ФРАНКО Иван Яковлевич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ФРАНКО Иван Яковлевич
(1856 - 1916) - укр. писатель, ученый и обществ. деятель, революц. демократ. Ф, непримиримо относился к религии и церкви, приближался к науч.-материалистич. пониманию гносеология, и социальных корней религии. Как ученый он много внимания уделял вопросам происхождения религии, истории возникновения христва, насильственного введения его на Руси, вскрыл реакц. сущность унии. Атеистич. деятельность Ф. была продолжением традиций Т, Шевченко н рус. революц. демократов.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ФРАНКО Иван Яковлевич
1856-1916) - укр. писатель, ученый, обществ, деятель. Мировоззрение Ф. сформировалось под влиянием идей Т. Г. Шевченко и рус. революц. демократов. Развивая зги идеи, Ф. стремился обогатить их филос. понятиями марксизма, перевел на укр. язык ряд соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, но после-доват. марксистом не стал. Ф. был воинств, атеистом, непримиримо относился к религии и церкви, высмеивал ханжество и лицемерие церковников, выступал против засилья клерикалов в школе.

Источник: Атеистический словарь

ФРАНКО Иван Яковлевич
1856— 1916) — украинский поэт и мыслитель, представитель революционно-демократического направления в иск-ве и эстетике. Оставил богатое худож., научно-теоретическое и литературно-критическое наследие. Был обстоятельстно знаком с марксизмом, переводил и пропагандировал произв. его основоположников. Осн. категории эстетики, особенно прекрасное, проблема относительности эстетических мерок исследуются в трактате «Из секретов поэтического творчества» (1898—99). Он приветствовал появление экспериментальной эстетики и психологии, отметив важность психологических исследований для постижения сущности творчества. Утвердившейся на его родине, в Галиции, «идеалистически-догматической эстетике», к-рая «гарцевала на арене абстракций», занимаясь бесплодными «поисками мертвых дефиниций и канонов», он противопоставляет материалистическую концепцию, называя ее «новой, индуктивной эстетикой». Цель этой новой эстетики Ф. видел в том, чтобы, с одной стороны, помочь «широким массам понять процесс и результаты художественного творчества», пробудить их интерес «к этой высокой творческой функции человеческого духа», а с другой — стать для самих художников источником знания, средством совершенствования их мастерства, оберегая их от формализма в творчестве. Выступая против декадентства, резко критикуя теории «искусства для искусства», Ф- последовательно отстаивал идеи связи иск-ва с общественной жизнью, классовый характер его направлений, реалистический метод, принципы идейности и народности иск-ва. В статье «Литература, ее задачи и важнейшие черты» (1878) он подчеркивает, что лит-ра отражает жизнь, труд, язык и мышление своей эпохи. Теоретические и литературные произв. Ф. пронизаны духом интернационализма, уважения к иск-ву др. народов, идеями дружбы украинского и рус. народа, создавшего «духовную, литературную и научную жизнь, которая тысячами путей непрестанно влияет и на Украину». Ф. принадлежат тонкие высказывания по вопросам худож. мастерства, стиля, формы, языка, композиции, глубокие характеристики явлений мирового иск-ва.

Источник: Эстетика: Словарь

ФРАНКО Иван Яковлевич

(27 авг. 1856 – 28 мая 1916) – укр. писатель, лит. критик, обществ. деятель, революционер-демократ. Род. в семье кузнеца в Галиции. Учился в Львовском ун-те (1875–80). Получил степень доктора философии в Венском ун-те (1893). За свою обществ.-политич. деятельность – пропаганду социалистич. идей, защиту интересов трудящихся масс, призывы к воссоединению укр. народа – Ф. подвергался репрессиям со стороны австр. властей. Мировоззрение Ф. формировалось под решающим влиянием Шевченко и рус. революц. демократов, соч. к-рых Ф. переводил на укр. яз. Ф. проявил живой интерес к марксизму, сказавшийся в его соч. "О труде", "Kaтexiзic економiчного соцiалiзму" (1878) и др., впервые перевел на укр. яз. ряд соч. Маркса и Энгельса (см. Украинская философия), но последоват. марксистом не стал. Среди многочисл. работ Ф. по философии, социологии, политэкономии, истории, сделавших заметный вклад в развитие материалистич. и атеистич. мысли на Украине, следует отметить "Мислi о еволюцii в icтopi? людскостi (1881–82), "Изо таке поступ?", "Haйновiшi напрямки в народознавствi (1895) и др. В филос.-эстетич. соч. Ф. подверг критике идеалистич. и метафизич. концепции иск-ва, развивал идеи художеств. реализма ("Литература, ее назначение и важнейшие черты", "Из секретов поэтич. творчества", "Интернационализм и национализм в совр. лит-рах", "Teopiя i розвiй icтopi? лiтератури" и др.). Художеств. произв. Ф. занимают выдающееся место в укр. лит-ре 19 в.; они переведены на мн. яз. мира. Филос. проблематика присуща поэмам Ф. "Иван Вышенский", "Смерть Каина", "Моисей", сб. стихотворений "Miй iзмарагд" (цикл "Паренетикон", "Притчи" и "Легенды"), "Semper tira" (циклы "Из книги Кааф" и "На старые темы"), Ф. оказал большое влияние на дальнейшее развитие укр. филос.-эстетич. и обществ. мысли. Соч.: Твори, т. 1–20, К., 1950–56; Соч., т. 1–10, М., 1956–59. Лит.: Возняк М., Нариси про свiтогляд I. Франка, Львiв, 1955; Басс И., И. Франко. Биография, М., 1957; Стебун I., Питання реалiзму в естетицi I. Франка, К., 1958; Пархоменко M. H., Эстетич. взгляды И. Франко, М., 1966; Мороз М. О., I. Франко. Бiбл. твopiв. 1874–1964, К., 1966. И. Стебун. Донецк.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.