ГЕЛУГПА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Гелугпа
тибетск. «путь добродетели»); секта тибетского буддизма, основанная около 1400 г. Монахи гелугпа формируются посредством чтения священных текстов, исполнения культовых обрядов и интеллектуальных упражнений.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

ГЕЛУГПА
тиб.— закон добродетели), гелданпа (тиб.—добродетельный), жа-сер (тиб.— желтая шапка, отличит, атрибут одежды монахов) — будд. школа в Тибете, созданная в нач. 15 в. Цзонхавой. Глава школы, он же настоятель ее гл. монастыря — Галдан носит титул гьялва («победитель») и считается воплощением бодхисаттвы Ченрези (см. Авалокитешвара). Установив при помощи монголов в сер.16 в. власть над Тибетом и закрепив ее при посредстве китайцев, контролировавших с сер.17 в. сношения Тибета с внешним миром, школа распространилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве, Китае (преимуществ. как придворный культ). Доктрина школы опирается в инд. традиции на учение мадхьямиков-прасангхиков, в тиб. — в осн. на школу кадампа. Последователями Г. было разработано учение о «степенях пути», или лам-рим, под руководством ламы-учителя Значение последнего в Г.столь велико, что в традиции трехчленная формула обета Будде, общине и учению дополняется четвертым членом - обетом ламе. Внутр. единство школы Г. цементировалось строгим уставом, требовавшим от монахов безбрачия,отказа от употребления алкоголя и мяса, систематич. повышения своего образования, соблюдения новой обрядности (празднования Нового года и др.). Влияние школы закреплялось быстрым строительством монастырей: Галдан (1409), Брайбун (1416), Сера (1419) вблизи Лхасы и Ташилхунпо (1447) в Зап. Тибете.

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ГЕЛУГПА

(школа традиции монастыря Гэ) — одна из четырех ведущих школ тибетского буддизма. Основана Цзонкхапой (см.) на рубеже XIV-XV вв.; в настоящее время преобладает в Тибете, Монголии, а также на территории России — в Бурятии, Калмыкии и Тыве. В течение XV-XVI вв. влияние созданной Цзонкхапой школы Гелуг-па неуклонно росло, крепло и ее политическое влияние. Гелугпинцы постепенно создали мощную сеть монастырей дацанов, в которых проживало до нескольких десятков тысяч монахов. Дацаны были также образовательными центрами. Наиболее крупные дацаны имели три факультета: общий (философский — цанид), медицинский (гью) и тантрический (джуд); в небольших дацанах был только общий факультет; на тантрический факультет принимали только монахов, получивших общую философскую подготовку, а в группы по изучению «Калачакра тантры» — только самых способных из числа допущенных к изучению тантр. Система «цанид» предполагала последовательное изучение пяти дисциплин, на что уходило около пятнадцати лет (как правило, родители отдавали в монастыри детей в очень раннем возрасте): Логика (прамана) — по сочинениям Дхармакирти; Парамита (путь «классической» Махаяны) — по тексту Майтреи Асанги («Абхисамаяланкара»); Мадхьямака (по трактату Чандракирти «Мадхьямакаватара»); Виная (прежде всего Виная муласарвастивадинов); Абхидхарма (по «Абхидхармакоше» Васубандху и «Абхидхармасамуччае» Асанги). Высшей формой буддийской философии школа Гелугпа считает радикальную мадхьямака-прасангику. К началу XVII в. школа Гелуг-па превратилась в силу, доминировавшую как в духовной, так и в политической жизни Тибета. Кроме того, со второй половины XVI в. при поддержке ряда монгольских правителей, прежде всего Алтанхана, буддизм быстро распространяется в Монголии, причем власти там оказывают покровительство исключительно школе Гелуг-па. Внук Алтан-хана стал Далай-ламой IV, впервые сделавшим власть этих гелугпинских иерархов реальной политической силой. Позднее монгольский правитель Гуши-хан, вторгшийся в Тибет в 1640 г., оказал большую помощь Далай-ламе V в укреплении власти последнего в масштабе всего Тибета. Таким образом, в это же время тибетский буддизм не только распространяется за пределами Страны Снегов, но и формируются важнейшие для нарождающейся тибетской теократии институты Далай-лам и Панчэн-лам. При Далай-ламеVВеликом Нгаван Лобсан Гьяцо (16171682) Гелуг-па не только становится доминирующей школой тибетского буддизма, вытеснившей старые школы на периферию духовной жизни и оттеснившей их на культурные окраины Тибета, но и объединившей под властью своих иерархов практически весь Тибет (некоторым князьям удалось сохранить свою независимость и от гелугпинских Далай-лам и от самих «желтошапочников»; наиболее яркий пример—тибетское королевство Бутан, где доминирует одно из малых направлений школы Кагью-па). Далай-ламаV был, несомненно, выдающейся личностью: в нем сочетались таланты религиозного деятеля, опытного политика, тонкого дипломата, удачливого полководца, ученого-историка и тантрического йогина, практикующего таинственные ньингмапинские ритуалы. Искусно маневрируя между политическими силами региона (монголы Тушету-хана, маньчжуры, завоевавшие после 1644 г. Китай и установившие там власть своей династии Цин до 1911 г., различные феодальные кланы Тибета), Далай-лама V не только смог укрепить свою власть и централизованное управление Тибетом, но и сохранить свою страну фактически независимой: хотя цинские императоры Китая и считали Тибет своим вассалом, представляя в нем свою власть особым чиновником — амбанем, тем не менее реально Далай-лама оставался вполне самостоятельным государем. Поездка Далай-ламы V в Пекин для встречи с покровительствовавшим буддизму императором Шунь-чжи (1644-1662) еще больше укрепила престиж и авторитет тибетского иерарха. При Далай-ламе V в Лхасе, столице Тибета, возводится грандиозный дворец-монастырь Далай-лам—Потала (по названию «Чистой Земли» бодхисаттвы Авалокитешвары, «воплощением », или, точнее, проявлением, которого считаются Далай-ламы), поражавший воображение современников. В XVI-XVII вв. тибетский буддизм в форме школы Гелугпа окончательно утверждается в Монголии, откуда распространяется у калмыков (XVII в.), бурят (XVII-XVIII вв.) и в Тыве (XIX- начало XX в.).

Источник: Буддизм. Карманный словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
454.07 кб

«Абхисамаяламкара» как основа философского учения традиции Гелугпа

Гулгенова Арюна Цыденжабовна
В статье раскрываются понятие «Абхисамаяламкары», ее содержание и значение для тибетского буддизма.