ГАНА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГАНА
У индийцев замкнутая группа божеств — адитьи, вишвы, васу, тушиты, абхасвары, анилы, махараджики, сакхьи, рудры. Правит ганами Ганеша, сын Шивы и Парвати, бог мудрости со слоновьей головой.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

ГАНА

        (др.-инд. толпа, множество, совокупность, группа, обшина и т. д.) — 1) В древней Индии термином Г. обозначали разного рода объединения корпоративного гипа: общинный коллектив как осн. единицу обществ, устройства, позже государств, образования республиканского гипа и высший орган власти (совет) в этих республиках; орг-ция по типу Г. (общин) оказала сильное влияние на устройство буддийских и джайнских монашеских орденов, корпораций ремесленников и т. п.
        В др.-инд. мифологии Г. - замкнутая группа (община) божеств (обычно низших богов и полубогов), в к-рую входило 9 классов мифологич. персонажей: адитьи, вишвы (Вишведэвы), васу, тушиты, абхасвары, анилы, махараджики, садхьи, рудры. Эти низшие боги выступали как помощники Шивы и возглавлялись Ганешей — их предводителем, сыном Шивы и Парвати. Ганеша — не столько хозяин и властитель божеств. Г., сколько посредник между нею и Шивой. Божества, образующие Г., собираются на Гана-парвате (букв, гора Г.), к-рая является местом их обитания. Указанные 9 божеств, групп, возможно, послужили прообразом 9 ган риши при архате (божественном мудреце) Махавире. 2) Группы созвездпй-накшатр, разделенных на три класса, соотнесенных с богами, людьми и ракшасами. С т. зр. астрологии рождение под созвездием, входящим в ту или иную гану, многое определяет в судьбе человека и, в части., учитывается при составлении астрологич. прогноза перед вступлением в брак.
В. Топоров,
А. Дубянский

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

Найдено схем по теме — 1

Похожие термины:

  • ГАНА-ЧАКРА

    (санскр. gan a-cakra, тиб. tshogs kyikhor lo) — дарственный ритуал, практика в форме торжественного пира, на который символически приглашаются все будды, бодхисаттвы, учители, йидамы и защитники. Г.-ч. позволяет п