ФрустрацияФРЭЗЕР Фрейзер Джеймс Джордж

ФРЭЗЕР Джеймс Джордж

Найдено 5 определений термина ФРЭЗЕР Джеймс Джордж

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ФРЭЗЕР Джеймс Джордж

1854-1941) – английский этнограф, антрополог и религиовед. Среди многочисленных работ Дж. Фрэзера наибольшую известность получила 12-ти томная “Золотая ветвь” (1911-1915), в которой дана масштабная картина развития человеческих верований и обрядов.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Религиоведческий словарь

Фрэзер Джеймс Джордж

1854-1941) -английский филолог, этнолог, и религиовед. Его творчество посвящено определенным аспектам духовной культуры человека; в центре его внимания находились первобытная религия, суеверия, мифы, легенды, обряды, психология первобытного человека. Опираясь на эволюционистскую концепцию истории человека и его культуры, Фрейзер сопоставляет множество фактов и культов первобытных и древних народов. Он составляет классификацию магических и колдовских представлений и приемов, выводя их из психологических ассоциаций. Фрейзер подразделяет магию соответственно на подражательную («гомеопатическую») и заразительную («контагиоэную»). Исходя из основного признака магии — воображаемого прямого воздействия человека на предмет сверхъестественным способом,— Фрейзер противопоставлял магию религии. Под религией он понимал лишь умилостивление сверхъестественных сил, якобы стоящих над человеком и управляющих миром. Фрейзер предложил несколько теорий происхождения тотемизма. Главный итог творчества Фрейзера - демонстрация на огромном фактичеком материале связи между современными религиями и первобытными верованиями.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник

ФРЭЗЕР (Frazer) Джеймс Джордж (1854-1941)

шотландский антрополог, представитель эволюционистской школы. Изучал историю литературы и классическую филологию в университете Глазго и в Кембридже. Позднее занялся антропологией, к которой его привлекла методология эволюционизма. Преподавал в Ливерпульском университете. Наибольшую известность Ф. принесла публикация фундаментального 12-томного труда "Золотая ветвь" (1914), который считается наиболее масштабным примером применения сравнительно-исторического метода, осуществленным отдельным автором. Опираясь на огромный фактический материал, Ф. доказывал, что в своем интеллектуальном развитии человечество последовательно проходит три стадии развития: магии, религии, науки. Все эти три феномена он рассматривал как "идеи об идеях", "теории о мышлении". Разведя понятия магии и религии, Ф. пошел дальше Тайлора в разработке теории эволюции сознания. Ф. представлял магию в качестве ранней формы научного знания, основанного на ложном представлении о последовательности причины и следствия. Религия на этом фоне представлялась качественно более сложным явлением, компенсирующим состояние неуверенности и примиряющим человека с дезориентирующими вызовами реальности. Наука, приходящая на смену религии, возвращает, по Ф., человеческое сознание к пониманию причинно-следственных отношений, основанному на осмыслении их подлинных корреляций. Процесс перехода от магии через религию к науке, по Ф., порожден исключительно одной причиной - врожденным стремлением мышления к самоусовершенствованию.

П.В. Терешкович

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

ФРЭЗЕР Джеймс Джордж

(1854—1941) — англ. антрополог, религиовед, этнограф, один из основоположников соц. антропологии (см. Антропология социальная). Род. в глубоко религ. шотл. семье; учился в ун-те Глазго (1869—74), где изучал юриспруденцию, и в Кембриджском ун-те (1874—79), где изучал классич. филологию и философию. С 1879 г. и до конца жизни преподавал в Кембридже, с 1907 г. — проф. соц. антропологии Кембриджского и Ливерпульского (1907—08) ун-тов. В 1914 г. за науч. заслуги возведен в рыцари; чл. Лондонского королевского об-ва (1920), кавалер ордена Брит. империи (1925). В 1930 г. почти полностью ослеп, но продолжал заниматься преподавательской и исследовательской деятельностью. Ф. — один из ярких примеров т.н. «кабинетного ученого», достигшего выдающихся результатов в обл. соц.гуманит. знания на основе исключительно «книжных исследований» и систематизации сведений, полученных от миссионеров и колониальных служащих через специально рассылаемые опросники. Осн. соч.: «Тотемизм» (1887), «Золотая ветвь: исследование магии и религии» (В 12 т. 1890—1915), «Задача души» (1909), «Тотемизм и экзогамия» (В 4 т. 1910), «Вера в бессмертие и почитание умерших» (В 3 т. 1916—925), «Фольклор в Ветхом Завете» (В 3 т. 1918; В 10 т. 1923), «Почитание природы» (1926), «Голова Горгоны» (1927), «Человек, бог и бессмертие» (1927), «Адвокат дьявола» (1928), «Мифы о происхождении огня» (1930), «Страх смерти в примитивных религиях» (1933—6), «Создание и эволюция примитивных космогоний» (1935) «Золотая ветвь. Дополнительный том» (опубл. 1991). Кроме фундаментальных работ в обл. соц. антропологии, этнографии и религиоведения, Ф. известен как переводчик и комментатор антич. лит-ры (Апполодор, Овидий, Павсаний,) и автор ряда ст. в Брит. энцикл. Кн., принесшая ему мировую известность, —«Золотая ветвь» —впервые была опубл. в 1887 г. в одном томе, затем в течение 25 лет была расширена до 12 томов, а материалы, не вошедшие в нее «по нравств. причинам», были опубл. в 1991 г. В основе науч. воззрений Ф. лежат три принципа: принцип универсальности социокульт. эволюции, принцип психич. единства человечества и принцип противоположности разума и предрассудка. Согл. ему, культ. эволюция человека явл. одновременно эволюцией его сознания и проходит три стадии: магия, религия, наука. На первой стадии доминирует вера в возможность изменения окружающего мира посредством символич. манипуляций (ритуалов); на второй — вера в господство сверхъестеств. сил, существ и сущностей; на третьей — уверенность в универсальности законов природы, возможность их рационального познания и техн. использования. Однако элементы ранних форм мышления могут сохраняться и адаптироваться к позднейшим стадиям его развития (чем, по Ф., объясняется «возрождение» магич. представлений в форме оккультизма в совр. культуре). Важнейшими науч. заслугами Ф. явл.: 1. Установление структурной взаимосвязи между мифами и ритуалами; 2. Сравнительные исследования магич. и религ. верований, культовых практик, обычаев и фольклора народов, находящихся на разных стадиях социокульт. развития; 3. Выявление однородных элементов в разл. формах религ. сознания и деятельности. Несмотря на односторонность эволюционистской концепции Ф., его исследования до сих пор явл. важным источником фактического материала для ученых-гуманитариев. Работы и идеи Ф. оказали большое влияние не только на науч.филос. мысль XX в., но и на худ. культуру современности. Соч.: BФольклор в Ветхом Завете. М., 1989; Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 1998; Золотая ветвь. Дополнительный том. М., 1999. Е.В.Гутов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ФРЭЗЕР (Фрейзер) (Frazer) Джеймс Джордж (1854 -1941)

- англ. антрополог, фольклорист и историк религии, представитель классич. англ. социальной антропологии. Получил образование в ун-те Глазго (1869-74) и Три нити-колледже, Кембридж (1874-79). С 1879 и до конца жизни работает в Кембридж, ун-те, с 1907 - проф. социальной антропологии. В 1907-08 проф. социальной антропологии Ливерпульского ун-та.

Осн. труд, принесший ему мировую известность, "Золотая ветвь" (1-е изд. в 2 тт., 1890; 12-томное изд., 1907-15; сокращ. 1-томное изд., 1922). В этой книге собран и систематизирован большой фактич. материал по первобытной магии, тотемизму, анимизму, табу, религ. верованиям, фольклору и обычаям разных народов. Ф. был "кабинетным" ученым и почти никогда не покидал пределов Англии; большую часть фактич. материала он получил от миссионеров, живших в колониях, использовав для этого рассылку специальных опросников.

Ф. предпринял попытку создания универсальной теории эволюции человеч. мышления. Согласно этой теории, исходящей из признания психич. единства всех народов, человечество проходит в своей эволюции три истор. стадии, соответствующие трем качественно разл. способам отношения к природе, реализующим стремление человека к установлению господства над природными явлениями: магич., религ. и научную. Магич. мышление предполагает, что природный мир управляется безличными и неизменными законами, и усматривает наличие причинности между ритуальной практикой и природными событиями. Магич. верования основаны на мышлении по аналогии и поверхностных ассоциациях; вера в то, что подобное может быть вызвано подобным, лежит в основе магич. процедур, к-рые, с т. зр. магич. мышления, способны вызвать те или иные желаемые изменения во внешнем мире, отображенные в этих процедурах. Магич. мышление, основанное на ложных причинностях и потому неэффективное в установлении контроля над естеств. силами, уступает место религ. мышлению, персонифицирующему эти естеств. силы, вере в то, что миром управляют сверхъестеств. существа. Чтобы добиться желаемого, человек должен просить помощи у богов и совершать жертвоприношения. Третья стадия развития человеч. мышления - наука, изучающая реальные причинные связи явлений и применяющая для этого логико-экспериментальные методы; познание реальной причинности позволяет человеку установить подлинный контроль над природой.

Ф. выдвинул и другие теории: происхождение мифа из ритуала; представление о "царе-колдуне", обладающем магич. силой, обеспечивающей благополучие племени: он должен быть подвергнут ритуальному убиению, когда его силы пойдут на убыль, дабы магич. сила племени перешла к более сильному преемнику; связи христианства с древним культом умирающих и воскресающих богов и др.

Оценка трудов Ф. в совр. антропологии неоднозначна. Теории Ф., будучи порождением "кабинетной антропологии", были подвергнуты критике и по большей части опровергнуты последующими исследованиями полевых антропологов (У. Риджуэя, Эванс-Причарда, Малиновского, Боаса и др.). Однако эти теории, передовые для своего времени, оказали большое влияние на интеллектуальную общественность; общепризнан огромный вклад Ф. в институционализацию социальной антропологии как самостоятельной академич. дисциплины и в ее популяризацию. Заслуга Ф. - и введение в антропологию сравнит. метода. Его "Золотая ветвь" сохраняет свое значение как богатый источник фактич. материала; опр. таксономическую ценность имеет и предложенная им классификация типов магии.

Соч.: Totemism and Exogamy. V. 1-4. L., 1910; Garnered Sheaves. L, 1968; Man, God and Immortality. L., 1968; Библейские сказания. М., 1931; Золотая ветвь. М., 1986; Фольклор в Ветхом Завете. М., 1990.

Лит.: Leach E. Frazer and Malinowski Encounter. 1965; Besterman Th. A Bibliography of Sir James George Frazer. L., 1934.

В. Г. Николаев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Культурология. XX век. Энциклопедия

Найдено схем по теме ФРЭЗЕР Джеймс Джордж — 0

Найдено научныех статей по теме ФРЭЗЕР Джеймс Джордж — 0

Найдено книг по теме ФРЭЗЕР Джеймс Джордж — 0

Найдено презентаций по теме ФРЭЗЕР Джеймс Джордж — 0

Найдено рефератов по теме ФРЭЗЕР Джеймс Джордж — 0