ГЕЙНЕ ГЕНРИХ
Источник: Атеистический словарь
Источник: Философский словарь. 1963
Политические взгляды Гейне развивались от сен-симонизма к либерализму: политическую эмансипацию, совершаемую революцией, он требовал дополнить «эмансипацией плоти», а результатом этой борьбы должно явиться создание «светлой, гармонической свободной личности». Соч.: Werke. Lpz., 1887-90; на рус. яз.: Собр. соч. в б т. М., 1983. Лит.: Юрьев Г. Гейне и Берне. М.—Л., 1936; Косаковская Э.А. К. вопросу о философских взглядах Г. Гейне.—«Философские науки», 1958, 4, с. 185-194.
Т. П. Павлова
Источник: Новая философская энциклопедия
ное положение на рубеже эпох, его внутренняя психологическая разъятость -и растерянность. При всей публицистической заостренности мысли такой поэт остается типичным романтиком, погруженным в себя,озабоченным проблемами своего «я». Вся социально-историческая проблематика времени преломляется у Г. в образе поэта, напряженно переживающего свою нецельность, кри-зисность. Осн. философско-эстетические работы Г.: «К истории религии и философии в Германии» (1834) и «Романтическая школа» (1833—35), в к-рой Г. делает остроумный обзор совр. ему нем. лит-ры для фр. читателей.
Источник: Эстетика: Словарь
1798-1856) - Вместе с другим известным немецким писателем, критиком и публицистом Берне, Гейне был идейным вождем "Молодой Германии" и самым талантливым из писателей и поэтов, входивших в эту группу. "Молодая Германия" представляла собою не только литературное течение, но и широкое идейное движение, знаменовавшее собой пробуждение немецкого общества от неподвижности и застоя первых десятилетий XIX в. Лозунгом "Молодой Германии" было освобождение от рутины во всех сферах умственной, художественной и общественной жизни, борьба с установившимися традициями, политической и общественной реакцией. Как литературное направление, "Молодая Германия" относилась одинаково отрицательно к обеим художественным школам предшествующей эпохи; она восставала и против классицизма Гете, как против художественного аристократизма и эстетического равнодушия, и против поэзии немецких романтиков, культивировавших своими порывами в бесконечное общественный индиферентизм и презрение к политической и социальной борьбе. Национальному и религиозному духу тогдашней немецкой поэзии "Молодая Германия" противопоставляла космополитизм и безбожие. Вся группа была проникнута живыми симпатиями к Франции, родине революционных идей и новых художественных исканий.
Первые произведения Гейне носят на себе еще печать романтизма, но уже в "Путевых картинах", написанных им в 1824 г., он стал на путь художественного реализма. В своих лирических стихотворениях ("Книга песен") Гейне является одним из величайших лириков мировой поэзии, классическим певцом "несчастной любви". В этой области для него характерно соединение самого нежного чувства с ядовитой насмешкой. В то же время Гейне дал высокие поэтические образцы общественной и политической сатиры. Господствовавшее в его время настроение "мировой скорби" отразилось и в его поэзии, в которой очень сильны пессимистические мотивы. Особенной силы достигли они в последний период жизни поэта, когда, прикованный тяжкой болезнью к своей "матрасной могиле", он дошел до апогея отчаяния, до беспощадного, часто циничного издевательства над "жалким миром, обреченным смерти". /Т. 20/.
(13 дек. 1797 – 17 февр. 1856) – нем. поэт, публицист, мыслитель. По образованию юрист, доктор права. Слушал в Бонне, Геттингене и Берлине лекции Ф. Вольфа, А. Шлегеля и Гегеля. Друг Маркса. Филос. вопросов Г. непосредственно касался в своей работе "К истории религии и философии в Германии" ("Zur Geschichte der Religion und Philosophie in Deutschland", 1834, рус. пер. 1958). В философии Г. различал два осн. направления: идеализм и материализм (см. Полное собр. соч., т. 7, 1936, с. 37, 62–64), иногда смешивая материализм с сенсуализмом. Г. признавал большие заслуги франц. материализма, в к-ром он видел идейную подготовку "политической революции" конца 18 в. (там же, с. 61–62), однако понимал ограниченность материализма 18 в., рассматривавшего человека как "английскую машину", и видел, что метафизич. метод не может объяснить движения без помощи внешнего толчка и в конечном счете – бога: "... машина предполагает механика" (там же, с. 63). Оценивая деятелей нем. философии, Г. ставил Гегеля выше Канта и Шеллинга. Г., писал Ф. Энгельс, был единств. человеком, кто в то время сознавал, что филос. революция в Германии "служила введением к политическому перевороту" ("Людвиг Фейербах...", 1955, с. 5). При этом Г. видел и порок системы Гегеля – ее "метафизич. отвлеченность". В диалектич. исканиях нем. философии он находил отражение пантеизма, стихийно проявляющегося в нар. мышлении. Полагая, что в пантеизме заключена разгадка всякой рациональной философии, Г. восхищался "величавостью мыслей" Спинозы, несмотря на их "окоченевшую, старокартезианскую, математическую форму" (Полное собр. соч., т. 7, с. 235). Г. еще не вполне был свободен от заблуждения, будто материалисты относятся с пренебрежением к духу. В конце 1846 Г. сблизился с Марксом, к-рый повлиял на формирование его симпатий к коммунизму. Отрицая спиритуалистич. учение христ. церкви и с философской и с этич. т. зр., Г. реабилитировал материальное начало, земные потребности человека. Революц. демократ. Г. стремился к тому, чтобы нем. революция была не только "политич. эмансипацией", но и "эмансипацией плоти", что означало для него действие, направленное на удовлетворение материальных интересов народа. Свою веру в социальное освобождение масс и в будущее человечества Г. связывал с коммунизмом, приветствуя грядущую победу пролетариата, но вследствие идейного кризиса, пережитого Г. после поражения революции 1848, он выражал ложные опасения, не окажется ли пролетариат противником иск-ва и поэзии. Эстетич. воззрения Г. проникнуты стремлением наполнить поэзию гражд. политич. содержанием, идеями, волнующими демократич. классы общества. Унаследовав от классич. нем. лит-ры ее гуманизм, Г. резко отделял художеств. задачи своего времени от эстетизма Гете "художественного периода" с его отчужденностью от политич. борьбы. Однако Г. выступал в защиту Гете против вульгарно-радикальных критиков, принижавших эстетич. функции иск-ва ради абстрактно понятой гражданственности. Выступая против абстрактно-риторич. политич. поэзии, Г. выдвигал в противовес ей поэзию, насыщенную социальной мыслью. В своей работе "Романтическая школа" ("Die romantische Schule", 1833–36, рус. пер. 1900) Г. показал, что романтич. эстетика, идеализируя феод.-рыцарское прошлое Германии, служила и служит опорой феодализма и церкви. Для эстетики Г. характерен отказ от абсолютных норм красоты, демократизм, требование, чтобы искусство было "зеркалом жизни" (там же, с. 168), а поэтич. "слово" – матерью "дела" (см. тамже, с. 195). Эти взгляды Г., воплощенные в его поэтич. творчестве, сыграли большую роль в развитии демократич. эстетики в период подготовки революции 1848 в Германии. Гл. тенденция филос. и эстетич. мысли Г. устремлена от Гегеля в сторону диалектич. материализма, тенденция его политич. мысли – от Сен-Симона в сторону науч. социализма. Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1–2, М., 1957; Mеринг Ф., Гейне, в его кн.: Литературно-критические работы, т. 2, М.–Л., 1934; Луначарский А. В., Гейне-мыслитель, в его кн.: Статьи о литературе, М., 1957, с. 589–604; Хавтаси Г., Теория искусства Г. Гейне, Тб., 1956 (на груз. яз.); Корню О., К. Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность, т. 1, М., 1959, гл. 7; Peйман П., Основные течения в немецкой литературе 1750–1848, М., 1959 (см. Именной указат.); Косаковская Э. А., Социально-философские взгляды Генриха Гейне и его борьба против пруссачества, 1945 (Дисс., хранится в биб-ке им. Ленина); Victor W., Marx und Heine, В., 1953. И. Верцман. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.