ГАСКАЛАГАСТ Петер, Генрих Кезелиц

ГАССЕНДИ

Найдено 3 определения термина ГАССЕНДИ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГАССЕНДИ (Аббат Пьер Гассенд)

французский математик и философ (Шантерсье, близ Диня, 1592 — Париж, 1655). Изложил критику Аристотеля в «Exercitationes paradoxicae adversus Aristotelacos» (1624) и послал Декарту свои «Возражения» (1644) против его «Размышлений». В «De vita et moribus» (1647) развивал эпикурейскую мораль, основанную на удовольствии безмятежности. Оказал влияние на Ньютона и философов XVIII в. Внес вклад в развитие астрономии (наблюдал сателлиты Юпитера, многочисленные затмения, Меркурий и т.д.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

Гассенди

1592-1655) - выразитель антисхоластического сенсуализма и эпикуреизма Нового времени. По происхождению из крестьянской семьи, Гассенди окончил университет в Экс-ан-Провансе, но всю последующую жизнь был священнослужителем. Получил по тем временам широкое философское и научное образование, увлекался математикой и астрономией. Был знаком со многими интеллектуалами своего времени, в том числе и с кружком Мерсенна. Написал несколько философских трудов, в том числе против Декарта: «Возражение на "Метафизические размышления"«, и когда Декарт ответил на них, Гассенди написал новые «Возражения». Его перу принадлежат также «Парадоксальные упражнения против аристотеликов...», «Свод философии Эпикура». Самый важный труд Гассенди «Система философии».

В своих произведениях Гассенди активно выступает против схоластических философствований, которые ничего не дают. Отдавая должное глубине мышления Аристотеля, он подвергает критике его идеи, так как полагает, что значение Аристотеля преувеличено и что схоласты сделали из него идола.

Гассенди боролся против догматизма, считая, что опытно-дедуктивным путем мы достигаем относительных истин. Он защищает позиции сенсуализма: нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях. Для Гассенди лишь чувства - критерий истинности наших знаний, а рассудок - это опосредствующее звено между ощущениями. Заблуждение возникает тогда, когда рассудок действует неверно. Для Гассенди даже аналитическое положение (например, «целое больше части») является эмпирическим.

С этих позиций Гассенди выступал против рационализма Декарта, полагая, что Декарту не удалось доказать очевидность и самодостаточность человеческого ума. Он писал в «Новых возражениях на "Ответы"« Декарта: «Зная об уме только то, что он - мыслящая вещь, ты и подобен слепому, знающему о Солнце лишь то, что оно - вещь греющая» [Соч. М., 1968. Т. 2. С. 760].

Гассенди выступал против учения Картезия (Декарта) о врожденности идей. Он считал, что даже математические понятия имеют опытное происхождение, а ясность и отчетливость, на которые ссылался Декарт, чтобы показать врожденность геометрических аксиом, всего лишь заблуждение, так как со временем те идеи, которые сначала кажутся ясными, потом могут оказаться смутными.

Гассенди пытался возродить философию Эпикура. В этом своем стремлении он руководствовался в основном желанием реабилитировать эпикуреизм перед лицом христианства. Потому центральными в учении Гассенди являются его этические воззрения. Он считает, что зпикуровское учение о гедонизме неправильно истолковывали. Прежде всего это касается понятия удовольствия, которое следует понимать не как чувственное удовольствие, а как стремление к счастью. Главная добродетель, которой должен следовать человек,- это благоразумие. Отсюда вытекает основной вывод Гассенди: «Философия счастья - это не что иное, как философия здоровья» [Соч. М., 1966. Т. 1. С. 317]. Основным условием счастливой жизни Гассенди считает отсутствие страха смерти, полагая, что необходимо исходить из положения: смерть не может причинить страдания ни живым, ни мертвым.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

ГАССЕНДИ

Gassendi), Пьер (22 янв. 1592 – 24 окт. 1655) – франц. философ-материалист, работал также в области астрономии, математики, механики и истории науки. Священник, проф. теологии в Дине (с 1613), философии в Эксе (с 1616), математики в Королевском коллеже в Париже (с 1645). В лекциях и соч., за к-рые подвергался преследованиям со стороны иезуитов, Г. критиковал взгляды схоластов и искаженное схоластами учение Аристотеля, возрождал и пропагандировал атомистические воззрения и этику Эпикура, решительно возражал с позиций материалистич. сенсуализма против теории врожденных идей Декарта, обличал религ. мораль. По словам Маркса, Г. освободил Эпикура "от интердикта, наложенного на него отцами церкви и всем средневековьем..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 23). В философии Г. различаются физика, цель к-рой – достижение истины, и этика, или учение о счастье. Обеим частям предшествует логика: ее задача – установить признаки, отличающие истинное от ложного, показать пути, ведущие к познанию истины. Г. утверждал, что существуют лишь материальные атомы и пустота. Пространство бесконечно, несотворимо, неуничтожимо, неподвижно, бестелесно, проницаемо; оно есть бесконечная возможность наполнения. Время, как и пространство, никем не сотворено и не может быть уничтожено. В пространстве движутся атомы, обладающие внутр. стремлением к движению. Объясняя физич. явления естеств. причинами, Г. признавал, однако, в отличие от Эпикура, сотворение атомов богом. Число атомов хотя и громадно, но ограничено. Непоследовательность материализма Г. отразилась в его стремлении "...примирить свою католическую совесть со своим языческим знанием, Эпикура – с церковью" (там же). Пропаганда антич. атомистики, развернутая Г., его астрономич. наблюдения, труды по истории науки имели прогрессивное значение. По своим политич. воззрениям Г. примыкал к Бодену и высказывался за неогранич. монархию как лучший образ правления, если она не вырождается в тиранию. Соч.: Opera omnia, v. l–6, Lyon, 1658; Florentiae, 1727; Соч. в рус. пер. – Об истине и ее критериях. О чувственных критериях. Об атомах, в кн.: Деборин А., Книга для чтения по истории философии, т. 1, М., 1924, с. 181–92; Возражения Гассенди на учение Декарта о душе, в кн.: Столпнер Б. Г. и Юшкeвич П. С., История материализма (в произведениях его представителей и историков), ч. 1, М., 1926; Аристотелики напрасно лишили себя свободы философствования, "Вопр. философии", 1956, No 4. Лит.: История философии, т. 2, М., 1941 (см. Указатель); История философии, т. 1, М., 1957 (см. Указатель); Коньо Ж., Пьер Гассенди – возобновитель эпикуреизма, "Вопр. философии", 1956, No 3; Bernier F., Abr?g? de la philosophie de mr. Gassendi, Lyon, 1676; его же, Doutes sur quelques uns des principaux chapitres de son Abr?g? de la philosophie de Gassendi, P., 1681; Thomas P.-F., La philosophie de Gassendi, P., 1889; Brett G. S., The philosophy of Gassendi, L., 1908; Pendzig P., Pierre Gassendis Metaphysik und ihr Verh?ltnis zur scholastischen Philosophie, Bonn, 1908; его же, Die Ethik Gassendis und ihre Quellen, Bonn, 1910; Sortais G., La philosophie moderne depuis Bacon jusqu´? Leibniz. Е?tudes historiques, [v.] 1–2, P., 1920–22 (Имеется библиогр.); Humbert P., L´oeuvre astronomique de Gassendi, P., 1936; Hess G., Pierre Gassendi. Der franz?sische Sp?thumanismus und das Problem von Wissen und Glauben, Jena–Lpz., 1939; Rochot В., Les travaux de Gassendi sur ?picure et sur l´atomisme 1619–1658, P., 1944; Pierre Gassendi, 1592–1655. Sa vie et son oeuvre, P., [1955] (Список трудов Гассенди, с. 183–91); Gregory I., La polemica antimetaphisica di Gassendi, "Riv. critica di storia delia filosofia", 1959, anno 14, fasc. 2–3.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ГАССЕНДИ — 0

Найдено научныех статей по теме ГАССЕНДИ — 0

Найдено книг по теме ГАССЕНДИ — 0

Найдено презентаций по теме ГАССЕНДИ — 0

Найдено рефератов по теме ГАССЕНДИ — 0