Фрэзер, Джеймс Джордж

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФРЭЗЕР Джеймс Джордж
1854-1941) – английский этнограф, антрополог и религиовед. Среди многочисленных работ Дж. Фрэзера наибольшую известность получила 12-ти томная “Золотая ветвь” (1911-1915), в которой дана масштабная картина развития человеческих верований и обрядов.  

Источник: Религиоведческий словарь

ФРЭЗЕР Джеймс Джордж
(точнее Фрейзер - Frazer; 1854—1941) - англ. бурж. религиовед и этнограф. Осн. внимание Ф. уделял изучению магии, к-рая, по Ф., предшествовала религии и науке. Он составил классификацию магии, выводя ее из психологич. ассоциаций и подразделив на подражательную («гомеопатическую») и заразительную («контагиозную»). Рассматривая магию как «ложную науку», Ф. неправомерно противопоставлял ее религии, понимая под последней лишь умилостивление богов. Выводя магию, как и религию в целом, из индивидуальной психологии, теория Ф. игнорирует основное в религии - фантастич. отражение в головах людей сил, господствующих над ними в их реальной жизни. Осн. работы Ф. «Золотая ветвь» (1-е изд. в 2-х т. - 1890; 3-е изд. в 12 т. - 1911—1915; сокр. пер.: вып. 1—4. М., 1928; вып. 1. М., 1931), «Фольклор в Ветхом завете» (в 3-х т., 1918; сокр. пер.: М. - Л., 1931).

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Фрэзер, Джеймс Джордж

1854-1941) - англ. исследователь истории религии, этнограф. Особую известность получило 12-томное исследование Ф. «Золотая ветвь» (1911-1915), где дана картина развития верований и обрядов всех эпох. Здесь же Ф. изложил свой взгляд на умственное развитие человечества, в к-ром различал 3 ступени: .магию — религию - науку. Большое значение для критики ветхозаветной библ. традиции имеет работа Ф. «Фольклор в Ветхом завете» (1918), где подобраны многочисл. аналогии и параллели к библ. повествованиям. Большой вклад сделал Ф. в изучение тотемизма («Тотемизм и экзогамия», 1910). Др. его труды посвящены культу природы, вере в загробную жизнь и пр. Хотя взгляды и методы Ф., выдержанные в стиле классич. эволюционизма, не раз подвергались критике, науч. заслуги ученого, собравшего в своих трудах колоссальный материал, важный для критики церк.-богосл. традиций, бесспорны.

Источник: Атеистический словарь

Фрэзер Джеймс Джордж
социоантрополог Фрэзер был британским юристом, попавшим под влияние Уильяма Робертсона Смита; в 1907 г. стал первым профессором социальной антропологии в Ливерпульском университете (Англия). Фрэзер оставил свой пост, и стал плодотворным писателем. Его «антропология» была явно кабинетной, основанной на толковании работ миссионеров, купцов и путешественников, которые, как правило, вырывали верования и обычаи из их социального и исторического контекста с тем, чтобы создавать свои «великие» теории. Он оказал значительное влияние на развитие сравнительной религии и популярных религиозных представлений, что особенно заметно по негаснущему интересу к его главной работе «Золотая ветвь» (The Golden Bough, издана в 12-ти томах, 1890-1915). Эта книга была задумана как атака на христианство, хотя в действительности только поспособствовала росту новых религий. Сегодня его работа сохраняет свою популярность у общественности, но как научный труд не представляет ценности.

Источник: Новые религиозные движения.

Фрэзер Джеймс Джордж
1854-1941) -английский филолог, этнолог, и религиовед. Его творчество посвящено определенным аспектам духовной культуры человека; в центре его внимания находились первобытная религия, суеверия, мифы, легенды, обряды, психология первобытного человека. Опираясь на эволюционистскую концепцию истории человека и его культуры, Фрейзер сопоставляет множество фактов и культов первобытных и древних народов. Он составляет классификацию магических и колдовских представлений и приемов, выводя их из психологических ассоциаций. Фрейзер подразделяет магию соответственно на подражательную («гомеопатическую») и заразительную («контагиоэную»). Исходя из основного признака магии — воображаемого прямого воздействия человека на предмет сверхъестественным способом,— Фрейзер противопоставлял магию религии. Под религией он понимал лишь умилостивление сверхъестественных сил, якобы стоящих над человеком и управляющих миром. Фрейзер предложил несколько теорий происхождения тотемизма. Главный итог творчества Фрейзера - демонстрация на огромном фактичеком материале связи между современными религиями и первобытными верованиями.

Источник: Человек и общество. Культурология

Фрэзер, Джеймс Джордж

род. 1854 - ум. 1941) - англ, историк религии. Исследуя культы первобытных и древних народов, он составил классификацию магических или колдовских представлений и приемов, выводя их из психологических ассоциаций и подразделив магию соответственно на подражательную ("гомеопатическую") и заразительную ("контагиозную"). Исходя из осн. признака магии - воображаемого прямого воздействия человека, на предмет сверхъестественным способом, - Фрейзер противопоставлял магию религии; под последней он понимал лишь умилостивление сверхъестественных сил, якобы стоящих над человеком и управляющих миром. Теория Фрейзера, базирующаяся на идеалистических основах, выводит магию, как и религию в целом, из индивидуальной психологии. В работе "Тотемизм и экзогамия" (4 т., 1910) он предложил несколько теорий происхождения тотемизма, но не на одной из них не остановился окончательно. В "Фольклоре в Ветхом завете" (3 т., 1919) Фрейзер выявил связь между первобытными мифами и культами и религиями древних классовых обществ (иудаизмом, христианством, буддизмом). Был последователем позитивизма (см. Позитивизм религиозный, Позитивизм философский) и агностицизма в философии и эволюционного направления в истории культуры. Осн. произв.: "The golden bough", v. 1-12, 1936-1937; "Totemism and exogamy", v. 1-4, 1935; "Folklore in the Old Testament", 1923; "The worship of nature", v. l, 1926; на рус. яз. - "Золотая ветвь". М.-Л., 1931; "Фольклор в Ветхом завете". М.-Л., 1931.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ФРЭЗЕР (Frazer) Джеймс Джордж (1854-1941)
шотландский антрополог, представитель эволюционистской школы. Изучал историю литературы и классическую филологию в университете Глазго и в Кембридже. Позднее занялся антропологией, к которой его привлекла методология эволюционизма. Преподавал в Ливерпульском университете. Наибольшую известность Ф. принесла публикация фундаментального 12-томного труда "Золотая ветвь" (1914), который считается наиболее масштабным примером применения сравнительно-исторического метода, осуществленным отдельным автором. Опираясь на огромный фактический материал, Ф. доказывал, что в своем интеллектуальном развитии человечество последовательно проходит три стадии развития: магии, религии, науки. Все эти три феномена он рассматривал как "идеи об идеях", "теории о мышлении". Разведя понятия магии и религии, Ф. пошел дальше Тайлора в разработке теории эволюции сознания. Ф. представлял магию в качестве ранней формы научного знания, основанного на ложном представлении о последовательности причины и следствия. Религия на этом фоне представлялась качественно более сложным явлением, компенсирующим состояние неуверенности и примиряющим человека с дезориентирующими вызовами реальности. Наука, приходящая на смену религии, возвращает, по Ф., человеческое сознание к пониманию причинно-следственных отношений, основанному на осмыслении их подлинных корреляций. Процесс перехода от магии через религию к науке, по Ф., порожден исключительно одной причиной - врожденным стремлением мышления к самоусовершенствованию.
П.В. Терешкович

Источник: Новейший философский словарь

Фрэзер, Джеймс Джордж

1 января 1854, 1лазго — 7 мая 1941, Кембридж) — английский антрополог и религиевед, профессор Кембриджского университета. В 12-томной работе «Золотая ветвь» (1911—15) стремился дать целостную картину идей, представлений и верований всех эпох. Согласно Фрэзеру, человечество в своем развитии проходит три стадии: магию, религию, науку. Отсюда ясно, что он коренным образом различал магию и религию. Психологической основой магии, по мнению Фрэзера, является ошибочное применение закона ассоциации идей по сходству и по смежности: связь сходных или смежных идей первобытный человек принимал за реальную связь предметов и явлений. В то же время Фрэзер утверждал, что магия имеет много общего с наукой. Их объединяют убеждения в постоянстве и единообразии действия сил природы, в незыблемости причинно-следственных связей, в способности человека воздействовать на предметы и явления объективного мира и достигать желаемых результатов. Религия, с точки зрения Фрэзера, отличается от магии и науки тем, что допускает произвольное вмешательство в ход событий сверхъестественных сил, стоящих над человеком. Сущность религии — в стремлении человека умилостивить сверхъестественные силы, при этом страстная мольба и отправление соответствующих обрядов не гарантируют достижения нужного результата. Проведя такое разграничение между магией и религией, Фрэзер высказал мнение, что магия повсеместно предшествует религии и исчезает вместе с появлением последней. Наряду с разработкой учения о стадиях умственного развития человечества Фрэзер внес большой вклад в библеистику («Фольклор в Ветхом Завете», 1918), в изучение тотемизма («Тотемизм и экзогамия», в 4 т., 1910), верований в загробную жизнь («Вера в бессмертие и почитание умерших», в 3 т., 1913), природных культов («Почитание природы», 1926). Он был сторонником позитивизма и агностицизма в философии, эволюционизма в истории культуры, компаративистики в религиеведении. Теоретические выводы и идеи Фрэзера неоднократно подвергались критике, однако его работы, содержащие богатый этнографический, фольклорный, мифологический, религиеведческий материал, до сих пор оказывают влияние на ученых, работающих в разных областях гуманитарного знания.
Соч.: Золотая ветвь: исследования магии и религии. М., 1986; Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985.
А. Н. Критиков

Источник: Новая философская энциклопедия

Фрэзер, Джеймс Джордж

(1 янв. 1854 – 7 мая 1941) – англ. этнолог и религиевед, проф. в Кембридже (с 1907). Представитель классич. англ. школы антропологии. Гл. соч. – "Золотая ветвь" (v. 1–2, L., 1890, 3 ed., v. 1–12, L., 1907–15; рус. пер., т. 1–4, М., 1928). Вместо идеи постепенной эволюции, свойственной этой школе, выдвинул теорию трех стадий развития человеч. мировосприятия – магической, религ. и научной. Ф. настаивает на принципиальном различии магии и религии и видит в магии древнейшую универс. форму мировоззрения. Сближая магию с совр. наукой, Ф. усматривает их общность в стремлении воздействовать на внешний мир и господствовать над природой. Зарождение религии, согласно Ф., происходит позднее и связано с осознанием человеком своего бессилия и персонификацией не поддающихся его воле природных сил. С т. зр. этого учения о магии, Ф. по-новому истолковывает множество религ. обрядов, мифологич. и фольклорных образов, связь христианства с культом древних умирающих и воскресающих богов. Магич. стадия соответствует у Ф. первобытной демократии, религия – монархии и деспотии. Магич. ритуал Ф. связывал с древней хозяйств. деятельностью, выделение касты магов – с возникновением социальной организации общества. Происхождение самой магии Ф. выводил из простых ассоциаций идей в духе англ. ассоциативной психологии 19 в. Ф. – автор большого числа работ в области сравнит. этнологии (в частности, по проблеме тотемизма), фольклора, истории культуры и др. Одним из первых применил методы сравнит. этнографии к изучению Библии ("Фольклор в Ветхом Завете", L., 1918, рус. пер., М.–Л., 1931). Ф. оказал большое влияние в конце 19 – нач. 20 вв. на представителей преанимизма (Маретт и др.), франц. социологич. школу (Дюркгейм, Ван Геннеп), психоаналитич. истолкование религии у Фрейда ("Тотем и табу"), а также на философов культуры (Шпенглер, Тойнби). В наст. время на отд. стороны теории Ф. стремятся опереться как феноменологи, так и функционалисты (Малиновский и др.). Соч.: Garnered sheaves, L., 1968; Man, god and immortality, L., 1968. Лит.: Коккьяра Д. Г., История фольклористики в Европе, пер. с итал., Л., 1960; Dоwnie R. ?., J. G. Frazer. Portrait of a scholar, L., 1940; Malinowski В., J. G. Frazer, a biographical interpretation in author, в его кн.: A scientific theory of culture and other essays, 4 ed., N. Y., 1960, p. 179–210; Frazer and Malinowski (a discussion), "Current Anthropology", 1966, v. 7, No 5. Д. Ляликов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ФРЭЗЕР Джеймс Джордж
(1854—1941) — англ. антрополог, религиовед, этнограф, один из основоположников соц. антропологии (см. Антропология социальная). Род. в глубоко религ. шотл. семье; учился в ун-те Глазго (1869—74), где изучал юриспруденцию, и в Кембриджском ун-те (1874—79), где изучал классич. филологию и философию. С 1879 г. и до конца жизни преподавал в Кембридже, с 1907 г. — проф. соц. антропологии Кембриджского и Ливерпульского (1907—08) ун-тов. В 1914 г. за науч. заслуги возведен в рыцари; чл. Лондонского королевского об-ва (1920), кавалер ордена Брит. империи (1925). В 1930 г. почти полностью ослеп, но продолжал заниматься преподавательской и исследовательской деятельностью. Ф. — один из ярких примеров т.н. «кабинетного ученого», достигшего выдающихся результатов в обл. соц.гуманит. знания на основе исключительно «книжных исследований» и систематизации сведений, полученных от миссионеров и колониальных служащих через специально рассылаемые опросники. Осн. соч.: «Тотемизм» (1887), «Золотая ветвь: исследование магии и религии» (В 12 т. 1890—1915), «Задача души» (1909), «Тотемизм и экзогамия» (В 4 т. 1910), «Вера в бессмертие и почитание умерших» (В 3 т. 1916—925), «Фольклор в Ветхом Завете» (В 3 т. 1918; В 10 т. 1923), «Почитание природы» (1926), «Голова Горгоны» (1927), «Человек, бог и бессмертие» (1927), «Адвокат дьявола» (1928), «Мифы о происхождении огня» (1930), «Страх смерти в примитивных религиях» (1933—6), «Создание и эволюция примитивных космогоний» (1935) «Золотая ветвь. Дополнительный том» (опубл. 1991). Кроме фундаментальных работ в обл. соц. антропологии, этнографии и религиоведения, Ф. известен как переводчик и комментатор антич. лит-ры (Апполодор, Овидий, Павсаний,) и автор ряда ст. в Брит. энцикл. Кн., принесшая ему мировую известность, —«Золотая ветвь» —впервые была опубл. в 1887 г. в одном томе, затем в течение 25 лет была расширена до 12 томов, а материалы, не вошедшие в нее «по нравств. причинам», были опубл. в 1991 г. В основе науч. воззрений Ф. лежат три принципа: принцип универсальности социокульт. эволюции, принцип психич. единства человечества и принцип противоположности разума и предрассудка. Согл. ему, культ. эволюция человека явл. одновременно эволюцией его сознания и проходит три стадии: магия, религия, наука. На первой стадии доминирует вера в возможность изменения окружающего мира посредством символич. манипуляций (ритуалов); на второй — вера в господство сверхъестеств. сил, существ и сущностей; на третьей — уверенность в универсальности законов природы, возможность их рационального познания и техн. использования. Однако элементы ранних форм мышления могут сохраняться и адаптироваться к позднейшим стадиям его развития (чем, по Ф., объясняется «возрождение» магич. представлений в форме оккультизма в совр. культуре). Важнейшими науч. заслугами Ф. явл.: 1. Установление структурной взаимосвязи между мифами и ритуалами; 2. Сравнительные исследования магич. и религ. верований, культовых практик, обычаев и фольклора народов, находящихся на разных стадиях социокульт. развития; 3. Выявление однородных элементов в разл. формах религ. сознания и деятельности. Несмотря на односторонность эволюционистской концепции Ф., его исследования до сих пор явл. важным источником фактического материала для ученых-гуманитариев. Работы и идеи Ф. оказали большое влияние не только на науч.филос. мысль XX в., но и на худ. культуру современности. Соч.: BФольклор в Ветхом Завете. М., 1989; Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 1998; Золотая ветвь. Дополнительный том. М., 1999. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ФРЭЗЕР (Фрейзер) (Frazer) Джеймс Джордж (1854 -1941)

- англ. антрополог, фольклорист и историк религии, представитель классич. англ. социальной антропологии. Получил образование в ун-те Глазго (1869-74) и Три нити-колледже, Кембридж (1874-79). С 1879 и до конца жизни работает в Кембридж, ун-те, с 1907 - проф. социальной антропологии. В 1907-08 проф. социальной антропологии Ливерпульского ун-та.
Осн. труд, принесший ему мировую известность, "Золотая ветвь" (1-е изд. в 2 тт., 1890; 12-томное изд., 1907-15; сокращ. 1-томное изд., 1922). В этой книге собран и систематизирован большой фактич. материал по первобытной магии, тотемизму, анимизму, табу, религ. верованиям, фольклору и обычаям разных народов. Ф. был "кабинетным" ученым и почти никогда не покидал пределов Англии; большую часть фактич. материала он получил от миссионеров, живших в колониях, использовав для этого рассылку специальных опросников.
Ф. предпринял попытку создания универсальной теории эволюции человеч. мышления. Согласно этой теории, исходящей из признания психич. единства всех народов, человечество проходит в своей эволюции три истор. стадии, соответствующие трем качественно разл. способам отношения к природе, реализующим стремление человека к установлению господства над природными явлениями: магич., религ. и научную. Магич. мышление предполагает, что природный мир управляется безличными и неизменными законами, и усматривает наличие причинности между ритуальной практикой и природными событиями. Магич. верования основаны на мышлении по аналогии и поверхностных ассоциациях; вера в то, что подобное может быть вызвано подобным, лежит в основе магич. процедур, к-рые, с т. зр. магич. мышления, способны вызвать те или иные желаемые изменения во внешнем мире, отображенные в этих процедурах. Магич. мышление, основанное на ложных причинностях и потому неэффективное в установлении контроля над естеств. силами, уступает место религ. мышлению, персонифицирующему эти естеств. силы, вере в то, что миром управляют сверхъестеств. существа. Чтобы добиться желаемого, человек должен просить помощи у богов и совершать жертвоприношения. Третья стадия развития человеч. мышления - наука, изучающая реальные причинные связи явлений и применяющая для этого логико-экспериментальные методы; познание реальной причинности позволяет человеку установить подлинный контроль над природой.
Ф. выдвинул и другие теории: происхождение мифа из ритуала; представление о "царе-колдуне", обладающем магич. силой, обеспечивающей благополучие племени: он должен быть подвергнут ритуальному убиению, когда его силы пойдут на убыль, дабы магич. сила племени перешла к более сильному преемнику; связи христианства с древним культом умирающих и воскресающих богов и др.
Оценка трудов Ф. в совр. антропологии неоднозначна. Теории Ф., будучи порождением "кабинетной антропологии", были подвергнуты критике и по большей части опровергнуты последующими исследованиями полевых антропологов (У. Риджуэя, Эванс-Причарда, Малиновского, Боаса и др.). Однако эти теории, передовые для своего времени, оказали большое влияние на интеллектуальную общественность; общепризнан огромный вклад Ф. в институционализацию социальной антропологии как самостоятельной академич. дисциплины и в ее популяризацию. Заслуга Ф. - и введение в антропологию сравнит. метода. Его "Золотая ветвь" сохраняет свое значение как богатый источник фактич. материала; опр. таксономическую ценность имеет и предложенная им классификация типов магии.
Соч.: Totemism and Exogamy. V. 1-4. L., 1910; Garnered Sheaves. L, 1968; Man, God and Immortality. L., 1968; Библейские сказания. М., 1931; Золотая ветвь. М., 1986; Фольклор в Ветхом Завете. М., 1990.
Лит.: Leach E. Frazer and Malinowski Encounter. 1965; Besterman Th. A Bibliography of Sir James George Frazer. L., 1934.
В. Г. Николаев

Источник: Культурология. XX век. Энциклопедия