ГЭ ХУН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГЭ ХУН
Гэ Чжичуань, прозе. Баопу-цзы ("Мудрец, объемлющий первозданную простоту"). 284 - 363 или 283 - 343. Даос, философ и ученый, автор трактата "Баопу-цзы.", теоретик "учения о бессмертии" (сянь сюэ). Согласно Г.Х., человек может достичь физич. бессмертия и святости, проявляющейся в сверхестеств. способностях, посредством определенной релит, практики (гимнастич. и дыхательных упражнений, созерцания) и алхимии (лянь дань шу, цзинь дань). Вместе с тем Г.Х. отрицал возможность бессмертия души как отличной от тела духовной субстанции. Теоретич. основой алхимии Г.Х. является признание единства мира, наличия всеобщей связи всех его явлений и универсальности трансформаций и перемен. Г.Х. верил в возможность трансмутации металлов и получения искусств, золота, одновременно являющегося эликсиром бессмертия. Роль такого эликсира, по Г.Х., могли играть и др. вещества, в первую очередь киноварь. Трактат Г.Х. помимо обширного эмпирич. материала в обл. химии содержит также ценные сведения по традиц. кит. фармакологии. Элементы науч. знания тесно переплетены в философии Г.Х. с магией, оккультизмом и астрологией. Онтологич. воззрения Г.Х. осн. на учении о дао как "сокровенной" (сюань) первооснове всего сущего, порождающей эмпирич. мир и проявляющейся в конкр. вещах, в т.ч. теле человека, в качестве "Истинного единого" (чжэнь и). Созерцание "Истинного единого" у Г.Х.- важный элемент религ. практики, связанный с учением о пара-физиологич. структурах человеч. организма -"киноварных полях" (дань тянь), своеобразных резервуарах жизненной силы. Г.Х. сочетал даос, учение с социальной доктриной конфуцианства, изложению к-рой посвящены т.н. "внеш." (комментирующие) главы (вай пянь) его трактата. В полемике с даос, вольнодумцем Бао Цзинъянем Г.Х. с конф. позиций отстаивает вечность и незыблемость социального неравенства, сакральный характер монархич. власти и гос-ва. Разработка Г.Х. "учения о бессмертии" оказала сильное влияние на развитие доктрин средневек. даосизма и традиц. форм естествознания, а наличие в трактате "Баопу-цзы" перечня всех известных Г.Х. даос. соч. позволяет отнести его к предшественникам составителей "Даос, канона" ("Дао цзан"). Г.Х. традиционно считается также автором агиографич. соч. "Шэнь сянь чжу-ань" ("Жизнеописания святых-бессмертных"), но подлинность его авторства не доказана. **Торчинов Е.А. Трактат Г.Х. "Баопу-цзы" как источник по изучению даосизма пер. Лю-чао // Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. Л., 1980; Его же. Осн. направления эволюции даосизма в период Лю-чао (по материалам трактата Г.Х. "Баопу-цзы") // Дао и даосизм в Китае. М., 1982; Его же. Учение Г.Х. о Дао: человек и природа // Проблема человека в традиц. кит. учениях. М., 1983. Е.А. Торчинов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

ГЭ ХУН
283, уезд Цзюйжун (современная провинция
Цзянсу) — 343 или 363] — один из первых китайских «алхимиков» — систематизаторов духовных практик, целью которых было достижение адептом индивидуального телесного бессмертия. Родился в семье, многие представители которой занимали важные государственные посты в царстве У. В молодости успешно участвовал в боевых действиях против мятежников, но затем служил неохотно и стремился оставить военную карьеру. Прослышав, что на юге, в Цзяочжи добывают киноварь (даньша), необходимую для алхимических занятий, он добился назначения главой уезда Гоулоу и до конца жизни оставался на юге, в Гуанчжоу. Основным произведением Гэ Хуна считается «Баопу-цзы», трактат, заглавие которого происходит от прозвища автора—«Объявший простоту мудрец». Текст описывает способы регулирования индивидуальных циклов жизненной энергии яв-пневмы с целью их «включения» в общекосмический цикл с помощью снадобий, известных под именем «эликсира бессмертия» (дань) — «философского камня» китайских алхимиков. Трактат свидетельствует о глубоких познаниях автора в различных науках. «Баопуцзы» подразделяется на «внешние» и «внутренние» главы, первые из которых считаются более ранними. Во «внутренних» главах провозглашается приоритет даосизма по отношению к конфуцианству («даосская наука—корень, конфуцианская—кончики веток»), важность веры в «астрологическую» судьбу (су мин) и необходимость любви к «сокровенному» (сюань). Последнее трактуется как высшая реальность, исследование и познание которой возможно при помощи духовных практик, в частности — «хранения единого» (шоу и). Аналогичные способы упоминаются уже уЛао-цзы (*Дао дэ цзин», 39), Чжуан-цзы (*Чжуан-и,зы», 12) и Лю Аня («Хуайнань-цзы», 14), однако Гэ Хун различает «хранение сокровенного единого» и «хранение подлинного единого». Совершенствование в «хранении единого и сохранении подлинного» (шоу и цунь чжэнь) в конечном счете приобщает адепта к знанию божеств-предков, после чего он становится «настоящим человеком», недоступным ни для свирепых зверей на суше, ни для зловредных драконов в воде. Его сторонятся неприкаянные духи, ему не страшно даже направленное на него оружие («Баопу-цзы», 18). Достижению этого состояния также способствует употребление «великого снадобья из золота и киновари», которое, орошая «киноварные поля» в теле адепта, приближает его к телесному бессмертию. «Баопу-цзы» приводит рецептуру изготовления алхимического золота (сернистой ртути) из реальгара, описывает процесс получения свинцовых белил и других химических соединений. Специалисты по китайской медицине считают, что Гэ Хун внес существенный вклад в методы распознавания и лечения инфекционных заболеваний. Его наследие внимательно изучается историками традиционной науки Китая.
Г. А. Ткаченко

Источник: Новая философская энциклопедия