ГАМАН Иоганн Георг
Источник: Религиоведческий словарь
немецкий писатель и философ (Кенигсберг, 1730 — Мюнстер, 1788). Оказал глубокое влияние на немецкую мысль конца XVIII в. и положил начало движению протеста против рационализма и классицизма, занесенных из Франции. Он автор работ: «Крестовый поход филолога» (1762), «Последние заявления шевалье Розенкрейцера о божественном и человеческом происхождении языка» (1772), «Метакритика чистоты разума» (1784).
Источник: Философский словарь
Источник: Философский словарь. 1963
Hamann) Иоганн Георг (1730—88) — нем. филолог и философ-иррационалист, оказавший влияние на движение «Буря и натиск». Роль Г. в истории эстетики сугубо пропедевтическая (подготовительная): он выступил как критик плоского рационализма раннего Просвещения, противопоставив ему утверждение творческого начала мистической интуиции. Работы Г. фрагментарны, ироничны, афористичны, написаны замысловатым языком, перегружены авторскими примечаниями. Для эстетики наибольший интерес представляет сборник «Крестовые походы филолога» (1762), а в нем эссе «Эстетика в орешке». Возражая Баумгартену. Г. настаивал на том, что сфера чувств, эстетическое — не низшая сфера, а сосредоточивает всю полноту познания: «Поэзия — родной язык человечества». Беду рационализма Г. видит в отрыве от природы. Отсюда задача эстетического воспитания (прежде всего в школе), по Г.,— в сохранении естественности человека.
Источник: Эстетика: Словарь
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Советский философский словарь
Соч.: Schriften und Briete, Bd 1—4. Hannover, 1872—74; Samtliche Werke, Bd 1—8. Wien, 1949—57; Briefwechsel, hrsg. v. W. Ziesemen und A. Henkel, Bd 1-7. Wiesbaden - Fr./M., 1955-79. Лит.: Кожевников В. А. Философия чувства и веры... ч. 1. M., 1987; Jorgensen S.-A. 1. G. Hamann. Stuttg., 1976; linger R. Hamann und die Autklarung. 2 Aufl., Bd 1-2. Halle, 1925.
О. В. Суворов
Источник: Новая философская энциклопедия
W. Metzger. J. G. H., 1944; J. Nadler. J. G. H., 1949; K. Gründer. Figur u. Geschichte. — J. G. H. s «Bibi. Betrachtungen» als Ansatz einer Geschichtsphilos., 1958; H. A. Salmony. J. G. H. s metakrit. Philos., 1958; H. Herde. J. G. H. — Zur Theologie der Sprache, 1971 (mit Bibi.); G. Nebel. H., 1973; B. Gajek (Hg.). J. G. H., 1976,1979; S.-A. Jorgensen. J. G. H., 1976 (mit Bibi.); R. Wild, J. G. H., 1978; T. Kracht. Erkenntnisfragen beim jungen H., 1981.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Hamann), Иоганн Георг (27 авг. 1730 – 21 июня 1788) – нем. филолог и философ-идеалист, сторонник учения о непосредственном знании. Соч. Г. "Крестовые походы филолога" ("Kreuzz?ge des Philologen", 1762, в книгу входит соч. по эстетике – "Aesthetica in nuce"), "Метакритика о пуризме разума" ("Metakritik ?ber den Purismum der Vernunft", 1784, изд. посмертно, 1800) и др., направленные против идей просветителей, а также философии Канта, содержат элементы диалектики, мысль о единстве человеческой природы, привлекшие к Г. интерес Гердера и Гете (см. его автобиографию– "Собр. соч. в 13 томах", т. 9). Этими идеями, а также своей борьбой с рассудочным методом мышления, мыслями о совмещении противоположностей как о всеобщем законе бытия, высокой оценкой роли чувства и образа в поэзии (к-рая, по Г., древнее прозы и составляет первоначальный язык человечества), утверждением "культа Гения", критическим отношением к феод.-сословному строю ("Мысли о моем жизненном пути" – "Gedanken ?ber meinen Lebenslauf", 1758, изд. 1821) Г. оказал влияние на бурж.-демократич. лит. движение "бури и натиска". Г. – автор работ по языку, поэзии и эстетике, в к-рых он полемизировал с теорией языка Гердера. Враждебность рационализму Просвещения получила у Г. религ.-мистич. окраску и сочеталась с защитой христ. догматики, а протест против рассудочности вел Г. к интуитивизму. Защита веры и интуитивного познания Г. используется совр. реакц. иррационалистич. течениями бурж. философии. Соч.: Schriften und Briefe, Bd l–4, Hannover, 1872–74; Hauptschriften, Lpz., [1937]; S?mtliche Werke, Bd 1–4, W. 1949–52. Лит.: Гайм Р., Гердер, его жизнь и сочинения, т. 1–2 пер. с нем., M., 1888 (по Указателю); Кожевников В. А. Философия чувства и веры ..., ч. 1, М., 1897; Асмус В. Ф. Учение о непосредственном знании в истории философии нового времени, "Вопр. философии", 1957, No 6, 1959, No11; Weber H., Hamann und Kant..., M?nch., 1904; Нillner G., I. G. Hamann und das Christentum, [Bd] l–3, Riga, 1924–1925; Unger R., Hamann und die Aufkl?rung, Bd 1–2, 2 Aufl., Halle, 1925; Metzke E., J. G. Hamanns Stellung in der Philosophie des 18. Jahrhunderts, Halle, 1934. Г. Фридлендер. Ленинград.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
из Кенигсберга (1730-1788), представляет вместе с Гердером и Якоби реакцию против школьного рационализма и догматизма во имя свободного религиозного чувства и живой веры. Получив в Кенигсберге основательное филологическое образование, Г. жил домашним учителем в Риге, а затем отправился в Лондон. Он вел беспорядочную жизнь, расстроил свои и чужие дела и впал в глубокое уныние, из которого был выведен чтением Библии. Вторую половину своей жизни Г. провел в родном городе, сначала на службе, потом в отставке, живя на средства одного из своих почитателей. Главный материал для биографии и характеристики Г. дают его "Gedanken ьber meinen Lebenslauf" и многочисленные письма (между прочим к Гердеру, к Канту). Г. никогда не излагал систематически своих мыслей, и все его сочинения состоят из мелких статей, заметок и полемических выходок, под вычурными заглавиями и странными псевдонимами: северного мага, северного дикаря, экс-мандарина Миен-ман-гоама, рыцаря розового креста, телонарха; одна статья написана от лица немецкой буквы h; другая вместо эпиграфа, но без всякого отношения к содержанию, украшена следующим billet-doux б l&йditeur: "Je suis femme, c&est par curiositй et par dйpit, que je trahis un drфle, que je ne reconnais plus... Catin". - Все эти писания испещрены греческими и латинскими текстами, непонятными намеками и неожиданными отступлениями. Неспособность Г. к спокойному и связному рассуждению и странности стиля, граничащие с умопомешательством, объясняются, вероятно, некоторыми особыми патологическими обстоятельствами, о которых он упоминает в своих мемуарах. По философскому содержанию своих мыслей Г. примыкает к Джордано Бруно с его principium coincidentiae oppositorum и может считаться предвестником Гегеля. Все ходячие противоположности между божественным и человеческим, идеальным и реальным, духом и природой, разумом и чувственностью, естественным светом и откровением суть лишь произведения отвлеченного рассудка школьных философов, не соответствующие истине. Если Бог есть действительное начало всего, то все божественно; но, с другой стороны, поскольку Божество сообщается или открывается нам, оно неизбежно входит в формы нашего бытия, и следовательно все божественное есть вместе с тем человеческое. "Естествоведение и история суть два столба, на которых покоится истинная религия. Неверие и суеверие основываются на поверхностной физике и поверхностной истории". - Восставая против отвлеченных и искусственных категорий, изобретаемых школьными философами (между прочим, Кантом), Г. находил истинное выражение разума в языке. - В вере Г. видел непосредственное личное состояние души, не подлежащее доказательствам и не нуждающееся в них. Божественный смысл Библии, скрывающийся под человеческой оболочкой ее буквы, присутствие Бога в природе и истории, Его воплощение в И. X., провиденциальное действие в личной жизни христианина и, наконец, бессмертие души - вот настоящие предметы живой веры; все прочее есть суеверие - Другая форма неверия. Традиционный догматизм школьных теологов, также как и рационалистический теизм школьных философов, есть для Г. лишь замаскированный атеизм: папизм, с его иерархией - то же самое.
Вл. С.
Источник: Философский словарь Владимира Соловьева