мировоззрении Г. является понятие первозданной традиции, выражающей всеобщий, космический смысл мироздания и проявляющей себя через те или иные «традиционные формы», необходимые, чтобы обеспечить адаптацию «высших принципов» к различным историческим условиям. Сопоставление мифологических, религиозных, народных традиций христианства, ислама, индуизма, даосизма, выявление их общего «эзотерического ядра» присутствуют во всех произведениях Г. Согласно Г., традиция есть основа подлинного интеллектуализма и духовности, ибо возвещает истины неизменные и вечные, которые, вопреки распространенному заблуждению, не вступают в противоречие с современной наукой, а, напротив, способствуют осмыслению ее роли в правильной перспективе. «Мирским псевдонаукам» он противопоставил «традиционные науки», широко использующие язык символов. Символическая система познания сочетает разум и интуицию; символы, в отличие от философских категорий и научных понятий, не выдуманы людьми, они извечны. Среди традиционных символов, встречающихся испокон веков почти по всей земле, наиважнейший – крест. В фундаментальной работе «Символика креста» (1931) Г. продемонстрировал многозначность этого символа – от наивысшего метафизического до бесчисленных производных значений. Знак креста прежде всего знаменует реализацию «Универсального Человека». Во вселенной Г. все возможное – реально, а потому существует неограниченное множество миров, или «состояний существа и уровней Экзистенции». Человек представляет только один из этих уровней. Но, отмечает Г., существует аналогия между ним и Универсальным Человеком, необусловленным и трансцендентным по отношению ко всем частным способам существования и даже к самой Экзистенции. Г. постоянно обращался к символам мирового центра, о котором особенно подробно говорится в одной из самых блестящих его работ – «Царь мира» (1927), где затронута тема традиционного первозданного центра, изначально располагавшегося на полюсе и в символическом смысле всегда остающегося «полярным», поскольку остальные средоточия духовности – всего лишь его ответвления или филиалы. Именно там, на «Полярной горе», именуемой у разных народов по-разному – горой Меру, Монсальватом, «Белым островом», – праотцы человеческие получили откровение свыше и стали первыми хранителями традиции. «Мировая ось», символизируемая также «мировым древом» или камнем «омфалосом», пересекает все области космоса, соединяя преисподнюю, землю и небо, и в то же время находится посреди «священной земли», которую все народы называют поразному, но наделяют сходными признаками. Традиционный порядок может подвергнуться порче, искажению. Исправление положения мыслится Г. как возвращение к истокам, очищение от искажений, приведение отвечающих духу времени форм в соответствие с неизменной сущностью вещей. Это образно выражено в понятии «золотого века», «земного рая» – порядка, существовавшего изначально, с которым следует соотносить всякий возникающий во времени порядок. История человечества есть постепенное удаление от абсолюта, отпадение от истоков знания, деградация. Однако все прежние цивилизации сохраняли его принципы в своей духовной жизни, тогда как современный мир с его концепцией прогресса свидетельствует о полном разрыве с традицией. Обвинительной речью против материалистической цивилизации стала работа Г. «Кризис современного мира» (1925) с ее продолжением – «Царство количества и знамения времени» (1945). Переход качества в количество сопровождается процессом неуклонного «оплотнения», «материализации» Вселенной. В царстве природы он характеризуется медленной, а потому незаметной для глаза трансформацией первозданного земного рая в каменный, кристаллический, а затем и металлический ад; в области общественных отношений – последовательной сменой четырех «юг», каждой из которых соответствует своя форма правления: теократия, монархия, демократия, охлократия; в сфере мысли – постепенным «замутнением» высших принципов, которые со временем становятся недоступными для большинства людей. Г. подчеркивает, что люди, ограничившие свои интеллектуальные амбиции изобретением и конструированием механизмов, сами в полном смысле слова являются машинами. Человек в западной цивилизации стал одиночкой, лишенной корней и безликой, а общество, превратившись в механическую совокупность индивидов, утратило иерархическую выстроенность и взаимосвязь своих частей, свойственную живому организму. Вера в бесконечное могущество техники, бездумное преклонение перед научно-техническим прогрессом, стремление человека отождествить себя с машиной и почти физически слиться с ней в некий сатанинско-сюрреалистический организм – все это вызывало у Г. решительный отпор. Отвращение Г. к материалистической цивилизации соседствует с неприятием демократии как власти народа. Народ, полагает он, не в состоянии пользоваться властью, которой он не наделен: истинная власть даруется только свыше и может быть легитимной лишь в том случае, когда ее утверждает духовная иерархия.
Соч.: Кризис современного мира. М., 1990; Символы священной науки. М., 1997; Очерки о традиции и метафизике. СПб., 2000; Избр.
Соч.: Царство количества и знамения времени. Очерки об индуизме. Эзотеризм Данте. M., 2003; Символика креста. Царь мира. Заметки об инициации. M., 2003; Человек и его осуществление согласно Веданте; Восточная метафизика. М., 2004; Восток и Запад. СПб., 2005; Наука букв. СПб., 2013; Наука чисел. СПб., 2013; Introduction générale à l’étude des doctrines hindoues. P., 1921; Le Théosophisme, histoire d’une pseudoreligion. P., 1921; L’erreur spirite. P., 1923; L’Homme et son devenir selon le Védânta. P., 1925; Autorité spirituelle et pouvoir temporel. P., 1927; Les Etats multiples de l’être. P., 1932; La Grande Triade. P., 1946; Initiation et réalisation spirituelle. P., 1952. Лит.: Стефанов, Ю. H. Рене Генон и философия традиционализма // Вопросы философии. 1991. № 4; Его же. Рене Генон, великий суфий, тамплиер XX века // Наука и религия. 1994. № 8; Мероз, Л. Рене Генон. М., 2013; Chacornac, P. La vie simple de René Guenon. P., 1958; Seront, P. René Guenon. P., 1977. T.M. Фадеева

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.