ГЕКСЛИ ТОМАС ГЕНРИ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГЕКСЛИ (Хаксли) Томас Генри
1825-1895) - англ. биолог, друг Дарвина и популяризатор его учения. Науч. работы Г. характеризуют его как стихийного материалиста и атеиста, хотя сам он не считал себя материалистом. Г. ввел термин «агностицизм» и с позиций агностицизма считал, что невозможно ни опровергнуть, ни доказать существование бога. В. И. Ленин писал, что агностицизм Г. есть лишь фиговый листок материализма (см.: т. 18, с. 218).

Источник: Атеистический словарь

Гексли Томас Генри
 (1825—95) — англ. естествоиспытатель, друг и последователь Дарвина. Г. написал целый ряд крупных работ по биологии, сравнительной анатомии, палеонтологии и антропологии. Своими трудами он внес большой вклад в дело защиты и обоснования дарвинизма. В области философии считал себя сторонником Юма, доказывал, вслед за ним, что мы никогда не можем достоверно знать истинную причину наших ощущений. Эту свою позицию в философии Г. метко охарактеризовал словом «агностицизм». Однако агностицизм служил лишь прикрытием его стихийно-материалистических позиций, особенно в области естествознания.

Источник: Философский словарь. 1963

ГЕКСЛИ (Huxley) Томас Генри
род. 4 мая 1825, Илинг - ум. 29 июня 1895, Истборн) - англ, естествоиспытатель и философ; с 1854 - профессор в Лондоне. Находился под впечатлением учения Дарвина, которое горячо защищал, был эволюционистом и агностиком. Считал материалистическое понимание жизни единственно плодотворной естественнонаучной гипотезой, поскольку оно не забывает о том, что материя и сила являются лишь названиями определенных состояний сознания и что "закон есть лишь правило, которое всегда имеет силу в опыте и от которого мы поэтому ожидаем, что оно будет всегда иметь силу". Осн. произв.: "Man&s place in nature", 1863 (рус. пер. "Место человека в царстве животном", 1864); "Hume", 1879; "Evolution and Ethics", 1893.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГЕКСЛИ Томас Генри
английский естествоиспытатель и философ; р. 4.5.1825 (Илинг) — ум. 29.6.1895 (Истборн); с 1854 — профессор в Лондоне, находился под впечатлением учения Дарвина, которое горячо защищал, был эволюционистом и агностиком. Считал материалистическое понимание жизни единственно плодотворной естественно-научной гипотезой, поскольку оно не забывает о том, что материя и сила являются лишь названиями определенных состояний сознания и что «закон» является лишь правилом, которое всегда имеет силу в опыте и от которого мы поэтому ожидаем, что оно будет всегда иметь силу. Осн. соч.: Man’s place in nature, 1863, нем. изд. 1863 (рус. пер.: О положении человека в ряду органических существ, 1864); Hume, 1879; Evolution and Ethics, 1893.
L. Huxley. Life and Letters of T. H. H., I—II, London, 1900 (Repr. 1979); L. Huxley. T. H. H., London, 1920; H. Peterson. H. — Prophet of Science. New York, 1932 (Repr. 1977); H. C. Bibby. T. H. H., London, 1959; W. Irvine. T. H. H., London, 1960.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ГЕКСЛИ ТОМАС ГЕНРИ

4 мая 1825, Илинг, близ Лондона — 29 июня 1895, Истборн, Суссекс)—английский естествоиспытатель, философ и публицист. Преподавал естественную историю в Горной школе (1854—85). С 1851 член, в 1883—85 президент Лондонского королевского общества. Ему принадлежат научные работы в разных областях зоологии и геологии. Участвовал в морских плаваниях, из которых привозил большой научный материал. Гексли—один из ранних пропагандистов дарвинизма («О положении человека в ряду органических существ», 1864). Считал метод исследования Ч. Дарвина близким индуктивному методу Дж. С. Милля; при этом критиковал попытки перенесения биологического подхода на человеческое общество в социал-дарвинизме. Гексли не считал себя ни материалистом, ни идеалистом, ни атеистом, ни Теистом. Однако в ряде вопросов его точка зрения приближалась к одной из отмеченных позиций. Так, в вопросе о сознании он подчеркивал, что оно есть функция мозга, эпифеномен, появляющийся на определенном уровне организации материи. И в то же время говорил, что материя—это просто символ и все физические явления могут быть сведены к различным состоя-ниям сознания. Бесконечную и абсолютную энергию космоса зачастую называл Богом.
В философии объявлял себя последователем скептицизма Д. Юма («Hume». L., 1879). Ввел в философию термин «агностицизм», которым обозначил не только историческую позицию Юма, но и свою точку зрения, которая четко не устанавливает границ познаваемого, оставляя многие важные вопросы (напр., вопрос об изначальной причине всего существующего) сфере непознаваемого.
Гексли особо выделял этическую область («Evolution and Ethics», 1893), подчеркивая, что мораль зачастую действует вопреки космическому эволюционному процессу, ослабляя антисоциальные тенденции, укрепляя человеческую солидарность и организованность. Гексли также интересовался вопросами образования и педагогики («Об университетском воспитании», 1876).
Соч.: Collected Essays, v. 1-9. N. Y., 1896-1902; в рус. пер.: Введение в науку. M., I902.

Источник: Новая философская энциклопедия

ГЕКСЛИ ТОМАС ГЕНРИ

Х а к с л и (Huxley), Томас Генри (4 мая 1825 – 29 июня 1895) – английский биолог, представитель естеств.-науч. материализма, пытавшийся примирить веру и знание в рамках агностицизма, первый популяризатор дарвинизма. Получил мед. образование; проф. Королевской горной школы (1854–85); с 1871 – секретарь, в 1881–85 – президент Лондонского королевского об-ва. Г. принадлежат исследования в области зоологии, сравнит. анатомии, эмбриологии, палеонтологии, антропологии, а также геологии. Особое место занимают работы, направленные на защиту и развитие дарвинизма. В 1863 Г. издал цикл лекций под общим назв. "Man´s place in nature..." (рус. пер. – "О положении человека в ряду органических существ", 1864), где доказывал происхождение человека из животного мира. В философии Г. считал себя последователем Юма. "Субстанция материи, – писал он, – есть неизвестное метафизическое качество, относительно существования которого нет доказательства... несуществование духовной субстанции равным образом недоказуемо" (Collected essays, v. 9, p. 66). Свою позицию Г. в 1869 в докладе в Лондонском метафизич. об-ве метко назвал агностицизмом (см. L. Huxley, Life and Letters..., v. l, p. 319–20), считая ее сходной с позицией Юма ("Hume", L., 1879, p. 60). Однако Г. стоял на позициях материализма, когда решал конкретные естеств.-науч. проблемы. Поэтому "под его агностицизмом скрывался в сущности материализм" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 80; ср. с. 195 и 23–24). Г. возражал против попыток переносить законы развития органич. природы на объяснение обществ. отношений. Г. известен также прогрессивными идеями в области воспитания. Он считал, что построенное на самодеятельности учащихся изучение законов природы должно занять в воспитании гл. место (см. "Об университетском воспитании", СПБ, 1876). Соч.: Collected ?ssays, v. 1–9, [N. Y.], 1896–1902; The scientific memoirs, v. 1–[5], L.–N. Y., 1898–1903. Соч. в рус. пер.: Введение в науку, M., 1902; Наши сведения о причинах явлений в органической природе, СПБ–?., 1866; Основы физиологии, М., 1899. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, ?., 1955, с. 39; его же, Развитие социализма от утопии к науке, М., 1953 (см. Введение к англ. изд.); Из переписки Дарвина, в кн.: Дарвин Ч., Иллюстрированное собр. соч., т. 8, М., 1909 (Приложение); Тимирязев К. А., Сочинения, т. 10, М., 1940 (см. Указатель имен. с. 381–82); Давиташвили Л. Ш., В.О. Ковалевский и Т. Гексли как естествоиспытатели-эволюционисты, в кн.: Тр. Ин-та истории естествозн., т. 3, М.–Л., 1949; История философии, т. 3, М., 1959, с. 453–55; Huxley L., Lifo and letters of Thomas Henry Huxley, v. 1–2, L., 1900. Б. Пышков. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.