Галифе, генералГАЛИЧ Александр Иванович

ГАЛИЧ

Найдено 1 определение:

ГАЛИЧ

Н и к и ф о р о в, Г о в о р о в), Александр Иванович (1783 – 9 сент. 1848) – рус. психолог и философ-идеалист. В 1809–13 учился в Германии. Преподавал рус. и лат. языки в Царскосельском лицее и философию в Педагогич. ин-те (с 1817– ун-т); при реакц. преобразовании ун-та Руничем (1821–22) был лишен права чтения лекций. В своих университетских лекциях (подготовленных к печати, но неизданных; описаны впервые Н. С. Гордиенко, см. журн. "Вопросы философии", 1958, No 5) Г. доказывал независимость объективного мира от познават. сил человека, подчиненность мышления объективным законам, неуничтожимость "сотворенной материи". Понимая истину как соответствие знания предметам, Г. критиковал в этой связи субъективный идеализм. В "Истории философских систем, по иностранным руководствам составленной ..." (2 кн., 1818–19), включавшей рассмотрение философии Шеллинга и "Науки логики" Гегеля, Г. определял предмет истории философии как "покушения человеческого духа решить важнейшие для него задачи помощью умозрения", требовал установления причин возникновения филос. систем и систематизации историко-филос. фактов. Отдавая дань уважения методологии опытных наук, Г. выступал против материализма. Приложенный к книге "Опыт философского словаря" явился вместе с "Лексиконом философских предметов" Г. (т. 1, 1845) одной из первых в России попыток создания справочника по философии. В эстетике Г. выступал с позиций объективного идеализма ("Опыт науки изящного", 1825). Для него гений художника – частица божеств. духа (указ. кн., с. 61–62), а произведения этого гения запечатлевают божеств. идею (с. 74–75). "Изящное" имеет свою цель в самом себе (с. 20), чем отличается от нравственного и истинного. В "изящном", по Г. "устраняются случайные черты, временные и местные ограничения и удерживается только существенный х а р а к т е р ц е л о г о р о д а или класса" (с. 25; см. также с. 23, 155). С этих позиций Г. критиковал теорию подражания, классифицировал виды иск-ва по родам чувств человека; считал романтизм иск-вом будущего (с. 56). В психологии ("Картина человека...", 1834) Г. пытался совместить идеалистич. и естеств.-науч. трактовку духовной жизни. Изложению своей психологич. системы он предпосылал описание тела и его функций. Первоисточник познания Г. видел в ощущениях. Мышление развивается по ступеням – от "полумыслей" (гипотез) через понятия к идеям, имеющим "принудительную силу законов". Г. дал описание различных качеств ума – от гениальности до "безумия". Лит.: Никитенко А., Александр Иванович Галич, СПБ, 1869 (в приложении – отрывки и в произведений Г., с. 88–100); Ельницкий А., Галич А. И. в кн.: Русский биографич. словарь, [т. 4], М., 1914 (имеется библиогр.); Ананьев Б. Г., Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков, [М.], 1947, гл. 3, с. 74–79; Гордиенко Н. С., А. И. Галич как историк философии, "Тр. Ленингр. сан.-гигиен. мед. ин-та", 1959, т. 145-А. З. Каменский, М. Соколов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ГАЛИЧ — 0

Найдено научныех статей по теме ГАЛИЧ — 0

Найдено книг по теме ГАЛИЧ — 0

Найдено презентаций по теме ГАЛИЧ — 0

Найдено рефератов по теме ГАЛИЧ — 0