ГАЛЕВИ Иегуда

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ИЕГУДА ГАЛЕВИ
р. ок. 1080 – ум. ок. 1145) – евр. философ-мистик и поэт. Родом из Толедо (Испания). Молодые годы провел в араб. Испании, где изучал греко-араб. философию и медицину. Автор мн. религ. гимнов, вошедших в евр. богослужение. И. Г. оказал большое влияние на последующее развитие евр. поэзии. В филос. трактате, написанном на араб. яз. и переведенном на др.-еврейский под заглавием "Сефер га-Кузари" ("Книга Хазара"), И. Г. отстаивал иудаизм и решительно осуждал идею Аристотеля о вечности мира, находившуюся в противоречии с мифом о сотворении мира. Принимая учение Платона, И. Г. верил в существование потустороннего мира и в божеств. миропорядок. Он утверждал, что высшим принципом познания является божеств. откровение, философия же, поскольку она порождается человеч. разумом, к-рому свойственно ошибаться, должна быть подчинена теологии. Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 453; Гаркави ?., Йегуда Галеви, "Восход", 1881, год 1; Бернфельд С, Даатэлогим. Толдот га философиа га датит беисроэль (История религиозной философии), т. 1–2, Варшава, 1897–99, с. 182–206; Мор ?., Йегуда Галеви hоиш ве мешорер (Иегуда Галеви, человек и поэт), Тель-Авив, 1956; Berger ?., Das Problem der Erkenntnis in der Religionsphilosophie Jehuda Hallewis, В., 1916; K?nig M., Die Philosophie des Jehuda Halevi und des Abraham Ibn Daud, В., 1929 (Diss.). M. Беленький. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ГАЛЕВИ Иегуда
ок. 1080, Толедо—ок. 1140, Палестина?) — еврейский поэт и философ, раввинический богослов, врач. Главное сочинение—написанные по-арабски, вскоре переведенные на иврит диалоги «Хазар: Книга доводов в защиту презираемой религии»—воображаемые беседы хазарского хана Булана II, обратившегося в 740 в иудаизм, с философом, христианином, мусульманином и раввином. Обогащая иудаизм аристотелизмом и неоплатонизмом, Галеви утверждал превосходство Торы и предания над самомыслием. Между повелевающим Богом Авраама и безразличным богом философов пролегла бездна; одиноким искателям «трудно вообразить начало мира» вне традиции Откровения, непрерывной в избранном народе от дней Адама. Творец непознаваем и неантропоморфен, его оперативные (от его действий), релятивные (от его отношения к человеку), негативные (апофатические) определения не достигают сути. Его поступки непредсказуемы, «он волит то, что волит, тогда, когда волит». Вселенная—продукт этой воли и ее агентов, вторичных природных причин. Душа (по Аристотелю и Авиценне) есть «первое совершенство природного инструментального тела, имеющего жизнь в потенции», «субстанция, сущая в самой себе и несущая атрибуты ангельских и божественных сущностей». Откровения всегда исторически конкретно даны избранному народу. Заслоненный позднее Маймонидом, Галеви оставался почитаемым автором. Гердер назвал «Хазар» образцом для своих диалогов «О духе еврейской поэзии». Соч.: Kitab al khazari, trad. H. Hirschfeld. L.-N. Y., 1905. Лит.: Druck D. Yehuda Halevy: His life and works. N. Y., 1941; Bertola E. II pensiero ebraicol. Padova, 1972.
В. В. Бибихин

Источник: Новая философская энциклопедия