ФУЛЬЕ Альфред

Найдено 2 определения термина ФУЛЬЕ Альфред

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ФУЛЬЕ (Fouiollee) Альфред

род. 18 окт. 1838, Ла-Пуэз - ум. 16 июля 1912, Лион) - франц. философ. В своей метафизике исходил из учения Платона об идеях, а также из кантовской проблемы отношения между (нравственной) свободой и (естественной) необходимостью. По Фулье, душевное есть истинная сущность вещей, движущая сила свободных и в то же время закономерных событий, подлинный фактор развития, ядром которого является воля, стремление. Идеи являются динамическими факторами, которые определяющим образом влияют на естественные события и на ход исторического и культурного развития (учение об "идеяхсилах", idees-forces). Фулье известен как исследователь народной психологии благодаря многим работам о душевном своеобразии европейских народов, в особенности французов. Осн. произв.: "L&evolutionisme des idees-forces", 1890; "La psychologie des idees-forces", 1890; "La morale des ideesforces", 1908; "Psychologie du peuple frarupais", 1898; "Esquisse psychologique des peuples europeens", 1902.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ФУЛЬЕ Альфред

(18 окт. 1838 – 16 июля 1912) – франц. философ-эклектик, в учении к-рого существенны также элементы волюнтаризма и особенно позитивизма. Преподаватель Парижской нормальной школы (1872–79). Ф. исходит из убеждения в необходимости объединить и примирить противоположные точки зрения в "высшем синтезе" путем отыскания общего в различных филос. системах и нахождения связующих звеньев между разнородными идеями. В качестве такого филос. целого Ф. выдвигает т.н. имманентный монизм, включающий различные филос. принципы от платонизма до позитивизма. Ф. развивает панпсихич. точку зрения на мир, однако он оказывается сторонником не монадологии, а гилозоизма. Одухотворив материю, Ф. приписывает ей волю и, след., цель, представляя все мировое движение телеологически. Отталкиваясь от декартовского cogito ergo sum ("Мыслю, следовательно, существую"), Ф. противопоставляет мышлению волю ("Хочу, следовательно, существую"). Весь внешний механизм Вселенной, ее эволюции, согласно Ф., как бы определяется сознат. волей, однако признание за мировой эволюцией не только закономерного, но и детерминистич. характера приводит к тому, что, вопреки заявлениям о примате психического, Ф. низводит его до уровня механического. "Идеи-силы" (Id?es-forces), к-рые, согласно Ф., являются движущей силой эволюции, оказываются механич. детерминантами. Занимая позиции психич. детерминизма, Ф. трактует свободу воли как полезную иллюзию. Гетерономная э т и к а Ф. также эклектична; он предпринимает попытку (в позитивистском духе) обосновать нравственность логич. путем, вывести ее из науч. оснований. Объявляя назначением нравственности достижение благополучия (см. Эвдемонизм) и отрицая суверенитет нравств. долга, Ф. вопреки этому проводит идею обязательности нравств. закона. С о ц и о л о г и ч. взгляды Ф. развивались в русле органич. теории общества (см. Органическая школа в с о ц и о л о г и и). Однако, в отличие от Спенсера, Ф. особое значение в общественном прогрессе придавал высшим формам умственной деятельности. Ф. принадлежат исследования по психологии народов ("Психология франц. народа", Р., 1898; рус. пер., СПБ, 1899). Соч.: La morale des id?es-forces, P., 1908; L´?volutionnisme des id?es-forces, 6 ?d., P., 1920; La psychologie des id?es-forces, t. 1–2, P., 1921; в рус. пер. – История философии, M., 1893; Декарт, M., 1894; Совр. наука об обществе, М., 1895; Темперамент и характер, М., 1896; Критика новейших систем морали, СПБ, 1898; Свобода и необходимость, М., 1900. Лит.: Козлов ?. ?., Франц. позитивизм. Полупозитивисты: А. Фулье, "Вопр. филос. и психол.", 1894, кн. 21 (1); Введенский А. И., Очерк совр. франц. философии, X., 1894; Guyau ?., La philosophie et la sociologie d´ A. Fouill?e, P., 1913; Ganne de Beaucoudrey E., La psychologie et la m?taphysique des id?es – forces chez A. Fouill?e, P., 1936; Dwelschauvers G., A. Fouill?e et son temps, "Revue de philosophie", 1937, v. 37; ?etroviсi J., Le centenaire d´A. Fouill?e, "Revue de m?taphysique et de morale", 1939, v. 46.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ФУЛЬЕ Альфред — 0

Найдено научныех статей по теме ФУЛЬЕ Альфред — 0

Найдено книг по теме ФУЛЬЕ Альфред — 0

Найдено презентаций по теме ФУЛЬЕ Альфред — 0

Найдено рефератов по теме ФУЛЬЕ Альфред — 0