ГАНДИГАНДИЗМ

ГАНДИ Мохандас Карамчанд

Найдено 6 определений термина ГАНДИ Мохандас Карамчанд

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ганди, Мохандас Карамчанд

1869–1948). Индийский адвокат, теософ и государственный деятель, глава движения ненасилия, одержавшее окончательную победу в борьбе за независимость. Находясь под влиянием индуизма западного толка, джайнизма и теософии, он в своей деятельности вдохновлялся джайнистской концепцией отказа от насилия (ахимса).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

Ганди, Мохандас Карамчанд (Махатма)

1869-1948) - Вождь буржуазной индийской партии Конгресс, известный из за своей борьбы за освобождение от Великобритании. Ганди настаивал на методе ненасильственного гражданского сопротивления. Его про-капиталистическая политика не могла разрешить национальные и демократические задачи индийской революции; его идеология тянула назад движение индийских масс. Ганди был убит индусским фанатиком вскоре после независимости.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ГАНДИ Мохандас Карамчанд (1869—1948)

один из лидеров национально-освободительного движения в Индии, основоположник идеологии и тактики гандизма. В философии Г.— объективный идеалист. Исходный принцип его системы — отождествление бога и истины. Постижение последней связано с процессом морального самоусовершенствования. Этические взгляды Г. основываются на джайнистском принципе ахимсы, “законе любви” и “законе страдания” (Джайнизм), а также на принципах брахмачарии (воздержание от потворства своим слабостям), апариграхи (нестяжательство) и др. Характерная черта гандизма — моральный подход к решению общественно-политических проблем, “морализация” политической деятельности. Общественно-политические взгляды Г. представлены прежде всего его концепцией сатьяграхи (буквально: упорство в истине). Осн. формы осуществления сатьяграхи — несотрудничество и гражданское неповиновение (в условиях господства англ. империализма). Выступая против экспроприации эксплуататорских классов, отрицая возможность революционного преобразования об-ва, Г. заявлял, что общественный прогресс состоит не в росте потребностей людей, а в добровольном их ограничении. Г. выступал поборником индусско-мусульманского единства, за раскрепощение женщин, за национальную систему народного образования и т. п. Получил титул махатмы (“великая душа”). Гандизм провозглашен официальной идеологией партии Индийский национальный конгресс.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГАНДИ Мохандас Карамчанд

1869-1948) -один из лидеров и идеологов инд. национально-освободительного движения. Не ставя перед собой задачу выработки целостной теории морали, Г. обращался к этическим вопросам в интересах «морализации», нравственного подкрепления политики сатьяграхи (освободительной борьбы) и вовлечения в нее народных масс, прежде всего крестьянства. С помощью этики им обосновывались идеалы возвышения достоинства личности, ликвидации социального неравенства, дискриминации людей на основе кастовой принадлежности, вероисповедания, имущественного положения, цвета кожи и т. п. Исходным принципом Г. считал ахимсу - воздержание от нанесения живым существам какого-либо вреда. На этом принципе зиждется гандистская доктрина ненасилия. Гл. атрибут ахимсы - любовь, приобретающая характер всеобъемлющей нравственной категории. «Только там есть жизнь, где есть любовь. Жизнь без любви - смерть», - говорил Г. Любовь несовместима с причинением кому-либо страданий, последователь ахимсы должен принимать страдания на себя. Из этого выводится второй атрибут ахимсы - страдание. Среди моральных норм на первое место Г. ставит брахмачарию -воздержание от потворства своим слабостям, освобождение от страстей, связанное, в частности, и с обетом безбрачия, он придает большое значение воспитанию таких качеств, как мужество, храбрость, умение преодолевать всякий страх Трактовка Г. этой и др. моральных категорий отмечена социально-исторической ограниченностью. Так, храбрость должна проявляться не в смелых выступлениях против существующего зла, а прежде всего в готовности принять страдания, принести себя в жертву, В сфере имущественных отношений Г. считал необходимым основываться на принципе апариграхи - нестяжательства, призывая богачей умерить свою алчность и откликнуться на нужды нищих и голодающих. Этот принцип - важная составная часть проповедуемой им морали аскетизма. Весь комплекс моральных норм, по Г., объединяется всеобщим моральным законом, божественным по своему происхождению. Под его воздействием происходит процесс нравственного совершенствования индивида, в результате чего полностью устраняются эгоистические устремления, Важнейшим средством его реализации провозглашается самоанализ, контроль над мыслями, словами и поступками. Основанные на религиозно-идеалистических принципах, этические представления Г., с помощью к-рых он решал проблемы политики, повседневной жизни, оказали большое влияние на нравственное сознание различных социальных слоев Индии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по этике

ГАНДИ Мохандас Карамчанд

прозвище Махатма, букв.—«Великая душа») (2 октября 1869, Порбандр, штат Гуджарат, Индия — 30 января 1948, Дели)—индийский мыслитель, выдающийся общественно-политический деятель 20 в.

Родился в семье из торговой касты банья. Отец занимал высокие государственные посты. За решение учиться за границей (в Англии) Ганди был осужден общиной и объявлен вне касты. После получения диплома адвоката в 1893 занялся юридической практикой в Южной Африке и здесь же впервые организовал сатьяграху (букв. — упорство в истине) — кампанию гражданского неповиновения в знак протеста против британского расизма. Сатьяграха 1908—14 оказалась весьма успешной и привлекла внимание мировой общественности. Ганди поддержали Л. Толстой, Б. Шоу, А. Эйнштейн, Б. Рассел, Р. Роллан. По возвращении в Индию в 1915 широко развернул кампанию гражданского неповиновения, которая в 1920 получила признание в качестве общенационального метода индийского национально-освободительного движения.

Принцип ненасилия последовательно отстаивался Ганди на протяжении всей его жизни как на практике, так и в теоретических построениях, касающихся будущего независимой Индии и мировой цивилизации в целом. Решающую роль в формировании мировоззрения Ганди (по его собственному признанию) сыграла религиозная философия индуизма (более всего «Бхагавадгита») и джайнизма (в особенности принцип ахимсы), а также взгляды Г. Торо, Л. Толстого и Дж. Раскина. Ганди реформаторски переосмыслил ряд фундаментальных положений индийской духовной традиции: понимание Бога как Истины, мокши (освобождение от цепи перерождений) как свараджа (ненасильственной демократии), тапаса (букв.—жар, аскетическая истовость) как эксперимента с коллективными формами аскезы на специальных фермах-колониях, ашрама как места коллективного совершенствования во имя преобразования земной жизни и т. д.

В освобождении от колониального гнета Ганди видел первый шаг к построению «ненасильственной цивилизации». Он считал современную западную цивилизацию воплощением зла: ненавидел машинное производство, разрушающее традиционные промыслы и органически присущую человеку связь с природой. Ненасильственная цивилизация мыслилась им на принципах сознательного и добровольного самоограничения. В области экономики она должна была опираться на деревню и кустарные промыслы, на децентрализованное и преимущественно кооперативное производство, на уничтожение эксплуатации посредством введения института «опеки». Политическая организация общества предполагала в качестве идеала «конфедерацию свободных и добровольно взаимодействующих деревень», самоуправляемых посредством панчаятов — своеобразных сельских советов, «непосредственную демократию», признающую в качестве единственного избирательного ценза, помимо возрастного, трудовой; исключение кастовой и религиозной дискриминации. Ганди решительно выступал против империализма и военной агрессии.

Хотя Ганди своим внешним обличьем, использованием терминов, понятий, символов постоянно демонстрировал связь с индийской культурой, он не уставал настаивать на единстве человечества в объединяющем его поиске Истины-Бога. Несмотря на утопичность и даже консервативность ряда положений гандистского учения, оно оказало огромное позитивное влияние на мировое общественное сознание, особенно в движениях против расизма и милитаризма.

Соч.: The Collected Works of Mahatma Gandhi, v. 1-10. Delhi; 1958—63; в рус. пер.: Моя жизнь. M., i 969.

Лит.: Комаров Э. Н., Литман А. Д. Мировоззрение Мохандаса Карамчанда Ганди. М., 1969; Степанянц Ai. T. Философия ненасилия: уроки гандизма. М., 1992.

M. T. Степанянц

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ГАНДИ, Мохандас Карамчанд


        (1869—1948) — выдающийся политич., обществ, деятель, лидер национальноосвободит. движения. Родился в приморском городе Порбандар (Гуджарат), принадлежал к варне вайшьев, однако был исключен из касты за несовершение очистительных обрядов после возвращения из Англии, где провел студенческие годы, изучая юриспруденцию. В 1893 отправился в Южную Африку, где в течение 21 года занимался адвокатской деятельностью и участвовал в борьбе за демократич. права наемных рабочих, гл. обр. выходцев из Индии. В нач. 1915 возвратился в Индию, где первое время, по совету друзей, воздерживался от активной политич. деятельности, но много ездил по Индии и знакомился с ее проблемами. Последующая жизнь Г. тесно сливается с историей индийского национально-освободит. движения, фактическим вождем к-рого он остается до дня своей трагич. гибели. 30 янв. 1948 Г. был убит в Дели Натхурамом Годзе, индусом-фанатиком, связанным с коммуналистской орг-цией Хинду Маха Сабха. Войдя в мировую историю как крупный политик, в Индии Г. воспринимается скорее как духовный Учитель, наставник — недаром там его называют Махатма, т. е. Великая душа. Его жизнь — это постоянная борьба, но отнюдь не только с английскими колонизаторами и за освобождение Индии. Он боролся со всем, что угнетает и порабощает человека, за освобождение внутреннего божественного Я. И поэтому наиб, жестокую и непримиримую борьбу Г. вел с самим собой, со своими страстями, желаниями, с действительными и мнимыми недостатками своего характера. Его отношение к себе воспроизводило в миниатюре (и в более бескомпромиссной форме) стремление Г. реформировать сознание и жизнь человека вообще, распространявшееся, кстаи сказать, не только на всех индийцев, но и на их британских "хозяев", а в перспективе — на весь род человеческий, на весь мир. По сути дела, весь мир, как и душа каждого человека, были для Г. местом столкновения Божеств. Истины и человеч. Неправедности (к к-рой относились и личные пороки, и обществ, несправедливость, и дискриминационные законы гос-ва или обычаи об-ва). Союзником же Г. был внутренний божественный глас в каждом человеке — будь то индус, мусульманин или их английский поработитель. К совести каждого и взывал Г. в своих политич. обращениях и морально-этич. проповедях. Самооценки Г. порой достаточно противоречивы. Он, напр., считал себя реформатором, но вместе с тем и правоверным индусом. Но хотя он, несомненно, придерживался нек-рых традиционных представлений, в целом его ре лиг. воззрения вряд ли могут быть определены как ортодоксальные. К тому же они демонстрируют довольно ощутимое влияние джайнизма и христ-ва, что уводит их еще дальше от ортодоксального индуизма. Важной чертой его религ. доктрины явилась своеобразная детеологизация, т. е. подмена собственно религ. идей расплывчатыми морально-этич. категориями. В учении Г. "религия" означает извечный и универсальный закон, в соответствии с к-рым строится жизнь и деятельность человека. Закон этот включает признание ненасилия, поиски истины, готовность к самопожертвованию, осознание добрых и светлых потенций в себе и, что особенно существенно, в оппоненте, отсутствие злобы, гнева против него, борьбу с несправедливостью, но не с людьми, творящими ее, защиту всего живого, непричинение зла и пр. Терпимость к другим сочетается с беспощадной требовательностью к себе. Религия для Г. — это служение людям. Понятие "бог" у Г. несет прагматич. содержание — иногда это истина, иногда "закон, господствующий во всей жизни", а иногда атеизм атеиста. В любом случае это очень далеко от традиционного индуистского представления. Детеологизация убедит, иллюстрируется тем, что Г., выдвинувший сначала тезис "Бог есть истина", заменил его на "Истина есть бог" и считал это важнейшим из своих открытий. О реформаторском подходе Г. к религии свидетельствует поливариантность толкования им традиционных установок. Мн. положения, заимствованные из ортодоксального индуизма, применяются им в обычном значении, но одновременно получают расширительную интерпретацию. Так, принцип защиты коровы, о чем столь часто говорил и писал Г., расшифровывается и в старом и в новом смысле как нравств. долг человека защищать все живое. Борьба с неприкасаемостью и проповедь ненасилия — наиб, важные стороны его религ. реформаторства. Эта проповедь приобрела в гандизме значение законченной догмы, в результате чего конкретное вероучение в немалой степени подменяется в данной системе "религией ненасилия". Последняя, по мнению ее создателя, с одной стороны, носит всеобщий характер и адресована всему человечеству, с другой — имеет определенную национальную окраску, что якобы обусловлено не объективной генетической связью гандизма с религ.-философской традицией страны, а субъективными факторами. Иными словами, Г. считал, что выдвигаемые им принципы знаменуют не столько фазу развития индийской обществ, мысли (в т. ч. и религ. реформаторства) — это казалось ему второстепенным, — сколько некий универсальный закон, одинаково проявляющий свое действие (хотя в различных формах) в любых историч. условиях.
Р. Рыбаков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

Найдено схем по теме ГАНДИ Мохандас Карамчанд — 0

Найдено научныех статей по теме ГАНДИ Мохандас Карамчанд — 0

Найдено книг по теме ГАНДИ Мохандас Карамчанд — 0

Найдено презентаций по теме ГАНДИ Мохандас Карамчанд — 0

Найдено рефератов по теме ГАНДИ Мохандас Карамчанд — 0