ГАРНАК АДОЛЬФ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГАРНАК Адольф
1851-1930) - нем. протест, теолог, историк христианства и церкви. Полагал, что религия может быть понята только как осн., гл. часть культуры. Отвергая «догматич.» христианство, Г. в нравств. содержании евангелия усматривал тот «идеал», к-рый должен служить целью и руководством историч. развития, основой универсального человеч. братства, осознания человеком долга по отношению к своему ближнему.

Источник: Атеистический словарь

ГАРНАК (Harnack) Адольф
род. 7 мая 1851, Дерпт - ум. 10 июня 1930, Гейдельберг) - нем. теолог; с 1888 был профессором в Берлине. Занимался вопросами истории протестант, церкви и догматики, особое внимание уделял исследованию связи теологических и философских идей. Догму он называл "произведением греч. духа на почве евангелия", религию - "основной, главной" частью культуры. Познание и жизнь, наука и деятельность образуют, согласно Гарнаку, своего рода единство. По современным понятиям, Гарнак был очень либеральным протестантом. Осн. произв.: "Lehrbuch der Dogmengeschichte", 3 Bde., 1885-1889; "Wesen des Christentums", 1900; "Geschichte der PreuЯischen Akademie der Wissenschaften", 4 Bde., 1900; "Ьber die Sicherheit und die Grenzen der geschichtlichen Erkenntnis", 1917.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГАРНАК Адольф
(Harnack, 1851 - 1930) - нем. протестантский богослов, историк христианства и церкви. Из его работ по истории первонач. христианства широкую известность приобрели трехтомная «История догматов» (1885—1889) и «Сущность христианства» (1900). Формально Г. находился на «либеральном» крыле протестантского богословия - был сторонником истор. подхода к анализу новозав. текстов, требовал устранения из лютеранского богослужебного употребления «апостольского» символа веры (одного из доникейских вариантов христ. символа веры) из-за содержащегося в нем догмата о непорочном зачатии Иисуса Христа. Фактически в ряде вопросов Г. занимал консерват. позиции. Он утверждал, напр., что в евангелиях сохранены подлинные высказывания Христа, лишь незначительно искаженные переписчиками и церк. редакторами.
Сущность христианства, по мнению Г., выраженная в Новом завете, была в дальнейшем «извращена» церковью и в нек-рой мере восстановлена Реформацией, но требует еще дальнейшего «очищения». В обществ, вопросах Г. выступал против социализма, утверждал, что христианство в его «сущности» вполне совместимо с капиталистич. строем.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ГАРНАК АДОЛЬФ

(1851-1930) нем. теолог и историограф. Образование получил в Дерпте. С 1876 — проф. в Лейпциге, Гисене, Марбурге, с 1889 — в Берлине. В 1903-11 — президент Евангелическо-социального конгресса. Г. — последователь А. Ричля (1822-89), представитель “либеральной теологии”, стремившейся устранить из религии мифол. элемент как несущественный и, вместе с тем, отвлекающий от абсолютной истины — нравств. содержания христианства, в к-ром воплощена цель истор. процесса и религии, следовательно, оно есть проявление гл. содержания культуры, мотивация для этики. Г. утверждал, что сущность христианства заключена в Евангелии Иисуса. В работе 1920 “Маркион” он предлагал изъять из канона Ветхий Завет как нечто противоречащее христ. учению. С др. стороны, само Евангелие извращено развитием догматики (к-рая по своему построению есть “произведение греч. духа на почве Евангелия”) и основанной на ней организации. Сущность христианства в какой-то мере была возрождена Лютером, очистившим “ядро” от “скорлупы” — истор. характера веры, наслоившегося в обрядности и церковных институтах. В период, когда Г. писал свою осн. работу “Сущность христианства” (1900), он, отвергая божественность Христа, утверждал, что в Евангелии славится не Сын, а только Отец. Три первых Евангелия Г. считал истор. документом, повествующим о жизни реального человека. Позже он признал верховный авторитет Иисуса и необходимость поклонения Ему, но пересмотра своего учения не предпринял. Соч.: Lehrbuch der Dogmengeschichte. 3 Bde. Freiburg i. Bi-., 1886-1890; Das Wesen des Christentums. Lpz., 1900; Uber die Sicherheit und die Grenzen geschichtlichen Erkenntnis. Munch., 1917; Сущность христианства. М., 1907; Религиозно-нравств. основы христианства в истор. их выражении. Харьков, 1907; Церковь и гос-во до образования гос. церкви // Из истории раннего христианства. Сб. статей. М., 1907. Лит.: Лебедев А.П. “Сущность христианства” по изображению церковного историка А. Гарнака // Богословский вести. С. Посад, 1901. № 10, 11, 12; Кулюкин С.Л. “Сущность христианства” проф. А. Гарнака: Изложение и разбор. СПб., 1902; Лепорский П.И. Христианство и совр. мировоззрение // Христианское чтение. СПб., 1903. ч. I; Виноградов В.П. Иисус Христос в понимании Ренана и Гарнака. С. Посад, 1908; Сахаров Н. Очерки религ. жизни в Германии // Богослов. Вестн. С. Посад, 1903. Т. 2. № 7-8. [Июль-август]; С.П. Новый Ренан на нем. почве // Труды Киев. Дух. Академии. 1907. Кн. 4. А. Т.. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Гарнак, Адольф
(Harnack, Adolf, 18511930).
Немецкий протестантский теолог и историк Церкви, родился в семье известного лютеранского теолога, учился в Дерпте и Лейпциге, преподавал в Лейпциге, Гисене, Марбурге, а с 1891 г. в Берлине. Гарнак был чрезвычайно плодовитым автором и пользовался значительным влиянием в ученом мире. Его неортодоксальные воззрения вызвали ожесточенные споры, и только поддержка правительства помогла ему выстоять в этой борьбе. В 1905 г. Гарнак возглавляет Прусскую королевскую библиотеку, а в 1911 г. способствует основанию Общества содействия научным исследованиям императора Вильгельма и становится его председателем. После Первой мировой войны Гарнак изза симпатий к Веймарской республике лишается многих последователей. Одним из самых одаренных учеников Гарнака был К. Барт, крый вскоре отошел от идей своего учителя.
Основной вклад Гарнака в церковноисторическую науку его исследования НЗ и патристики. Среди его сочинений выделяются "Очерк истории догматики " (в 7 т., 189499); "Миссия и распространение христианства в первые три столетия"(в2т., 190405); "Возникновениеи развитие церковного устава и церковного права в первые два столетия" (1910); "Апостол Лука" (1907); "Речения Иисуса" (1908); "Деяния апостолов" (1909); " Когда написаны Деяния апостолов и синоптические евангелия "(1911).
На пути своего интеллектуального и духовного формирования Гарнак, испытавший влияние ортодоксальной протестантской среды, историкокритического метода Тюбингенской школы и либеральной теологии А. Ритчля, стал рассматривать религию с практической точки зрения, исследуя заключенные в ней возможности примирения культуры с христианской верой, атакжеорганизации жизни общества. По мысли Гарнака, единство культуры и Евангелия утрачено в эпоху Просвещения, но могущество и откровение Бога, явленные в Иисусе Христе, то Евангелие, к-рое несет в мир временного обетование вечной жизни, освобождают человека, внушая ему сознание ответственности за все, происходящее в мире, и служат основанием высоконравственной культуры.
Главная мысль, пронизывающая творчество Гарнака, состоит в том, что в ранней Церкви догма возникла в процессе стихийного поиска условий вхождения в христианскую общину, однако это затемнило изначальную сущность и практический смысл учения Иисуса. Чтобы вновь обрести этот смысл, необходимо понять, что мысли и поступки Иисуса и Его учеников были так же обусловлены нравами и представлениями своего времени, как мысли и поступки современных людей. Поэтому необходимо отделить "ядро" евангельской вести, то, что выступает в качестве неизменной истины, от "шелухи" изменчивых форм жизни и мысли, в крую оно облечено. В книге "Сущность христианства" (1901), края пользовалась огромной популярностью, Гарнак утверждает, что ядром учения Иисуса было возвещение Царства Божьего, где победа над злом становится внутренним связующим звеном между Богом и человеком, придавая его жизни высший смысл. В этом проявляется отцовство Бога и бесконечная ценность человеческой души. Христиане должны следовать за Иисусом, примером высшей праведности, руководствуясь законом любви, крый существует независимо от религиозного поклонения и соблюдения обрядов.
Хотя любовь это уже начало новой жизни, такой подход к жизни и служению все же отличается крайним индивидуализмом, не требующим от человека активной жизненной позиции и стремления добиться улучшений в политической, социальной и экономической сфеpax. Эта теология фактически ставила христиан в полную зависимость от правящих кругов и позволила Гарнаку вместе с другими интеллектуалами безоговорочно поддержать военные устремления Германии в 1914 г.
R.V. PlERARD(nep. В.Р.) Библиография: GЖ Olick, The Reality of Christianity: A Study of Adolf von Harnack as Historian and Theologian: W. Pauck,Harnack and Troeltsch: Two Historical Theologians: G. Bromiley,Historical Theology: An Introduction; W. Schneemelcher, RGG, HI, 7779; C. Brown,NIDCC, 452; P. D. Feinberg,DCE, 282.
См. также: Либерализм в теологии.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ГАРНАК Адольф
7 мая 1851, Дерпт— 10 июня 1930, Гейдельберг) — немецкий протестантский теолог. главный представитель либеральной теологии, историк. Изучал теологию в Дерпте и Лейпциге, ученик А. Ричля. В 1874—доктор теологии, с 1876—профессор церковной истории в Лейпциге, в 1879—в Гессене, в 1886—в Марбурге, в 1886—1921—профессор в Берлинском университете. С 1890 член Прусской академии наук. В 1903—11 — президент Евангелического социального конгресса. Основной труд «Учебник по истории догматов» (Lehrbuch der Dogmengeschichte, 3 Bd, 1886—89), охватывающий историю христианства до Лютера, должен был по замыслу Гарнака способствовать установлению связей между христианской теологией и культурными ценностями современной эпохи. Теологию он понимал как науку по преимуществу историческую, которая должна соответствовать культурному уровню своей эпохи и отвечать принципу единства познания и жизни, науки и практической деятельности. Религию Гарнак рассматривал как главную, «основную часть культуры»; ведущая тема его теологии (и либеральной теологии в целом)—неразрывная связь христианства и культуры, религии и образования: теология призвана способствовать усилению влияния христианства на общественную жизнь. Эту цель преследовали его знаменитые лекции «О сущности христианства»(0аз Wesen des Christentums, 1899—1900), ставшие сразу же теологическим бестселлером и переведенные на многие языки, в т. ч. на русский.
Гарнак исходил из того, что главные проблемы церковной истории могут быть поняты и объяснены из анализа первоначального христианства: сущность христианства познается в обращении к личности и учению Иисуса Христа. Главные темы «евангелического христианства», как его понимает Гарнак, составляют—Царство Божие и его пришествие; Бог Отец и ценность человеческой личности; высшая праведность и заповедь любви. Эллинизация Евангелия привела к тому, что Новый Завет был связан с чуждой его духу греческой философией и в результате «простая религия Иисуса» была искажена и трансформирована в догмат о Воплощении Сына Божьего. Лишь Реформация очистила Евангелие от этого искажения и восстановила первоначальное учение Иисуса Христа. Поэтому в своих работах по истории христианской догматики Гарнак особое внимание уделял исследованию связи теологии с философией, рассматривая догмат как «произведение греческого духа на почве Евангелия». Утраченное в эпоху Просвещения единство культуры и религии может быть восстановлено в наше время, как полагает Гарнак, с помощью свободного от спекулятивных наслоений подлинного Евангелия Иисуса, а это значит—«знания и признания Бога Отцом», признания ценности личности и этического идеала Царства Божьего. Таков, согласно либеральной теологии, единственно приемлемый и имеющий смысл для современного человека образ христианства, соответствующий сознанию и культуре нашего времени и не входящий в противоречие с ними.
Преодоление конфликта между современным обществом и христианской религией—основной мотив и пафос не только теологии Гарнака, но и его практической деятельности в Евангелическом социальном конгрессе, которая отражена в работе Гарнака «Евангелическо-социальные задачи в свете истории церкви» (1894). Проблематика, разрабатывавшаяся Гарнаком, актуальна и в наши дни. Несмотря на сильную оппозицию основным идеям либеральной теологии со стороны диалектической теологии (начало развитию которой положил К. Барт—ученик Гарнака), либеральная теология сохраняет определенное значение и в кон. 20 в., поскольку поставленная ею проблема взаимоотношения религии и культуры обретает все большую злободневность.
Соч.: Общая история европейской культуры, т. 5: Сущность христианства. СПб., 1911; Там же, т. 6: История догматов; Lerbuch der Dogmengeschichte, 3 Bd. Tub., 1886-89; Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius, 3 Bd. Tub., 1893-1904; Das Wesen des Christentums. Tub., 1900; Mareion. Tub., 1921; Reden und Aufsatze, 7 Bd. Tub., 1903-30.
Лит.: Гараджа В. И. Либеральная теология.— В кн.: Протестантизм. М., 1971, разд. 2; Aland К., Elliger W., Dibellus 0. Adolf von Harnack in Memoriam. Reden zum 100. Geburtstag, 1951.

Источник: Новая философская энциклопедия

Похожие термины:

  • ГАРНАК Адольф фон

    теолог; р. 7.5.1851 (Дерпт) — ум. 10.6.1930 (Гейдельберг); с 1888 был профессором в Берлине; занимался вопросами истории протестантской церкви и догматики, особое внимание уделял исследованию связи теологичес