ГАРПИИ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Гарпии
греч.)  – дочери морского бога Тавманта и океаниды Электры. Число Г. различно у разных авторов (от 2 до 5), они носят имена: Подарга («быстроногая»), Окипета («стремительная»), Келайно («мрачная»), Аэлло («бурная») и Аэллопа («вихревидная»). Г. изображали крылатыми полуженщинами-полуптицами отвратительной внешности. В сказании об аргонавтах Г. похищают и пачкают нечистотами пищу Финея, проклятого за невольное преступление. Братья Бореады прогнали их, но не убили, потому что им помешала вестница Зевса Ирида. Жилище Г. помещали обычно на Строфадских о-вах в Эгейском море. Позднее их, как и других чудовищ, поместили в Аид.

Источник: Мифологический словарь

ГАРПИИ

Дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры. Число их колеблется от двух до пяти; изображаются в виде крылатых диких полуженщинполуптиц отвратительного вида. Их имена (Аэлла, Аэллопа, Подарга, Окипета, Келайно) указывают на связь со стихиями и мраком («Вихрь», «Вихревидная», «Быстроногая», «Быстрая», «Мрачная»).
В мифах они представлены злобными похитительницами детей и человеческих душ, внезапно налетающими и так же внезапно исчезающими, как ветер. От Г. Подарги и Зефира родились божественные кони Ахилла.
Известна история о том, как Г. мучили царя Финея, проклятого за невольное преступление, и, похищая его пищу, обрекли его на голодную смерть.
Однако Г. были изгнаны родичами Финея, сыновьями Борея – аргонавтами Зетом и Калаидом; убить Г. помешала героям вестница Зевса Ирида.
Г. помещали обычно на Строфадских островах в Эгейском море, позднее – вместе с другими чудовищами в аиде.

Источник: Словарь греческой мифологии

ГАРПИИ
вымышленные сверхъестественные существа, одно из олицетворений космических сил зла. Название происходит от греческого глагола «похищаю», так как в греческой мифологии гарпии являлись похитительницами человеческих душ и детей. Изображались в виде полуженщин-полуптиц. Противники олимпийцев в титаномахии. Символизировали хаос. Иногда изображались в форме, соответствующей форме свастики. Согласно греческой теогонии, родители гарпий — морской бог Тавмант и океанида Электра. Назывались имена шести гарпий: Аэлла (Вихрь), Аэллопа (Вихреподобная), Подарга (Быстроногая), Окипета (Быстрая), Келайно (Мрачная). Гарпии — виновницы шторма; они являются причиной внезапной смерти человека. Космическое воплощение порока. Борьба с гарпиями составляет один из сюжетов Аргонавтики. Легендарные кони Ахилла были детьми гарпии Подарги. О гарпиях упоминал Вергилий. Сюжет о гарпиях присутствует и в «Песни о Роланде». В Средние века они символизировали нецерковную музыку. Использовались как геральдический знак. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Гарпии
В древнегреческой мифологии гарпии (греч. Άρπυας, лат. Rapae) – богини вихря и смерти. Они дети морского божества Тавманта и сестры Ириды. По более поздним мифам гарпии– это крылатые существа, птицы с женскими головами и грудью, невидимо летающие по воздуху и похищающие людей. В «Илиаде» является гарпия Подарга («быстроногая»), родившая от Зефира ахиллесовых коней Ксанфа и Балиоса. В «Одиссее» гарпиям приписывается похищение людей, пропавших без вести. Гесиод называет их крылатыми прекраснокудрыми богинями по имени Аелло и Окипета. Позже число их возросло, и они стали представляться крылатыми чудовищами, птицами с девичьим лицом. Такими являются они в сказании аргонавтов, где мучают слепого фракийского царя Финея, похищая и оскверняя у него пищу; аргонавты Зет и Калаис, крылатые сыновья Борея, преследуют их до Строфадов, где позднее их застает Эней.
Гарпий обычно помещали на Строфадских островах в Эгейском море. Согласно Вергилию гарпии обитают в аиде:
В том же преддверье толпой теснятся тени чудовищ:
Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают,
Тут Бриарей сторукий живёт, и дракон из Лернейской
Топи шипит, и Химера огнём врагов устрашает,
Гарпии стаей вокруг великанов трехтелых летают…
Вергилий, «Энеида»
В «Божественной комедии» Данте гарпии помещены в седьмой круг Ада:
Когда душа, ожесточась, порвет
Самоуправно оболочку тела,
Минос её в седьмую бездну шлёт.
Ей не даётся точного предела;
Упав в лесу, как малое зерно,
Она растёт, где ей судьба велела.
Зерно в побег и в ствол превращено;
И гарпии, кормясь его листами,
Боль создают и боли той окно.
Данте, «Божественная комедия», Ад, песнь 13
Средневековые моралисты использовали гарпий, как символы жадности, ненасытности и нечистоплотности, часто объединяя их с фуриями; утверждалось, что гарпии нападают на скупцов. Живописец XV века Джованни Беллини в серии панно, иллюстрирующих семь смертных грехов, изобразил гарпию в виде аллегорической фигуры, олицетворяющей алчность, водрузив её на два золотых шара – золотые яблоки Гесперид
В геральдике фигура гарпии означает «свиреп, когда спровоцирован», но может быть истолкована и как символ порока и страстей (если подразумевается побеждённый враг).
Вот какие символы в геральдике приписывал гарпиям Джон Гуиллим (XVI век). Он выделял две геральдические разновидности гарпий. Одна выглядит так: женское лицо, туловище, крылья и когти хищной птицы; у другой – женское лицо и туловище и птичьи крылья и когти. Гуиллим говорит о первом типе: «Гарпия представляется лазурной с расправленными крыльями и развевающимися волосами. Или закованной в броню. Такая броня есть в церкви Хантинггона. Вергилий описывает их так: Из всех чудовищ – ужасней нет; оно порожденье Великого гнева, что Бог наслал на род людской Из адских пучин; с лицом юной девы это творенье, Ненасытное чрево, когтистые лапы – вот облик какой». Второй тип, пишет Гуиллим, использован в гербе Нюрнберга, и далее, ссылаясь на Аптона, заявляет, что «гарпий следует выдавать людям по окончании страшной битвы, чтобы они, глядя на свои знамёна, могли раскаяться в глупости своего нападения».
Сейчас гарпия присутствует в гербе Лихтенштейна.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.