ГЕЙНЕ ГЕНРИХ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГЕЙНЕ Генрих
1797-1856) - нем. поэт, революционер-демократ, друг К. Маркса. Сочетал критику религии и церкви с язвительной и меткой сатирой. Критиковал религ. креационизм («Песни бытия»), доктрину божеств, целесообразности («К телеологии»), христ. богословие («К истории религии и философии в Германии»). Высмеивал схоластич. споры религ. фанатиков («Диспут», «Завещание»), вскрывал реакц. соц. смысл религ. проповедей о загробной жизни, противопоставляя им борьбу за счастье на земле («Германия. Зимняя сказка»). Критику религии Г. связывал с борьбой против феодализма, монархии, филистерства.

Источник: Атеистический словарь

Гейне Генрих
 (1797—1856) — нем. поэт, революционер-демократ, друг Маркса. Г. первый открыто указал на революционный характер, присущий нем. классической философии (и диалектике Гегеля), рассматривая ее как подготовку политической революция. История философии, по Г., — это история борьбы спиритуализма и сенсуализма; поет объявлял себя сторонником последнего («К истории религии и философии в Германии», 1834). Критику религии и идеализма Г. связывает с борьбой против феодализма, монархии и филистерства. Он выступает 8а демократическую революцию, за социализм, понимаемый в сен-симонистском духе, будущее человечества, по Г., неразрывно связано с осуществлением права народных масс на удовлетворение своих материальных потребностей и интересов. Термин «материализм» Г. отождествлял с механистическим материализмом 18 в., противопоставляя ему пантеизм в духе Спинозы.

Источник: Философский словарь. 1963

ГЕЙНЕ Генрих
13 декабря 1797, Дюссельдорф17 февраля 1856, Париж) — немецкий поэт, публицист, мыслитель. По образованию юрист, доктор права. Слушал в Бонне, Геттингене и Берлине лекции Ф. Вольфа, А. В. Шлегеля и Гегеля. В мае 1831 выезжает во Францию и становится политическим эмигрантом. Последние десять лет жизни (1846—56) был тяжело болен. Философский интерес представляют его работы «Романтическая школа» (Die romantische Schule, 1833, более полное издание 1836, рус. пер. 1900), где он констатировал конец «эпохи искусства» (Kunstperiode), высшим воплощением которого явилось творчество Гете, и «К истории религии и философии в Германии» (Zur Geschichte der Religion und Philosophie in Deutschland, 1834, рус. пер. 1958), где духовная жизнь Германии рассматривается как историческая борьба двух начал: жизнелюбивого языческого сенсуализма и христианско-аскетического спиритуализма.
Политические взгляды Гейне развивались от сен-симонизма к либерализму: политическую эмансипацию, совершаемую революцией, он требовал дополнить «эмансипацией плоти», а результатом этой борьбы должно явиться создание «светлой, гармонической свободной личности». Соч.: Werke. Lpz., 1887-90; на рус. яз.: Собр. соч. в б т. М., 1983. Лит.: Юрьев Г. Гейне и Берне. М.—Л., 1936; Косаковская Э.А. К. вопросу о философских взглядах Г. Гейне.—«Философские науки», 1958, 4, с. 185-194.
Т. П. Павлова

Источник: Новая философская энциклопедия

ГЕЙНЕ (Heine) Генрих
1797— 1856) — нем. поэт и публицист. Будучи современником двух революций — 1830 и 1848 гг., Г. занимал прогрессивную, радикальную политическую позицию; в 40-е гг. был лично близок Марксу, однако остался Приверженцем утопического социализма. Мировоззрение и творчество Г. отмечено глубокими противоречиями, к-рые для самого Г. были неразрешимы и определяют не только форму и содержание его худож..произв., но и его эстетику. Публицистические и поэтические начала переплетаются во всех жанрах его творчества, но никогда не сливаются. В эстетике Г. колеблется между признанием общественной роли иск-ва и идеей его независимости, автономности, не в состоянии подойти к этому противоречию диалектически. Сам будучи романтиком, он решительно критикует нем. романтизм за его общественную пассивность и аполитичность. Г. считает связь с жизнью непременным требованием совр. ему иск-ва, чутко воспроизводя тем самым худож. тенденцию эпохи, но это требование получает у него противоречивое выражение. Все собственно поэтические произв. Г. проникнуты эстетической проблематикой, раскрываемой в отчетливо романтическим духе. В их центре — образ поэта, его жизнь, его самоосознание, его кризис
ное положение на рубеже эпох, его внутренняя психологическая разъятость -и растерянность. При всей публицистической заостренности мысли такой поэт остается типичным романтиком, погруженным в себя,озабоченным проблемами своего «я». Вся социально-историческая проблематика времени преломляется у Г. в образе поэта, напряженно переживающего свою нецельность, кри-зисность. Осн. философско-эстетические работы Г.: «К истории религии и философии в Германии» (1834) и «Романтическая школа» (1833—35), в к-рой Г. делает остроумный обзор совр. ему нем. лит-ры для фр. читателей.

Источник: Эстетика: Словарь

ГЕЙНЕ ГЕНРИХ

1798-1856) - Вместе с другим известным немецким писателем, критиком и публицистом Берне, Гейне был идейным вождем "Молодой Германии" и самым талантливым из писателей и поэтов, входивших в эту группу. "Молодая Германия" представляла собою не только литературное течение, но и широкое идейное движение, знаменовавшее собой пробуждение немецкого общества от неподвижности и застоя первых десятилетий XIX в. Лозунгом "Молодой Германии" было освобождение от рутины во всех сферах умственной, художественной и общественной жизни, борьба с установившимися традициями, политической и общественной реакцией. Как литературное направление, "Молодая Германия" относилась одинаково отрицательно к обеим художественным школам предшествующей эпохи; она восставала и против классицизма Гете, как против художественного аристократизма и эстетического равнодушия, и против поэзии немецких романтиков, культивировавших своими порывами в бесконечное общественный индиферентизм и презрение к политической и социальной борьбе. Национальному и религиозному духу тогдашней немецкой поэзии "Молодая Германия" противопоставляла космополитизм и безбожие. Вся группа была проникнута живыми симпатиями к Франции, родине революционных идей и новых художественных исканий.
Первые произведения Гейне носят на себе еще печать романтизма, но уже в "Путевых картинах", написанных им в 1824 г., он стал на путь художественного реализма. В своих лирических стихотворениях ("Книга песен") Гейне является одним из величайших лириков мировой поэзии, классическим певцом "несчастной любви". В этой области для него характерно соединение самого нежного чувства с ядовитой насмешкой. В то же время Гейне дал высокие поэтические образцы общественной и политической сатиры. Господствовавшее в его время настроение "мировой скорби" отразилось и в его поэзии, в которой очень сильны пессимистические мотивы. Особенной силы достигли они в последний период жизни поэта, когда, прикованный тяжкой болезнью к своей "матрасной могиле", он дошел до апогея отчаяния, до беспощадного, часто циничного издевательства над "жалким миром, обреченным смерти". /Т. 20/.

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ГЕЙНЕ ГЕНРИХ

(13 дек. 1797 – 17 февр. 1856) – нем. поэт, публицист, мыслитель. По образованию юрист, доктор права. Слушал в Бонне, Геттингене и Берлине лекции Ф. Вольфа, А. Шлегеля и Гегеля. Друг Маркса. Филос. вопросов Г. непосредственно касался в своей работе "К истории религии и философии в Германии" ("Zur Geschichte der Religion und Philosophie in Deutschland", 1834, рус. пер. 1958). В философии Г. различал два осн. направления: идеализм и материализм (см. Полное собр. соч., т. 7, 1936, с. 37, 62–64), иногда смешивая материализм с сенсуализмом. Г. признавал большие заслуги франц. материализма, в к-ром он видел идейную подготовку "политической революции" конца 18 в. (там же, с. 61–62), однако понимал ограниченность материализма 18 в., рассматривавшего человека как "английскую машину", и видел, что метафизич. метод не может объяснить движения без помощи внешнего толчка и в конечном счете – бога: "... машина предполагает механика" (там же, с. 63). Оценивая деятелей нем. философии, Г. ставил Гегеля выше Канта и Шеллинга. Г., писал Ф. Энгельс, был единств. человеком, кто в то время сознавал, что филос. революция в Германии "служила введением к политическому перевороту" ("Людвиг Фейербах...", 1955, с. 5). При этом Г. видел и порок системы Гегеля – ее "метафизич. отвлеченность". В диалектич. исканиях нем. философии он находил отражение пантеизма, стихийно проявляющегося в нар. мышлении. Полагая, что в пантеизме заключена разгадка всякой рациональной философии, Г. восхищался "величавостью мыслей" Спинозы, несмотря на их "окоченевшую, старокартезианскую, математическую форму" (Полное собр. соч., т. 7, с. 235). Г. еще не вполне был свободен от заблуждения, будто материалисты относятся с пренебрежением к духу. В конце 1846 Г. сблизился с Марксом, к-рый повлиял на формирование его симпатий к коммунизму. Отрицая спиритуалистич. учение христ. церкви и с философской и с этич. т. зр., Г. реабилитировал материальное начало, земные потребности человека. Революц. демократ. Г. стремился к тому, чтобы нем. революция была не только "политич. эмансипацией", но и "эмансипацией плоти", что означало для него действие, направленное на удовлетворение материальных интересов народа. Свою веру в социальное освобождение масс и в будущее человечества Г. связывал с коммунизмом, приветствуя грядущую победу пролетариата, но вследствие идейного кризиса, пережитого Г. после поражения революции 1848, он выражал ложные опасения, не окажется ли пролетариат противником иск-ва и поэзии. Эстетич. воззрения Г. проникнуты стремлением наполнить поэзию гражд. политич. содержанием, идеями, волнующими демократич. классы общества. Унаследовав от классич. нем. лит-ры ее гуманизм, Г. резко отделял художеств. задачи своего времени от эстетизма Гете "художественного периода" с его отчужденностью от политич. борьбы. Однако Г. выступал в защиту Гете против вульгарно-радикальных критиков, принижавших эстетич. функции иск-ва ради абстрактно понятой гражданственности. Выступая против абстрактно-риторич. политич. поэзии, Г. выдвигал в противовес ей поэзию, насыщенную социальной мыслью. В своей работе "Романтическая школа" ("Die romantische Schule", 1833–36, рус. пер. 1900) Г. показал, что романтич. эстетика, идеализируя феод.-рыцарское прошлое Германии, служила и служит опорой феодализма и церкви. Для эстетики Г. характерен отказ от абсолютных норм красоты, демократизм, требование, чтобы искусство было "зеркалом жизни" (там же, с. 168), а поэтич. "слово" – матерью "дела" (см. тамже, с. 195). Эти взгляды Г., воплощенные в его поэтич. творчестве, сыграли большую роль в развитии демократич. эстетики в период подготовки революции 1848 в Германии. Гл. тенденция филос. и эстетич. мысли Г. устремлена от Гегеля в сторону диалектич. материализма, тенденция его политич. мысли – от Сен-Симона в сторону науч. социализма. Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1–2, М., 1957; Mеринг Ф., Гейне, в его кн.: Литературно-критические работы, т. 2, М.–Л., 1934; Луначарский А. В., Гейне-мыслитель, в его кн.: Статьи о литературе, М., 1957, с. 589–604; Хавтаси Г., Теория искусства Г. Гейне, Тб., 1956 (на груз. яз.); Корню О., К. Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность, т. 1, М., 1959, гл. 7; Peйман П., Основные течения в немецкой литературе 1750–1848, М., 1959 (см. Именной указат.); Косаковская Э. А., Социально-философские взгляды Генриха Гейне и его борьба против пруссачества, 1945 (Дисс., хранится в биб-ке им. Ленина); Victor W., Marx und Heine, В., 1953. И. Верцман. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
117.03 кб

ДАНТЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ ГЕНРИХА ГЕЙНЕ

Стадников Г.В.
Генрих Гейне оставил немного отзывов о Данте. Но каждый из них был связан со злободневными проблемами современности. В лице Данте Гейне видел поэта высокого гражданского пафоса, общественного обвинителя в поэзии.
Читать PDF
269.38 кб

«Все стихии прошлого» в поэме Генриха Гейне «Атта Троль»

Решетов Владимир Григорьевич
Статья посвящена анализу трех романтических глав в поэме Генриха Гейне «Атта Троль». Материалом исследования являются два фольклорных праздника: Вальпургиева ночь в изображении Гёте и ночь накануне Ивана Купалы у Гейне.
Читать PDF
208.98 кб

Принципы сюжетосложения в «Путевых картинах» Генриха Гейне

Громова Н. А.
Читать PDF
158.84 кб

Нерелигиозное отречение: «Романтическая школа» Генриха Гейне

Максимов Борис Александрович
В настоящей статье освещаются идеологические положения «Романтической школы» Гейне одного из первых и одного из самых противоречивых исследований, посвященных романтизму.
Читать PDF
86.41 кб

Эстетическая программа в жанре путевого очерка: Путешествие по Гарцу Генриха Гейне

Максимов Б.А.
В статье первая из Путевых картин Генриха Гейне знаменитое Путешествие по Гарцу рассматривается не как социально-политическая декларация, но прежде всего как эстетический манифест, в котором отразился разрыв с абстрактным, метафиз
Читать PDF
157.97 кб

2004. 04. 023. Копелев Л. Поэт с берегов Рейна: жизнь и страдания Генриха Гейне. - М. : прогресс - п

Михайлова О. В.