ФУРАСТЬЕ Жан

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ФУРАСТЬЕ Жан
р. 15.4.1907, СенБенендАзи), франц. экономист, социолог и футуролог, представитель т. н. технологич. теорий, сводящих социальный прогресс общества только к росту уровня техникоэкономич. развития (см. «Постиндустриальное общество», Футурология). Сторонник концепции «революции управляющих». Автор ок. 20 науч. и публицистич. трудов по перспективным социально-экономич. проблемам, в к-рых пытался обосновать идею о «смене цивилизаций» (первичной, вторичной, третичной и т. д.) на основе достижений науч.-технич. прогресса с выдвижением на первый план последовательно с. х-ва, пром-сти, сферы услуг, духовного произ-ва. В последних работах вынужден был признать, что науч.-технич. прогресс не избавляет капитализм от присущих ему противоречий.

Источник: Советский философский словарь

ФУРАСТЬЕ Жан

(р. 15 апр. 1907) – франц. экономист и социолог, идеолог т. наз. неокапитализма. Проф. Ин-та политич. исследований (с 1945); руководитель кафедры политич. экономии в "Ecole pratique des hautes ?tudes" в Сорбонне. ?. – один из ведущих теоретиков нац. планирования и социального прогнозирования во Франции, сторонник интеграции Европы и ее американизации. Работы Ф. затрагивают проблемы закономерностей обществ. развития, структуры совр. пром. общества, социальных последствий технич. прогресса. Ф. критикует абстрактные методы в обществ. науках и отрицает познаваемость социальных законов, ссылаясь на несовершенство человеч. разума и сложность и быстротекучесть социальных процессов. Ф. – представитель технократич. теории, близок к амер. течению технократов (А. Берли и др.). Специфика его концепции (к-рую сам Ф. назвал оптимистич. теорией прогресса) в том, что технич. развитие рассматривается как имманентный и самодовлеющий процесс. Развитие техники, по Ф., независимой от обществ. отношений, – осн. сила всех социальных преобразований. Прогресс в технике вызывает повышение производительности труда, а последняя является переменной движущей силой совр. экономич. эволюции (см. "Machinisme et bien-?tre", P., 1951, p. 238). Первопричиной технич. прогресса Ф. объявляет науч. прогресс, понимаемый как результат стремления ученых к истине, плод их творч. гения. Ф. утверждает, что прогресс техники образует существ. детерминизм экономич. жизни, осуществляющийся одинаково при любом режиме (см. тамже, р. 139). Такая позиция приводит Ф. к прямой апологетике технократии, при к-рой несколько сот технич. специалистов были бы хозяевами судьбы миллионов людей (см. "Le grand espoir du20-me si?cle", P., 1964, p. 241). По Ф., технократия обеспечит торжество "третичной цивилизации" (?. выделяет цивилизации, соответственно заимствованному им у англ. экономиста К. Кларка делению обществ. сфер: первичная сфера – сел. х-во и добывающая пром-сть, вторичная – обрабатывающая пром-сть, третичная – сфера услуг), при к-рой будет совершен переход от рабского труда к труду духа и техника станет настоящим средством выявления в человеке всего того, что есть в нем наиболее человеческого (см. "La productivit?", ?., 1957, p. 113). В позднейших работах ("Les 40 000 heures", P., 1965, "Id?es majeures", P., 1966) Ф. выдвигает концепцию уже "четвертичной" цивилизации и утверждает, что в будущем обществе ведущую роль будет играть сфера духовного произ-ва и потребления – наука, образование, досуг и т.д., причем экономич., социальное и политич. развитие капиталистич. стран Запада ведет якобы к осуществлению социальных идеалов человечества путем постепенного развития капиталистич. экономики без всяких социальных бурь. Соч.: Esquisse d´une th?orie g?n?rale d´?volution ?conomique contemporaine, ?., 1947; Note sur la philosophie des sciences, ?., 1948; La pr?vision ?conomique et la direction des entreprises, ?., 1955; La productivit?, prix et salaires, ?., [1957]; R?volution ? l´Ouest, ?., 1957 (совм. с A. Laleuf); La civilisation de 1975, [5 ?d ], ?., 1959; Histoire de domain, 3 ?d., ?., 1964 (совм с С. Vimont); Pourquoi nous travaillons, ?., 1964; Les conditions de l´esprit scientifique, [?., 1966]; Essais de morale prospective, ?., 1966; в рус. пер. – Технический прогресс и капитализм с 1700 по 2100 год, в сб.: Какое будущее ожидает человечество?, Прага, 1964, с. 144–59, 222–23 И. Добронравов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.