ГЕЙЕР ЭРИК ГУСТАВ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ГЕЙЕР ЭРИК ГУСТАВ

(12 янв. 1783 – 23 апр. 1847) – шведский философ-идеалист, историк, композитор и поэт. Проф. ун-та в Упсале. В соч. "История человечества" ("M?nniskans historia", 1856) Г., занимаясь проблемами философии истории, пытался примирить идею свободы человеч. воли с религ. учением, утверждая, что личность, созданная богом, стремится к божеств. совершенству как высшей цели и идеалу. В то же время, как реально существующая и действующая по личным побуждениям, она ответственна за свои поступки. Г. сыграл большую роль в собирании скандинавских нар. песен. Соч.: Samlade skrifter, ny uppl., av J. Landquist, del 1–13, Stockh., 1923–31. Лит.: Liljequist P. E., Erik Gustaf Geijer. Ein schwedischer Geschichtsphilosoph, "Die Akademie", [No l], Erlangen, 1924; Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, Bd 5, B., 1928; Norberg E., Geijers v?g fr?n romantik till realism, Stockh., 1944; Jacobson G., Fr?n Geijer till Hj?rne, Stockh., 1945; Landquist J., Norberg E., Geijer. En levnadsteckning, Stockh., [1954]. Ц. Арзаканьян. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ГЕЙЕР Эрик Густав
Geijer Erik Gustaf) (12 января 1783, Рансэтер—23 апреля 1847, Стокгольм) — шведский философ и историк. С 1817 — профессор Упсальского университета. Вначале симпатизировал романтикам и придерживался консервативных взглядов. В теории познания стоял на позициях философского «реализма»: сознание не может само создавать из себя объект, оно находит предмет как данное, которое не зависит от субъекта. В 1830-х гг. во взглядах наступил резкий перелом: разрыв с консерваторами и переход на позиции демократии и либерализма. Гейер выступил с требованием предоставления всем людям одинаковых прав, как условий для развития их творческих потенций. Впервые в шведской философии он сделал центральным принципом личность, условие самосознание ее он усматривал в соотношении с другой личностью (принцип коммуникации, связь между «я» и «ты»). Упрекая Гегеля в том, что тот растворил все индивидуальное в безличностной эволюции мирового духа, Гейер отклонял гегелевский панлогизм. Социально-политическая программа Гейера носила в основном реформаторско-просветительский характер.
Соч.: Samlade skriner, Bd 1-13. Stockh., 1923-31. Лит.: Мысливченко А. Г. Эволюция мировоззрения Эрика Гейера.— «ВФ», 1974. № 9; Kjellen A. Den levande Geijer, 1947; Landquist J. Geijer. Stockh., 1954; Mewling P. Geijer och marxismen. Stockh., 1947; Norbert E. Geijers vag (ran romantik till realism. Stockh-Uppasala, 1944.
А. Г. Мысливченко

Источник: Новая философская энциклопедия