ГАМАН Иоганн Георг

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГАМАН Иоганн Георг
1730-1788) – немецкий философ-иррационалист, прозванный “северным магом”. В кратких, фрагментарных и намеренно темных работах Гамана главное внимание уделяется философии истории и философии языка. В них также содержится критика европейской культуры  

Источник: Религиоведческий словарь

ГАМАН ИОГАНН ГЕОРГ

немецкий писатель и философ (Кенигсберг, 1730 — Мюнстер, 1788). Оказал глубокое влияние на немецкую мысль конца XVIII в. и положил начало движению протеста против рационализма и классицизма, занесенных из Франции. Он автор работ: «Крестовый поход филолога» (1762), «Последние заявления шевалье Розенкрейцера о божественном и человеческом происхождении языка» (1772), «Метакритика чистоты разума» (1784).

Источник: Философский словарь

Гаман Иоганн Георг
 (1730—88) — нем. философ-идеалист, сторонник учения о непосредственном внании, оказал влияние на литературное движение «Буря и натиск». Г. выступал против идей просветительства и рационализма. Им он противопоставлял веру в творческую силу мистической интуиции. Вместе с тем Г. высказал глубокую идею о единстве противоположностей как всеобщем законе бытия, чем оказал влияние на идеалистическую диалектику Фихте, Шеллинга и Гегеля. Гл. соч. Г. — «Крестовые походы филолога» (1762).

Источник: Философский словарь. 1963

ГАМАН ИОГАНН ГЕОРГ

Hamann) Иоганн Георг (1730—88) — нем. филолог и философ-иррационалист, оказавший влияние на движение «Буря и натиск». Роль Г. в истории эстетики сугубо пропедевтическая (подготовительная): он выступил как критик плоского рационализма раннего Просвещения, противопоставив ему утверждение творческого начала мистической интуиции. Работы Г. фрагментарны, ироничны, афористичны, написаны замысловатым языком, перегружены авторскими примечаниями. Для эстетики наибольший интерес представляет сборник «Крестовые походы филолога» (1762), а в нем эссе «Эстетика в орешке». Возражая Баумгартену. Г. настаивал на том, что сфера чувств, эстетическое — не низшая сфера, а сосредоточивает всю полноту познания: «Поэзия — родной язык человечества». Беду рационализма Г. видит в отрыве от природы. Отсюда задача эстетического воспитания (прежде всего в школе), по Г.,— в сохранении естественности человека.

Источник: Эстетика: Словарь

ГАМАН (Hamann) Иоганн Георг
род. 27 авг. 1730, Кенигсберг - ум. 21 июня 1788, Мюнстер, Вестфалия) - нем. писатель и протестант, метафизик, мыслитель-мистик, выделявшийся на фоне рационализма того времени; сам называл себя "северным магом", был противником Просвещения и, в противоположность кантовскому чисто рассудочному познанию, указывал на творческую силу чувства и душевности, которые он считал действенными, особенно в языке, и открывающимися в поэзии, "родном языке человечества". Его влияние распространяется на периоды "бури и натиска" классицизма вплоть до романтизма и современной философии языка. Осн. произв.: "Tagebuch eines .Christen", 1758; "Kreuzzьge eines Philologen", 1762 ("Крестовые походы филолога") "Goldatha und Scheblimini", 1784; "Sokratische Denkwьrdigkeiten", 1759; "Werke", hrsg. V. F. Roth, 8 Bde., 1821-1843; "Auswahl von Widmaier", 1921; "Hist.-krit. Ausg. sдmlich- Werke in 6. Bdn. von J. Nadler", 1949 ff.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГАМАН Иоганн Георг
27.8.1730, Кенигсберг - 21.6.1788, Мюнстер), нем. философ-иррационалист. После духовного кризиса во время пребывания в Лондоне (1758) вел существование непрофессионального философа сократич. типа («северный маг»), зарабатывая на жизнь службой в акцизном управлении и на таможне. Краткие соч. Г., писавшиеся фрагментарно, намеренно темно и зашифрованно, поднимали проблемы философии истории, философии языка и т. д. В них отразился кризис нем. просветит. рационализма, с критикой к-рого выступал Г., акцентировавший интуитивный момент в познании (концепция «непосредств. знания») и творчестве (особенно в соч. «Aesthetica in nuce» в составе «Крестовых походов филолога» - «Kreuzzuge des Philologen», 1762). Представления Г. о сложном единстве человеч. личности, о творчестве гения, об изначальности поэзии оказали огромное влияние на нем. филос.-эстетич. мысль (Гердер, течение «Бури и натиска», Гете). Содержащиеся в работах Г. мотивы религиозной критики культуры проявились позднее у Кьеркегора. Г. воплотил в себе тип критика культуры, распространившийся позднее, начиная с эпохи романтизма. Г. явился также одним из ранних критиков Канта («Метакритика пуризма разума» - «Metakritik uber den Purismum der Vernunft», опубл. 1800).

Источник: Советский философский словарь

ГАМАН Иоганн Георг
27 августа 1730, Кенинсберг—21 июня 1788, Мюнстер) — немецкий филолог, философ, мистик. Зарабатывал на жизнь, служа в акцизном управлении таможни. Называл себя «северным магом», резко выступал против рационализма и идеалов Просвещения. Главный труд — «Крестовые походы филолога» (Kreuzzuge des Philologen, 1762). Борясь с рассудочным методом мышления, Гаман противопоставлял ему учение о «непосредственном знании», получаемом с помощью мистической интуиции. Отсюда культ гения и поэзии— «родного языка человечества», а также утверждение о том, что подлинное художественное творчество является процессом подсознательным. Критиковал Канта в работе «Метакритика пуризма разума» (Metakritik uber den Purismum der Vernunft, 1784, изд. 1830). В автобиографии «Мысли о ходе моей жизни» (1758) содержатся мистические размышления о Библии, в частности о книге Екклезиаста. Развивал идеи интуитивистской диалектики (учение о совпадении противоположностей— coincidentia oppositorum). Оказал влияние на представителей движения «Буря и натиск», а также на Гердера, Гете, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Кьеркегора.
Соч.: Schriften und Briete, Bd 1—4. Hannover, 1872—74; Samtliche Werke, Bd 1—8. Wien, 1949—57; Briefwechsel, hrsg. v. W. Ziesemen und A. Henkel, Bd 1-7. Wiesbaden - Fr./M., 1955-79. Лит.: Кожевников В. А. Философия чувства и веры... ч. 1. M., 1987; Jorgensen S.-A. 1. G. Hamann. Stuttg., 1976; linger R. Hamann und die Autklarung. 2 Aufl., Bd 1-2. Halle, 1925.
О. В. Суворов

Источник: Новая философская энциклопедия

ГАМАН Иоганн Георг
протестантский философ; р. 27.8.1730 (Кёнигсберг) — ум. 21.6.1788 (Мюнстер, Вестфалия); один из наиболее выдающихся христианских философов со времени средневековья, мыслитель-мистик, выделявшийся на фоне рационализма того времени; сам называл себя «северным магом», был противником Просвещения и, в противоположность кантовскому чисто рассудочному познанию, указывал на творческую силу чувства и души, которые он считал действенными, особенно в языке, и открывающимися в поэзии, «родном языке человечества». Его влияние распространяется на периоды классицизма вплоть до романтизма и современной философии языка. Истинным учеником и последователем Гамана является С. Кьеркегор. Осн. соч.: Tagebuch eines Christen, 1758; Kreuzzüge des Philologen, 1762; Golgatha und Scheblimini, 1784; Sokratische Denkwürdigkeiten, 1759. Собр. соч.: Werke, изд. Ф. Рота, 8 Bde., 1821—1843; Historischkritische Ausgabe sämtlicher Werke, in 6. Bdn. (изд. Й. Надлера), 1949 ff.; Briefwechsel (изд. В. Циземера и А. Хентеля, 1955 ff); Hauptschriften, 7 Bde., 1956 ff.
W. Metzger. J. G. H., 1944; J. Nadler. J. G. H., 1949; K. Gründer. Figur u. Geschichte. — J. G. H. s «Bibi. Betrachtungen» als Ansatz einer Geschichtsphilos., 1958; H. A. Salmony. J. G. H. s metakrit. Philos., 1958; H. Herde. J. G. H. — Zur Theologie der Sprache, 1971 (mit Bibi.); G. Nebel. H., 1973; B. Gajek (Hg.). J. G. H., 1976,1979; S.-A. Jorgensen. J. G. H., 1976 (mit Bibi.); R. Wild, J. G. H., 1978; T. Kracht. Erkenntnisfragen beim jungen H., 1981.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ГАМАН ИОГАНН ГЕОРГ

Hamann), Иоганн Георг (27 авг. 1730 – 21 июня 1788) – нем. филолог и философ-идеалист, сторонник учения о непосредственном знании. Соч. Г. "Крестовые походы филолога" ("Kreuzz?ge des Philologen", 1762, в книгу входит соч. по эстетике – "Aesthetica in nuce"), "Метакритика о пуризме разума" ("Metakritik ?ber den Purismum der Vernunft", 1784, изд. посмертно, 1800) и др., направленные против идей просветителей, а также философии Канта, содержат элементы диалектики, мысль о единстве человеческой природы, привлекшие к Г. интерес Гердера и Гете (см. его автобиографию– "Собр. соч. в 13 томах", т. 9). Этими идеями, а также своей борьбой с рассудочным методом мышления, мыслями о совмещении противоположностей как о всеобщем законе бытия, высокой оценкой роли чувства и образа в поэзии (к-рая, по Г., древнее прозы и составляет первоначальный язык человечества), утверждением "культа Гения", критическим отношением к феод.-сословному строю ("Мысли о моем жизненном пути" – "Gedanken ?ber meinen Lebenslauf", 1758, изд. 1821) Г. оказал влияние на бурж.-демократич. лит. движение "бури и натиска". Г. – автор работ по языку, поэзии и эстетике, в к-рых он полемизировал с теорией языка Гердера. Враждебность рационализму Просвещения получила у Г. религ.-мистич. окраску и сочеталась с защитой христ. догматики, а протест против рассудочности вел Г. к интуитивизму. Защита веры и интуитивного познания Г. используется совр. реакц. иррационалистич. течениями бурж. философии. Соч.: Schriften und Briefe, Bd l–4, Hannover, 1872–74; Hauptschriften, Lpz., [1937]; S?mtliche Werke, Bd 1–4, W. 1949–52. Лит.: Гайм Р., Гердер, его жизнь и сочинения, т. 1–2 пер. с нем., M., 1888 (по Указателю); Кожевников В. А. Философия чувства и веры ..., ч. 1, М., 1897; Асмус В. Ф. Учение о непосредственном знании в истории философии нового времени, "Вопр. философии", 1957, No 6, 1959, No11; Weber H., Hamann und Kant..., M?nch., 1904; Нillner G., I. G. Hamann und das Christentum, [Bd] l–3, Riga, 1924–1925; Unger R., Hamann und die Aufkl?rung, Bd 1–2, 2 Aufl., Halle, 1925; Metzke E., J. G. Hamanns Stellung in der Philosophie des 18. Jahrhunderts, Halle, 1934. Г. Фридлендер. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ГАМАН ИОГАНН ГЕОРГ

из Кенигсберга (1730-1788), представляет вместе с Гердером и Якоби реакцию против школьного рационализма и догматизма во имя свободного религиозного чувства и живой веры. Получив в Кенигсберге основательное филологическое образование, Г. жил домашним учителем в Риге, а затем отправился в Лондон. Он вел беспорядочную жизнь, расстроил свои и чужие дела и впал в глубокое уныние, из которого был выведен чтением Библии. Вторую половину своей жизни Г. провел в родном городе, сначала на службе, потом в отставке, живя на средства одного из своих почитателей. Главный материал для биографии и характеристики Г. дают его "Gedanken ьber meinen Lebenslauf" и многочисленные письма (между прочим к Гердеру, к Канту). Г. никогда не излагал систематически своих мыслей, и все его сочинения состоят из мелких статей, заметок и полемических выходок, под вычурными заглавиями и странными псевдонимами: северного мага, северного дикаря, экс-мандарина Миен-ман-гоама, рыцаря розового креста, телонарха; одна статья написана от лица немецкой буквы h; другая вместо эпиграфа, но без всякого отношения к содержанию, украшена следующим billet-doux б l&йditeur: "Je suis femme, c&est par curiositй et par dйpit, que je trahis un drфle, que je ne reconnais plus... Catin". - Все эти писания испещрены греческими и латинскими текстами, непонятными намеками и неожиданными отступлениями. Неспособность Г. к спокойному и связному рассуждению и странности стиля, граничащие с умопомешательством, объясняются, вероятно, некоторыми особыми патологическими обстоятельствами, о которых он упоминает в своих мемуарах. По философскому содержанию своих мыслей Г. примыкает к Джордано Бруно с его principium coincidentiae oppositorum и может считаться предвестником Гегеля. Все ходячие противоположности между божественным и человеческим, идеальным и реальным, духом и природой, разумом и чувственностью, естественным светом и откровением суть лишь произведения отвлеченного рассудка школьных философов, не соответствующие истине. Если Бог есть действительное начало всего, то все божественно; но, с другой стороны, поскольку Божество сообщается или открывается нам, оно неизбежно входит в формы нашего бытия, и следовательно все божественное есть вместе с тем человеческое. "Естествоведение и история суть два столба, на которых покоится истинная религия. Неверие и суеверие основываются на поверхностной физике и поверхностной истории". - Восставая против отвлеченных и искусственных категорий, изобретаемых школьными философами (между прочим, Кантом), Г. находил истинное выражение разума в языке. - В вере Г. видел непосредственное личное состояние души, не подлежащее доказательствам и не нуждающееся в них. Божественный смысл Библии, скрывающийся под человеческой оболочкой ее буквы, присутствие Бога в природе и истории, Его воплощение в И. X., провиденциальное действие в личной жизни христианина и, наконец, бессмертие души - вот настоящие предметы живой веры; все прочее есть суеверие - Другая форма неверия. Традиционный догматизм школьных теологов, также как и рационалистический теизм школьных философов, есть для Г. лишь замаскированный атеизм: папизм, с его иерархией - то же самое.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
273.59 кб

Переписка Иммануила Канта и Иоганна Георга Гамана

Гильманова Владимир Хамитович
Читать PDF
392.66 кб

Переписка Иммануила Канта и Иоганна Георга Гамана

Гильманов Владимир Хамитович
Читать PDF
225.65 кб

Переписка Иммануила Канта и Иоганна Георга Гамана

Гильманов Владимир Хамитович
Читать PDF
319.31 кб

Переписка Иммануила Канта и Иоганна Георга Гамана (перевод, введение и комментарии В. Х. Гильманова)

Гильманов Владимир Хамитович