ФУКО Мишель Поль

Найдено 1 определение
ФУКО Мишель Поль
(1926, Пуатье – 1984, Париж) – французский философ, историк познавательных практик и социальных институтов. Выпускник Высшей нормальной школы. В 1961 в Сорбонне защитил докторскую диссертацию, которая легла в основу книги «Безумие и неразумие: история безумия в классическую эпоху» (1961, рус. пер. 1997); в ней были намечены пути дальнейшей работы. Работал во французских культурных центрах Упсалы, Гамбурга, Варшавы; преподавал в университетах Клермон-Феррана, Лилля, Туниса. С 1970 занял кафедру «история систем мысли» в Коллеж де Франс, где с 1971 до конца жизни читал курсы лекций; их посмертная публикация к настоящему моменту почти завершена: последний том, включающий лекции 1971–1972, вышел в 2015. В творчестве Ф. можно выделить три основных этапа: 1) «археология знания» (1960-е), 2) генеалогия «власти-знания» (1970-е), 3) «эстетика существования» с акцентом на «техники работы над собой» (techniques de soi) (1980-е) (Терминологическое замечание. Предложенный здесь вариант перевода – «техники работы над собой» представляется предпочтительным в сравнении с другими распространенными в русских переводах и литературе о Ф. версиями – «техники себя», «техники самости»). Это деление в известной мере условно, так как в творчестве Ф. целый ряд «археологических» и «генеалогических» тем и мотивов сосуществуют. Кроме того, можно выделить в отдельную рубрику ранний период (1950-е), посвященный критике психологических и психиатрических понятий и подходов; к нему логически примыкает и докторская диссертация по «истории безумия». Археология знания представлена, прежде всего, тремя основными работами: «Рождение клиники: археология врачебного взгляда» (1963; рус. пер. 1998), «Слова и вещи: археология гуманитарных наук» (1966; рус. пер. 1977) и «Археология знания» (1969; рус. пер. 2004). Археология знания – это новый подход к истории, отказ от идей и концепций кумулятивного развития знания, основанного на трансцендентальном субъекте как надежном наблюдателе. Для археологии знания важны не натуралистические вещи и не познающий их субъект, но способы построения предметов познания, предметов социальной практики (таких как медицинская клиника, психическая болезнь), предполагающие взаимодействие субъективного и объективного. Наиболее известная работа археологического периода – «Слова и вещи». В ней представлены эпистемы – синхронные срезы познавательной почвы в европейской культуре Нового времени. Единство этим срезам придает преобладающее в тот или иной период знаковое отношение между «словами» и «вещами». Последний, наиболее близкий к нам культурный этап формирует особое, взаимоисключающее отношение между «человеком» и «языком»: разрастание функций языка вытесняет из картины мира образ «человека». Книга имела бурный успех и воспринималась как подтверждение тезиса о «смерти человека» средствами истории познания. Генеалогия власти-знания представлена двумя главными работами. Это «Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы» (1975; рус. пер. 1999) и «Воля к знанию» («История сексуальности», т. I, 1976; рус. пер. см. в сборнике работ Ф., озаглавленном «Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности», 1996). Задача генеалогии – выявление условий возникновения и функционирования особых комплексов власти-знания, в которых нормы социального взаимодействия и социального подчинения обусловливают те или иные познавательные подходы к человеку. Власть в трактовке Ф. – это анонимный механизм, действие которого пронизывает все стороны жизни, и потому ее формы можно изучать в казарме и в школе, в семье и в больнице. Всеподнадзорность, дисциплинирование и нормирование определяют и предметы познания, и его методы. Никакая власть, по Ф., не является чисто негативной, она всегда имеет и порождающие («позитивные») эффекты.
Так, в тюрьме как социальном институте реализуются различные возможности этой власти-подчинения: социальная оптика (надзор), социальная физика (стратегии соотношения сил между различными группами людей), социальная физиология (процессы группировки и перегруппировки элементов власти, их трансформации, перестановки и пр.). Если в «археологиях знания» неясными оставались механизмы перехода от одной познавательной конфигурации к другой, то в генеалогиях этот вопрос задним числом получает свое решение: эти переходы определяются набором дискурсивных и недискурсивных (экономических, политических, социальных) практик и кристаллизуются в определенных дисциплинарных практиках. Идеи «генеалогии власти» легли в основу работы «Группы информации о тюрьмах», в которой Ф. активно участвовал. Основные работы 1980-х – «Использование удовольствий» (1984, рус. пер. 1998) и «Забота о себе» (1984, рус. пер. 2004) – продолжают общий проект «Истории сексуальности», являясь соответственно 2-м и 3-м ее томами. В них подчеркивается, во-первых, историческая конкретность представлений о «сексуальности» и, во-вторых, ее сформированность определенными механизмами и практиками (такими как надзор общества за индивидом, культивирование ритуалов и практик самопознания, признания, исповеди и др.). Однако их особенностью становится сама постановка вопроса о возможности сопротивления заданным обстоятельствам в форме «свободного слова» («вольноречие», «вольноговорение», «парресия»). В этот период Ф. больше всего интересует формирование морального субъекта посредством особых «техник работы над собой». Тем самым в 1980-х внимание Ф. переключается с человека познающего-познаваемого или подчиняющего-подчиняемого на человека, рефлексивно относящегося к самому себе, направленно формирующего свои тело и душу. Этот новый герой – «человек вожделеющий» – показан на материале поздней Античности, в процессе работы над собой как субъектом сексуальности, а также его отношений к общественным обязанностям, окружающим людям. В наследии Ф. несколько слоев – это основные труды; параллельно создававшиеся малые работы; курсы лекций, в которых отрабатывались темы книг 1970–1980-х. Рецепция наследия Ф. прошла несколько этапов. Первый период после его кончины ознаменовался созданием связных развернутых биографий (лучшей среди них до сих пор остается книга Дидье Эрибона «Фуко и его современники», 1994). Следующий период был связан с подготовкой четырехтомного издания его малых произведений, статей и интервью – «Сказанное и написанное» (1994). Наконец, последние полтора десятилетия были посвящены транскрипции и публикации курсов его лекций в Коллеж де Франс. Несмотря на запрет, наложенный Ф. на посмертные публикации, его работы то здесь, то там фактически публиковались; в последнее время его наследники интерпретируют волю автора так: возможна публикация всего того, что было обнародовано в устной или письменной форме при жизни Ф., запрет же по-прежнему относится к незавершенным произведениям и личным архивам (они переданы во Французскую национальную библиотеку). 25 июня 2014 исполнилось тридцать лет до дня смерти Ф., и к этой дате было приурочено много новых публикаций – книги, сборники, специальные номера журналов. Университетами Париж-1 и Париж-12 (ныне Париж-Восток-Кретей) при участии Центра Мишеля Фуко была организована международная конференция «Фуко во множественном числе» (Foucault(s): 1984–2014). После некоторого спада внимания в последнее десятилетие вновь наблюдается расцвет интереса к творчеству Ф., в том числе у молодых исследователей, никогда его не видевших и не слышавших. Основные направления этого интереса: изучение текстов и материалов; актуализация всего «сказанного и написанного» Ф. применительно к современности, иногда с довольно далекими отходами от Ф.; попытка применения его концептуальных инструментов к новым объектам. Характерная черта современного интереса к Ф. – ярко выраженная междисциплинарность: философы, социологи, историки, антропологи, этнологи, эпидемиологи собираются вместе, чтобы обсуждать проблемы современной интерпретации и использования его творчества. У Ф. было, можно сказать, несколько масок или публичных образов, которые то подтверждались, то оспаривались: структуралист и постструктуралист, представитель мысли-68, антипсихиатрического движения (которым он не был), (для американской публики) главное воплощение Французской Теории. Сам он иногда играл на неопределенности своей позиции, утверждая, что главное для него – это развитие способности к изменению и самотрансформации. Иногда говорят даже (В. Декомб, Р. Рорти, Ж. Бувресс), что, например, американский и французский Ф. – это разные персонажи: первый – прагматик, либерал или даже неолиберал, второй – ницшеанец, анархист, релятивист, нигилист, сторонник бурлящего бытия Ницше (эта последняя позиция находит сторонников и среди российских исследователей). Однако все это – узкие срезы. Во всяком случае, для позднего Ф. (ср. «Что есть Просвещение?») важнее всего – построение «критической онтологии» нас самих, способность зрелого человека к недогматическим самостоятельным суждениям. Сам Ф. определил свой проект (в известном «Словаре философов» Д. Юисмана и под вымышленным именем) вполне по-кантовски: это – «критический метод исторического исследования» или «критическая история мысли» (при этом «мысль» трактуется широко: как «акт, полагающий субъект и объект в многообразии их возможных отношений» (Dictionnaire des philosophes. Vol. 1. P., 1984. P. 942). Его цель – анализ конкретных обстоятельств, формирующих или изменяющих отношения субъекта к объекту как основу всякого возможного знания. «История систем мысли» – широкий междисциплинарный проект, реализованный автором в перспективе европейской критической философии. Он никому не предписывал тот или иной способ действий, считая, что важнее всего для человека и общества не законы и запреты, но те предписания, которые люди вырабатывают сами. Таким образом, Ф. шел своим путем. Каждый раз он чутко улавливал смысл социально-философского вызова эпохи и остро реагировал на него: в 1960-е он ярче всех подчеркнул философскую значимость неантропоморфного знания, сближаясь в этом со структуралистами; в 1970-е заострил тезис о роли социальных техник в определении мысли и действий субъекта, а в 1980-е вернул на философскую сцену морального субъекта, близкого современному человеку самой этической задачей «самоформирования» и самоопределения.
Соч.: Слова и вещи: археология гуманитарных наук. М., 1977, переизд.: СПб., 1994; Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / (включает пер. т. I «Истории сексуальности» – «Воля к знанию», «Порядок дискурса»). М., 1996; Использование удовольствий. История сексуальности. Т. 2. СПб., 2004; Забота о себе. История сексуальности. Т. 3. Киев; М., 1998; История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997 (2-е изд. М., 2010); Рождение клиники: археология врачебного взгляда. М., 1998 (2-е изд. М., 2010); Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы. M., 1999; Археология знания. СПб., 2004. Из лекций в Коллеж де Франс: Ненормальные. СПб., 2004; «Нужно защищать общество». СПб., 2005; Психическая болезнь и личность. СПб., 2009; Психиатрическая власть. СПб., 2007; Герменевтика субъекта. СПб., 2007; Рождение биополитики. СПб., 2010; Безопасность, территория, население. СПб., 2011; Управление собой и другими I. СПб., 2011; Мужество истины. Управление собой и другими II. СПб., 2014. См. также: Интеллектуалы и власть: статьи и интервью, 1970–1984. В 3 ч. М., 2002–2006; Фуко / Логос. 2008. № 65; Maladie mentale et personnalité. P., 1954; испр. переизд: Maladie mentale et psychologie. P., 1962; Folie et déraison: Histoire de la folie à l’âge classique. P., 1961; Naissance de la clinique: Archéologie du regard medical. P., 1963; Les mots et les choses: Archéologie des sciences humaines. P., 1966; Archéologie du savoir. P., 1969; L’ordre du discours (Leçon inaugurale au Collège de France 2 déc. 1970). P., 1971; Surveiller et punir: Naissance de la prison. P., 1975; Histoire de la sexualité. T. I: La volonté de savoir. P., 1976; T. II: L’usage des plaisirs. P., 1984; T. III: Le souci de soi. P., 1984; Dits et Écrits par Michel Foucault. 1954–1988. T. I–IV. P., 1994. Michel Foucault. Philosophie. Antologie / Établie par A.I.Davidson et F. Gros. P., 2004. Далее в хронологич. порядке прочтения лекции Ф. в Коллеж де Франс: 1970–1971: Leçons sur la volonté de savoir. P., 2011; 1971– 1972: Théories et institutions penales. P., 2015; 1972–1973: La société punitive. P., 2013; 1973–1974: Le Pouvoir psychiatrique. P., 2003; 1974–1975: Les Anormaux. P., 1999; 1975–1976: «Il faut défendre la société». P., 1997; (1976– 1977 – год творческого отпуска Ф.); 1977–1978: Sécurité, territoire, population. P., 2004; 1978–1979: Naissance de la biopolitique. P., 2004; 1979–1980: Du gouvernement des vivants. P., 2012; 1980–1981: Subjectivité et vérité. P., 2014; 1981–1982: L’Herméneutique du sujet. P., 2001; 1982–1983: Le Gouvernement de soi et des autres I. P., 2008; 1983–1984: Le Gouvernement de soi et des autres II: Le Courage de la vérité. P., 2009. Лит: Делёз, Ж. Фуко. М., 1998; Михель, Д.В. Мишель Фуко в стратегиях субъективации. Материалы лекционных курсов. Саратов, 1999; Бодрийяр, Ж. Забыть Фуко. СПб., 2000; Мишель Фуко и Россия. СПб.; М., 2001; Бланшо, М. Мишель Фуко, каким я его себе представляю. СПб., 2002; Эрибон, Д. Мишель Фуко. М., 2008;Дьяков, А.В.Мишель Фуко и его время. СПб., 2010; Вен, П. Фуко. Его мысль и личность. 2013; Eribon, D. Foucault et ses contemporains. Р., 1994; Revel, J. Le vocabulaire de Foucault. P., 2002; Chevallier, Ph. Michel Foucault. Le pouvoir et la bataille. Nantes, 2004 (2-e éd. P., 2014); Kriegel, B. Michel Foucault aujourd’hui. P., 2004; Revel, J. Experiences de la pensée: Michel Foucault. P., 2005; Le Blanc, G. La pensée Foucault. P., 2006; Sabot, Ph. Lire “Les mots et les choses” de Michel Foucault. P., 2006 (2-е éd. P., 2014); Revel, J. Dictionnaire Foucault. P., 2008; Macherey, P. De Canguilhem à Foucault. La force des normes. P., 2009; Potte-Bonneville, M. Foucault. P., 2010; Revel, J. Foucault, la pensée du discontinu. P., 2010; Terrel, J. Politiques de Foucalt. P., 2010; Chevallier, Ph. Michel Foucault et le christianisme. Lyon, 2011; Artières, Ph., Potte-Bonneville, M. D’après Foucault. Gestes, luttes, programmes. P., 2012; Lagasnerie, G. de. La dernière leçon de Michel Foucault. Sur le néoliberalisme, la théorie et la politique. P., 2012; Paltrinieri, L. L’expérience du concept. Michel Foucault entre épistémologie et histoire. P., 2012; Спец. номера журналов и сборники: Lectures de Michel Foucault: vol. 1 (2001), vol. 2 (2003), vol. 3 (2003). ENS Lyon; Gros, F. (coordonné par). Foucault. Le courage de la verité. 1 éd. 2002, 2-e éd. corr. P., 2012; Foucault au Collège de France, un itinéraire. Bordeaux, 2003; Marx et Foucault // Actuel Marx. P., 2004; Dossier Michel Foucault // Magazine littéraire. № 435, oct. 2004; Présence de Foucault // Critique, mai 2005; Foucault, Derrida, Deleuze: le retour de la pensée critique // Sciences humaines. Hors série, spéc. № 3, mai-juin 2005; Michel Foucault. “Les Mots et les Choses” de Michel Foucault. Regards critiques, 1966–1968. Presses Univ. de Caen / IMEC, 2009; Michel Foucault. Cahiers de l’Herne. 2011. T. 95; Éthique et verité (1980–1984). P., 2013; “La Volonté de savoir” de Michel Foucault. Regards critiques. 1976–1979. Presses Univ. de Caen– IMEC, 2013; Les néo-liberalismes de Michel Foucault // Raison politique. Revue de théorie politique. SciencesPo. Nov. 2013; Michel Foucault // Sciences humaines. Numéro anniversaire, hors-série. 2014. № 19; Michel Foucault: un héritage critique. P., 2014; Usages de Foucault. P., 2014; Dossier Foucault inédit // La magazine littéraire, fév. 2014, № 540; Foucault: a priori, phénoménologie et histoire de la raison // Philosophie. № 123, été 2014. Н.С. Автономова

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.