Фробениус Лео

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФРОБЕНИУС (Frobenius) Лео
род. 29 июня 1873, Берлин - ум. 9 авг. 1938, Лаго-Маджоре) - нем. этнолог и предста-, витель философии культуры, с 1925 профессор во Франкфурте-на-Майне и основатель исследовательского Ин-та морфологии культуры. Фробениус создал понятие "культурного круга", согласно которому культурные формы характерны для определенных жизненных пространств и ими ограничены и каждая культура, с ее силой воздействия (Paideuma), является своего рода организмом, самостоятельной сущностью, проходящей те же ступени развития, что и растение, животное, человек (учение о культурных кругах, морфология культуры). Осн. произв.: "Probleme der Kultur", 1900; "Paideuma, Umrisse einer Kultur und Seelenlehre", 1921; "Schicksalskunde im Sinne des Kulturwerdens", 1932; "Erlebte Erdteile", 7 Bde., 1925-1929; "Atlantis" 12 Bde., 1921-1928.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ФРОБЕНИУС Лео
этнолог и философ культуры; р. 29.6.1873 (Берлин) — ум. 9.8.1938 (Биганцоло, Лаго-Маджоре); с 1925 — профессор во Франкфурте-на-Майне и основатель исследовательского Института морфологии культуры. Фробениус создал понятие «круг культуры», в соответствии с которым те или иные формы культуры характерны для определенных жизненных пространств и ими ограничены, а каждая культура с ее силой воздействия (Paideuma) является своего рода организмом, самостоятельной сущностью, проходящей те же ступени жизни, что и растение, животное, человек (учение о круге культуры, морфология культуры). Осн. соч.: Probleme der Kultur, 1900: Paideuma, Umrisse einer Kultur-und Seelenlehre, 1921, 1925; Das unbekannte Afrika, 1923; Schicksalskunde im Sinne des Kulturwerdens, 1932, 1938; Erlebte Erdteile, 7 Bde., 1925—1929; Atlantis, 12 Bde., 1921 —1928; Schriften zur Kulturkunde, 1938f. F., Ein Lebenswerk aus der Zeit der Kulturwende (mit Bibi.), 1933; А. E. Jensen. L. F., in «Paideuma», 1938.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Фробениус Лео

(1873-1938) ? нем. этнограф, африканист. Работая научно-техн. работником Бремен. музея, заинтересовался культурами народов Африки, неск. лет изучал их по музейным коллекциям и лит-ре; издал кн. “Происхождение афр. культур” (1898), сразу поставившую его в ряд крупнейших африканистов. В 1904 ему удалось, собрав средства, совершить свою первую экспедицию в Африку (в бассейн р. Касаи и Нижнего Конго). За ней последовало 11 экспедиций большого масштаба, в ходе к-рых был собран огромный материал по археологии, культуре и истории народов Африки. С 1925 Ф. обосновался во Франкфурте-на-Майне; создал там Исследоват. ин-т по морфологии культуры (в 1946 переименован в Ин-т Фробениуса). Ф. — талантливый организатор науки, поднявший африканистику на новую, более высокую ступень развития. Уже в “Происхождении афр. культур” Ф. впервые в этногр. практике ввел в широком масштабе и строго систематически метод картографирования явлений культуры. Серия карт, приложенная к книге, до сих пор представляет несомненную научную ценность. Ф. в этой работе предпринял попытку выявить в пределах Африки культурные провинции (“круги”), каждая из к-рых характеризовалась наличием ряда признаков, гл. обр. из сферы материальной культуры. Наряду с Ратцелем (см. Ратцель) Ф. был основоположником концепции культурных кругов (см. Культурных кругов теория), к-рая в дальнейшем была подхвачена Ф. Гребнером, Б. Анкерманом и получила широкое распространение. Но в отличие от последних Ф. понимал культурный круг не как простой набор явлений культуры, а как целостный комплекс. Выделив “зап.-афр. культурный круг”, Ф. обратил внимание на поразит. сходство многих его черт с культурой Новой Гвинеи и др. областей Меланезии. Приписывая этой культуре происхождение из Юго-Вост. Азии, он назвал ее “малайско-нигритской”. По Ф., в Африке было еще две “азиат.” культуры: более ранняя “индийская”, оказавшая большое влияние на Сев. и Сев.-Вост. Африку, и более поздняя “семитическая”, в какой-то степени сказавшаяся на Сев. Африке. Под всеми этими “чужеземными” культурами скрывалась сохранившаяся лишь в обломках древнейшая “нигритская” культура, общая с культурой Австралии и самыми древними слоями океанийских культур. Из смешения этой культуры с “малайско-нигритской” и “азиатской” родилась принципиально новая, специфичная только для данного континента “афр. культура”. Т. о., Ф. создал новый, противостоящий Эволюционизму, подход к этногр. материалу, к-рый получил название Диффузионизма. Согласно этому взгляду, вся история человечества сводилась к явлениям контакта, столкновения, заимствования, переноса культур. Новые культуры возникают в рез-те соприкосновения, взаимодействия и смешения культур, а не их эволюции. Развивая идею целостности культур, Ф. пришел к выводу, что каждая из них представляет собой особое органич. существо. “Я утверждаю, — писал он, — что каждая культура развивается как живые организмы, она, следовательно, переживает рождение, детство, зрелый возраст и старость и, наконец, умирает”. Понятие об-ва в концепции Ф. отсутствует. Поэтому культура никак не может выступать у него как продукт об-ва, она не создается ни людьми, ни народами. Не культура — продукт людей, а, скорее, наоборот, люди суть продукты культуры. “Весь процесс развития культуры проявляется в своей истинной независимости от человека... Культура растет сама по себе, без человека, без народа”. Люди — всего лишь носители, точнее, носильщики культур, не более. У Ф. нет какой-либо опр. концепции всемирной истории, базирующейся на понятии локальной культуры. Но несомненно влияние изложенных выше взглядов Ф. на истор. построения Шпенглера. Развивая свою “морфологию культуры”, Ф. выделяет в ней “анатомию культуры” и “физиологию культуры”, наделяет культуры полом, а затем и особого рода душой, к-рую он именует “пайдеума”. Применение этих новых концептуальных построений к анализу конкр. культур, прежде всего Африки, ведет к тому, что его схемы все больше расходятся с действительностью. В Африке он выделяет “теллурич.” и “хтонич.” культуры: первая как бы стремится вверх, а второй присуще стремление зарыться в землю и т. п. Работам Ф. присущи явные противоречия. Хотя его концепция исключала признание стадий развития, единых для всего человечества, он то и дело пытается создать общую периодизацию мировой истории. Согласно одной из них, в истории человечества выделяются четыре стадии: детство, для к-рого характерны демонология и мифол. культуры; юность — эпоха возникновения великих религий (зороастризма, буддизма и т. п.); зрелость — время возникновения философии, разрушившей гармонию между человеком и миром; старость — эпоха науки и техники, время материализма индустриальных об-в. В кн. “Власть судьбы” Ф. развивает идеи, созвучные с нацистскими. Во втором издании книги (1938) он приветствует “нем. революцию” (т. е. гитлеровский переворот), положившую начало “обновлению” Германии. Соч.: Der Ursprung der Kultur. Bd. 1; Der Ursprung der afrikanischen Kulturen. В., 1898; Das Zeitalterdes Sonnengottes. B. 1904; Und Afrika spracht. Bd. 1-3. В.,1912-13; Paideuma. Munch., 1921; Das unbekannte Afrika. Munch., 1923; Das sterbende Afrika. Munch., 1923; Eriebte Erdteile.Bd. 1-7. Fr./M., 1925-29; Kultuigeschichte Afrikas. Z., 1933: Schicksalskunde. Weimar, 1938. Лит.: Leo Frobenius. Lpz., 1933; Jahn J. Leo Frobenius: the Demonic Child. Auctin, 1973; Хаберланд Э. Лео Фробениус, постигший дух Африки // Курьер ЮНЕСКО. 1973. № 10; Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., 1978; Бюттнер Т. Лео Фробениус — исследователь Африки: достижения и заблуждения // Изучение истории Африки. Проблемы и достижения. М., 1985. Ю. И. Семенов. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии