ГЕНДЕР

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Гендер
лат. "gender") - пол в его физическом, анатомическом аспекте.

Источник: Философия политики: глоссарий

Гендер
социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологии, а от социальных условий (например, общественное разделение труда, социальные функции, культурные стереотипы и т.п.).

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ГЕНДЕР
[англ. gender] – понятие, введенное для разграничения двух смыслов в понятии «пол». Гендер — социальный пол, детерминируется социально-историческими и этнокультурными условиями. Выделяют личностный гендер, структурный — представленный на уровне социальных институтов, и символический — культурное содержание мужественности и женственности.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

ГЕНДЕР
понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека; это социальное измерение пола, т.е. социокультурный феномен, означающий, что такое быть мужчиной и женщиной в том или ином обществе. Современная социальная наука различает понятия «пол» и «гендер». Если понятие «пол» отражает биологические, анатомо-физиологические особенности людей, то гендер – это культурно-специфический набор признаков, определяющих социальное поведение женщин и мужчин, их положение и роль в обществе взаимоотношения между ними.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

ГЕНДЕР
англ.-род по полу – мужской, женский ): 1. (Общее значение) – различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу. 2. (Социологическое значение) социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним и потому может отличаться от повседневного. Социологи и социальные психологи утвержлают пол относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди делятся на категории "мужчина", «женщина» или в редких случаях "гермафродит" (когда характеристики обоих полов фактически или явно объединены), а гендер – к социальным и социально-психологическим атрибутам, подразделяющим людей на категории "мужской", "женский" или "гермафродитный" (когда характеристики обоих гендеров преднамеренно или непреднамеренно объединены). Эти черты изучаются посредством сложного и продолжительного процесса социализации. Антропологи, психологи и социологи подчеркивали, что гендер определяется не биологически, а социально и посредством культуры, являясь культурно и исторически относительным. Его значение, интерпретация и выражение изменяются и внутри, и между культурами, служа объектом исторических перемен. Социальные факторы – власть, класс, возраст, раса и этнос – тоже образуют особое значение, выражение и опыт гендера, выделяя тот факт, что его нельзя уравнивать каким-либо упрощенным способом с полом или сексуальностью. Различия между полами часто становятся основой социальной стратификации, фактического социального неравенства, против которого выступает феминистское движение.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ГЕНДЕР
социальный, культурный пол, поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социализации. Если понятие «пол» фиксирует биологические и физиологические различия между мужчиной и женщиной, то «гендер» описывает социальные и культурные различия между полами, которые не наследуются, а приобретаются в обществе. Для обозначения половой принадлежности принято использовать два понятия: секс и гендер. Если секс обозначает биологический пол и суммирует биологические различия между мужчиной и женщиной. то гендер является социальной конструкцией, обозначающей особенности поведения, социальных стратегий. Секс детерминирован, биологическими факторами: гормональным статусом, особенностями протекания биохимических процессов, генетическими различиями, анатомией. Гендер - своеобразный итог социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью. Существуют некоторые универсалии в восприятии пола. Так, мужское ассоциируется с инициативностью в отношениях, агрессивностью, установкой на господство, авантюризмом, стремлением к лидерству, рациональностью в мыслях и действиях, стремлением к монологу, эгоизмом. Женская линия в поведении, как правило, связана с мягкостью, ответственностью, ненасилием, терпимостью, альтруизмом, эмоциональностью, диалогичностью, стремлением к поиску компромисса и т.п. В зависимости от характера общества тендерные различия будут иметь различную силу. Этнографы устанавливают усиление гендерного неравенства от охотническисобирательских к аграрным культурам и существенное его снижение далее к индустриальной культуре и особенно к информационному обществу.

Источник: Тематический философский словарь

ГЕНДЕР
(англ. gender) — соц. пол. В совр. социологии и социальной психологии понятие «Г.» различается с понятием «секс» (sex, биол. пол), к-рое обозначает совокупность биол. характеристик половой принадлежности, заданных генетически: хромосомный набор («XX» у женщин и «XY» у мужчин), гормональный комплекс и др. первичные половые признаки (конституция тела, строение скелета, тип гениталий, наличие/отсутствие органов для вынашивания и вскармливания плода и т.д.). Принято считать, что биол. пол явл. объективным фактором, не зависящим от воли и деятельности индивида, его социокульт. окружения, он явл. важной предпосылкой соц. психологии и способов индивидуальной самореализации. Т.о., биол. пол выступает как субстанция, проявляющаяся во врожденных наклонностях индивида, как напр., в предрасположенности мужчин к войне, политике, интеллектуальной деятельности, женщин — к заботе о детях, домашнему хоз-ву и пр. Несмотря на свою генетическую объективность, пол-секс оказывается ценностно нагружен и включен в систему властноидеологич. конкуренции об-ва. Именно дифференциация и функционирование этих ценностно-теор. комплексов составляет предмет гендерного анализа, что предполагает многоуровневость самого понятия Г. Этим объясняется то, что несмотря на длительную историю гендерных исследований, сам термин «Г.» был введен в науку лишь в 1970-х гг. Его автором явл. амер. феминистка Г.Рабин, к-рая в работе «Торговля женщинами» (1974) различает генитально-репродуктивный (т.е. биол.) пол и гендерную систему отношений, основанную на иерархически конституированном различии мужского и женского. Причем это конституирование производится не на основе чисто биол. критериев, а на фоне их соц., экон., полит., религ., символич. и др. интерпретаций, соответствующих специфике и потребностям патриархального (маскулинного) об-ва. Др. представительница феминистской социологии Р.Унгер в кн. «Новое определение пола и гендера» (1979) предлагает понимать Г. как комплекс поведенческих норм, соц.-психол. стереотипов и коммуникативных установок, принимаемых субъектами, к-рые идентифицируют себя и действуют как «мужчины» и «женщины». Т.о., к началу 1980-х гг. оформились две осн. стратегии в понимании и исследовании Г.: 1) «системно-гендерный анализ», акцентирующий внимание на исследовании институциональных форм гендерного взаимодействия в об-ве, властно-полит. и экон. структурации гендерных отношений и гендерной стратификации; 2) «субъектно-гендерный анализ», ориентированный на выявление личностно-психол. и социокульт. факторов гендерного взаимодействия с особым вниманием к культ.-истор. фону гендерной самореализации. В результате полемики и взаимодействия этих методол. стратегий понятие «Г.» переросло рамки простой оппозиции «мужское — женское» и трансформировалось в образ целого спектра гендерных ролей, вариативность к-рых распространяется не только по групповым или половозрастным категориям, но и на пространство персональной идентичности в пределах включенности индивида в самые разнообразные поля (серии) соц. взаимодействия. Манифестом этой трактовки Г. явл. изв. фраза из кн. Ж.Бодрийара «Забыть Фуко» (1977): «Сегодня нет ничего менее надежного, чем пол. Принцип неопределенности распространяется на половые отношения, как и на отношения политические и экономические». В общем контексте совр. соц. теории и соц.-психол. технологии понятие «Г.» выступает как: 1) категория соц. демографии; 2) соц. конструкция; 3) субъективная идентификация; 4) идеологич. конструкция; 5) сеть («network») межсубъектных и межгрупповых интеракций; 6) соц. технология 7) культ. метафора. Лит.: Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2005; Введение в гендерные исследования. СПб.; Харьков, 2001. Ч. 1—2; Гутов Е.В. Полоролевые концепции в культурологии ХХ века // Проблемы отечественной и зарубежной культурологии XIX—XX веков: Учеб. пособие. Нижневартовск, 2004; Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2003. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ГЕНДЕР
gender) - социальный пол В англ. яз. разграничиваются понятия социального пола ("gender") и биологического ("sex"). Терминологически понятие Г. оформилось в процессе теоретического развития феминизма, а затем и собственно тендерных исследований (см. "Гендерные исследования"). Этимология слова "гендер" представлена несколькими значениями. В русск. яз. элементы системы род - пол оказываются тесно взаимосвязанными, поэтому у нас гендер переводят как род. В словаре В. Даля слова "муж", "жена", "пол", "род" как бы концентрируют смысловые особенности тендерной проблематики в их конкретной русскоязычной специфике, выражая при этом особенности полосимволизма. В частности, исследователи подчеркивают, что слово "род" - мужского рода и предусматривает сложноподчиненную, иерархическую зависимость. Обосновывается необходимость рассматривать не опыт пола (sex), а опыт рода, соотнесенного с социально-культурными характеристиками.
Соотнесение Г. с родом позволяет обнаружить еще одно его значение - представление. Термин "гендер" понимается как представление отношений, показывающих принадлежность к классу, группе, категории. Г. выражает отношение принадлежности. Т. о., Г. приписывает или закрепляет за каким-либо объектом или индивидом позицию внутри класса, а следовательно, и позицию относительно других классов. Понятно столь пристальное внимание к понятию Г., т. к. в значении социального пола/рода оно становится не просто описательным понятием, а предстает как определенная когнитивная схема, включенная в анализ и объяснение властных отношений в обществе.
Современное обществознание последовательно и весьма продуктивно разрабатывает данное понятие как одно из важнейших для анализа оснований социальности и ее форм. Смысл понятия "тендер" заключен прежде всего в идее социального моделирования или конструирования пола. Социальный пол конструируется социальной практикой. В обществе возникает система норм поведения, предписывающая выполнение определенных половых ролей; соответственно возникает жесткий ряд представлений о том, что есть "мужское" и "женское" в данном обществе. Г. - совокупность социальных репрезентаций, а не природой закрепленная данность. Г. - культурная маска пола, то, что мы думаем о поле в границах наших социокультурных представлений. Более того, пол и есть только Г., т. е. то, что стало полом в процессе его социализации. Не пол принадлежит человеку, а человек полу, а он определен властью и языком. В современном обществе все труднее провести границу между биологической предопределенностью пола и его социальным моделированием. "Сегодня нет ничего менее надежного, чем пол. Принцип неопределенности распространяется на половые отношения, как и на отношения политические и экономические" (Бодрийяр).
При всем многообразии подходов и позиций в отношении определения Г. имеет смысл выделить две концепции: теорию социальной конструкции Г. и теорию тендерной системы. Первый подход рассматривает динамическое измерение тендерной культуры и воспроизводство ее в процессе социализации и представляет диахронический аспект культуры. Второй подход концентрируется на гендерном измерении культуры общества - это синхронический аспект.
В логике первого подхода (Г. как социальный конструкт) называют три группы характеристик: биологический пол, полоролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе, и т. н. "гендерный дисплей" - многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского действия и взаимодействия. Понятие "тендерный дисплей" введено И. Гоффманом и выражает множество проявлений культурных составляющих пола. В соответствии с данным подходом Г. предстает как измерение социальных отношений, укорененное в данной культуре.
Синхронический аспект гендерной культуры описывается в терминологии "гендерной системы". Понятие "тендерная система" включает разнообразные компоненты и по-разному определяется разными авторами. Но в основном подчеркивается то, что гендерная система есть совокупность отношений между полами (и внутри полов). Поскольку гендерная система предполагает гендерное измерение публичной и приватной сферы, соотносит систему гендерной иерархии с другими социальными иерархиями и системами доминирования, то в анализе такого рода большая роль отводится изучению роли социальных институтов, реализующих тендерные технологии. Властные смыслы тендерных отношений во многом открылись в развитии именно такого подхода. Так, Г. Рабин, к примеру, показывает, что пологендерная система конструируется как набор соглашений, которыми общество трансформирует биологическую сексуальность в продукт человеческой активности. Другими словами, тендерная система, которая конструирует два пола как различные, неравные и даже взаимодополняющие, является фактически системой власти и доминирования, цель которой - концентрация материального и символического капитала в руках отцов. А. Рич отмечает, что Г. является своеобразной системой, продуцирующей различия и вписывающей эти различия в отношения власти и подчинения. Власть базируется на разветвленной системе различий, половые различия оказываются в этой системе генетически первичными. Именно на этой линии различения хорошо видно, как власть и общество в целом моделируют тендерное противостояние, превращая т. н. "несоциальные" различия в "социальные", пол/секс в пол/тендер.
Конструкция Г. есть одновременно продукт и процесс представления как о других, так и о самих себе. Смысл тендерной процессуальности состоит в том, что пол обретается. Стадии обретения пола - это стадии оформления Г. в движении от биологического пола к социальному. Одна из схем такого движения представлена Д. Лорбер. Она показывает предпосылки и компоненты Г., но нам представляется, что они могут быть рассмотрены и как этапы становления Г. как статуса и структуры: - пол (sex) как биологическая категория - непосредственно данное сочетание генов и гениталий, дородовой, подростковый и взрослый гормональный набор; - пол (sex) как социальная категория - предназначение от рождения, основанное на типе гениталий; - половая (sex - gender) идентичность - осознание себя как представителя данного пола, ощущение своего женского или мужского тела, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте; - пол (gender) как процесс - обучение, научение, принятие роли, овладение поведенческими действиями, уже усвоенными в качестве соответствующих определенному тендерному статусу; - пол (gender) как статус и структура - завершение оформления тендерного статуса индивида как части общественной структуры предписанных отношений между полами, особенно структуры господства и подчинения.
Первоначально в феминистских, а затем и в более широких тендерных исследованиях особое внимание уделялось технологиям формирования Г., тому самому научению и усвоению тендерных норм, которые во многом предопределяют модели отношений в том или ином обществе (см. "Гендерные технологии").
Стремление систематизировать и выстроить наличные позиции по понятию Г. дано в исследованиях наших соотечественниц О. Ворониной, Т. Клименковой, М. Малышевой и др. Обобщенный вариант западных подходов по данному вопросу представлен в модели, предложенной О. Ворониной. Она выделяет: Г. как социально-демографическую категорию; Г. как социальную конструкцию; Г. как субъективность; Г. как идеологический конструкт; Г. как сеть (network); Г. как технологию; Г. как культурную метафору.
В проблематизации "гендер как идеологический конструкт", например, представлена одна из феминистских линий анализа, определяющих Г. как инстанцию мужского доминирования, которое организует сексуальность через властную систему, где возможности контроля принадлежат мужчинам. Контроль происходит через объективацию женщин и, кроме того, - через эротизацию акта контроля как такового. Представители этой позиции подчеркивают, что в восприятии мужчин только женщины имеют Г., мужчины же могут не иметь такого знака специфичности, т. к. они представляют все человечество. Эта идея нашла отражение в давнем предрассудке, смысл которого в том, что пол, сексуальность - прерогатива женщин, отсюда выросла вся тема "мистики женственности" (Б. Фридан).
Г. как культурная метафора осмысляется в философии постмодернизма и является еще одним весьма продуктивным аспектом анализа предмета. Этот аспект в большей степени выражает культурно-символическую природу Г. Наличный культурно-символический тендерный ряд представляет не всегда явные ценностные ориентации и установки, оформляет образы феминности и маскулинности в их социокультурной конкретике, выражает культурно-символическую иерархию внеполовых дихотомий, которые оказываются предзаданы всей онтологией мужского и женского. Встроенность мужского и женского как онтологических начал в систему других базовых категорий трансформирует и их собственный, первоначально природно-биологический смысл. Пол становится культурной метафорой, а данная метафора способна выполнять функцию не только описания, но и оформления социальной реальности. Данная линия анализа развивается в основном французской постструктуралистской традицией (Люси Ирригарэ, Хелен Сису, Юлия Кристева), где весьма заметно влияние идей Деррида.
В несколько иной терминологии эта же линия анализа Г. развернута в аспекте изучения полового символизма. Так, этнографы, исследуя на своем материале проблемы половой дифференциации в рамках изучения брачно-семейной обрядности, воспитания детей и т. д., заострили внимание на формах полового символизма и показали, что тотальная половая дифференциация представлена и закреплена на первичных уровнях человеческого существования через половой символизм. Символика мужского и женского, данная через противопоставление, выполняет классифицирующую роль в построении модели мира. Мощность и разрешающая сила оппозиции мужское/ женское заложена в том, что полярность требует активного, творческого (творящего) взаимодействия оппозитов, что является сутью творения, существом мира и его гарантом. Отсюда универсализующая роль классификации по признаку мужское/женское, когда под нее подверстываются объекты, явления и действия, реально с сексуализацией универсума не связанные. Так, на уровне культуры весь мир (и природный, и вещно-предметный) оказывается сексуализированным, т. е. разделенным на две части по признаку мужское/женское.
В половом символизме большинства культур "мужское" отождествляется с духом, логосом, культурой, активностью, силой, рациональностью, светом, наполненностью, формой и т. д. "Женское" - с материей, хаосом, природой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью, тьмою, пустотой, бесформенностью. В европейской традиции патриархата эти ряды рассматриваются не только как дихотомия, но и как иерархия. Половой символизм хоть и в весьма опосредованной, растворенной форме, но также отражает властные смыслы тендерной дифференциации общества, что перекликается с актуальными концепциями символической власти.
В целом же следует отметить, что произошла трансформация статуса Г. от переменной в анализе до аналитической категории Анализ гендерных отношений по сути является анализом отношения власти полов в экономической, социальной, политической сферах жизнедеятельности
О В. Шабурова

Источник: Современный философский словарь

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
258.73 кб

Гендер и потребление: взаимовлияние двух категорий на процесс идентификации личности (к постановке п

Семёнова Марина Александровна
Рассматривается соотношение дефиниций «потребление» и «гендер».
Читать PDF
377.23 кб

Гендер в социальной коммуникации

Серебрянская В. Н.
В статье рассматривается проблема связи между гендерными архетипами и коммуникативными стратегиями общества. Рассмотрены понятия «гендер», «мужественность», «женственность».
Читать PDF
85.59 кб

Гендер в условиях информационной культуры

Федюнина Татьяна Вячеславовна
В статье речь идет об изменении гендеров в результате развития информационного общества, которое влечет за собой становление информационной культуры.
Читать PDF
301.82 кб

Брайсон В. Гендер и политика времени. Феминистская теория и современные дискуссии сводный реферат

Якубин Алексей Леонидович
Читать PDF
85.59 кб

Гендер и «Гендеризмы» в постнеклассической культуре

Яныкина А. Н.
В статье рассматривается проблемы гендера, гендерной идентичности в постнеклассической культуре.
Читать PDF
165.40 кб

Гендер «до» и «после» воскресения: Размышления об эсхатологической антропологии

Виктор Шлёнкин
Вопрос пола исключительно редко, если вообще поднимался в богословских кругах ранней церкви и средневековья. Брак был снова освящен в кругах реформаторов.
Читать PDF
381.07 кб

Гендер и трансгендер в проблеме пола

Купарашвили Мзия Джемаловна, Ветрова-Деглан Мери Сергеевна
В статье предложено разграничить проблемы гендера и трансгендера, которые, как правило, предлагаются исследователями в одной связке.
Читать PDF
342.64 кб

Генденрная картина мира как социально-философская проблема

Орионова В. В.
Читать PDF
341.11 кб

Понятие гендера как основа новой парадигмы мышления

Лукаш Д. С.
Читать PDF
147.54 кб

2004. 04. 029. Воронина О. А. Феминизм и гендерное равенство. - М. : Едиториал УРСС, 2004. - 320 с

Андреева И. С.
Читать PDF
122.62 кб

О философских основаниях концептуализации гендерной картины мира

Орионова Вероника Валерьевна
The article looks at different aspects of the issue.
Читать PDF
207.08 кб

О возможностях методологического совмещения экзистенциализма и теории гендера

Горбунова Инна Михайловна, Прокопьева Полина Викторовна
Статья посвящена анализу диапазона приемлемости методологии экзистенциализма и, прежде всего, прогрессивно-регрессивного метода Ж.П.
Читать PDF
134.64 кб

О гендерной картине мира в «Утопии» Томаса Мора

Булычев И. И.
Читать PDF
0.00 байт

Гендерные аспекты софиологии В. С. Соловьева

Н. Х. Орлова
Читать PDF
230.38 кб

Гендерный дискурс в русской женской литературе XIX века

Афанасьева Э. М.

Похожие термины:

  • Гендерная социализация

    процесс формирования мужской или женской идентичности в соответствии с принятыми в обществе культурными нормами.
  • ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ

    1. Специфический набор закрепленных в обществе и культуре требований и ожиданий, предъявляемых обществом к лицам мужского или женского пола. 2. Социально-культурная роль мужчины или женщины, опред
  • ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

    (англ. gender research) — сфера междисциплинарных исследований, изучающая взаимоотношения людей и соц. групп с т.зр. их гендерной идентичности — как «внутренней», т.е., самоидентичности, так и «внешней», д
  • гендерные исследования знания

    ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗНАНИЯ — возникшее в 80-е гг. 20 в. направление в философском феминизме. Феминистская эпистемология как часть социальной эпистемологии исходит из идеи социальной обусловлен
  • ГЕНДЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    способы, механизмы, каналы формирования института пола и закрепления соответствующих половых идентификаций. Логика современного определения социального пола (см. "Гендер") указывает на неразрывн
  • Гендерсон, Артур

    Henderson, Arthur) (1863-1935) - один из вождей английской Рабочей партии. Гендерсон был и остался, по существу, либералом, к тому же питающим склонность к религиозным проблемам. В Рабочей партии Гендерсон всегд