ГЕКСЛИ ТОМАС ГЕНРИ
Источник: Атеистический словарь
Источник: Философский словарь. 1963
Источник: Философский энциклопедический словарь
L. Huxley. Life and Letters of T. H. H., I—II, London, 1900 (Repr. 1979); L. Huxley. T. H. H., London, 1920; H. Peterson. H. — Prophet of Science. New York, 1932 (Repr. 1977); H. C. Bibby. T. H. H., London, 1959; W. Irvine. T. H. H., London, 1960.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
4 мая 1825, Илинг, близ Лондона — 29 июня 1895, Истборн, Суссекс)—английский естествоиспытатель, философ и публицист. Преподавал естественную историю в Горной школе (1854—85). С 1851 член, в 1883—85 президент Лондонского королевского общества. Ему принадлежат научные работы в разных областях зоологии и геологии. Участвовал в морских плаваниях, из которых привозил большой научный материал. Гексли—один из ранних пропагандистов дарвинизма («О положении человека в ряду органических существ», 1864). Считал метод исследования Ч. Дарвина близким индуктивному методу Дж. С. Милля; при этом критиковал попытки перенесения биологического подхода на человеческое общество в социал-дарвинизме. Гексли не считал себя ни материалистом, ни идеалистом, ни атеистом, ни Теистом. Однако в ряде вопросов его точка зрения приближалась к одной из отмеченных позиций. Так, в вопросе о сознании он подчеркивал, что оно есть функция мозга, эпифеномен, появляющийся на определенном уровне организации материи. И в то же время говорил, что материя—это просто символ и все физические явления могут быть сведены к различным состоя-ниям сознания. Бесконечную и абсолютную энергию космоса зачастую называл Богом.
В философии объявлял себя последователем скептицизма Д. Юма («Hume». L., 1879). Ввел в философию термин «агностицизм», которым обозначил не только историческую позицию Юма, но и свою точку зрения, которая четко не устанавливает границ познаваемого, оставляя многие важные вопросы (напр., вопрос об изначальной причине всего существующего) сфере непознаваемого.
Гексли особо выделял этическую область («Evolution and Ethics», 1893), подчеркивая, что мораль зачастую действует вопреки космическому эволюционному процессу, ослабляя антисоциальные тенденции, укрепляя человеческую солидарность и организованность. Гексли также интересовался вопросами образования и педагогики («Об университетском воспитании», 1876).
Соч.: Collected Essays, v. 1-9. N. Y., 1896-1902; в рус. пер.: Введение в науку. M., I902.
Источник: Новая философская энциклопедия
Х а к с л и (Huxley), Томас Генри (4 мая 1825 – 29 июня 1895) – английский биолог, представитель естеств.-науч. материализма, пытавшийся примирить веру и знание в рамках агностицизма, первый популяризатор дарвинизма. Получил мед. образование; проф. Королевской горной школы (1854–85); с 1871 – секретарь, в 1881–85 – президент Лондонского королевского об-ва. Г. принадлежат исследования в области зоологии, сравнит. анатомии, эмбриологии, палеонтологии, антропологии, а также геологии. Особое место занимают работы, направленные на защиту и развитие дарвинизма. В 1863 Г. издал цикл лекций под общим назв. "Man´s place in nature..." (рус. пер. – "О положении человека в ряду органических существ", 1864), где доказывал происхождение человека из животного мира. В философии Г. считал себя последователем Юма. "Субстанция материи, – писал он, – есть неизвестное метафизическое качество, относительно существования которого нет доказательства... несуществование духовной субстанции равным образом недоказуемо" (Collected essays, v. 9, p. 66). Свою позицию Г. в 1869 в докладе в Лондонском метафизич. об-ве метко назвал агностицизмом (см. L. Huxley, Life and Letters..., v. l, p. 319–20), считая ее сходной с позицией Юма ("Hume", L., 1879, p. 60). Однако Г. стоял на позициях материализма, когда решал конкретные естеств.-науч. проблемы. Поэтому "под его агностицизмом скрывался в сущности материализм" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 80; ср. с. 195 и 23–24). Г. возражал против попыток переносить законы развития органич. природы на объяснение обществ. отношений. Г. известен также прогрессивными идеями в области воспитания. Он считал, что построенное на самодеятельности учащихся изучение законов природы должно занять в воспитании гл. место (см. "Об университетском воспитании", СПБ, 1876). Соч.: Collected ?ssays, v. 1–9, [N. Y.], 1896–1902; The scientific memoirs, v. 1–[5], L.–N. Y., 1898–1903. Соч. в рус. пер.: Введение в науку, M., 1902; Наши сведения о причинах явлений в органической природе, СПБ–?., 1866; Основы физиологии, М., 1899. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, ?., 1955, с. 39; его же, Развитие социализма от утопии к науке, М., 1953 (см. Введение к англ. изд.); Из переписки Дарвина, в кн.: Дарвин Ч., Иллюстрированное собр. соч., т. 8, М., 1909 (Приложение); Тимирязев К. А., Сочинения, т. 10, М., 1940 (см. Указатель имен. с. 381–82); Давиташвили Л. Ш., В.О. Ковалевский и Т. Гексли как естествоиспытатели-эволюционисты, в кн.: Тр. Ин-та истории естествозн., т. 3, М.–Л., 1949; История философии, т. 3, М., 1959, с. 453–55; Huxley L., Lifo and letters of Thomas Henry Huxley, v. 1–2, L., 1900. Б. Пышков. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.