ФРАНКЕ oтто

Найдено 1 определение
ФРАНКЕ (Franke) oтто
1863-1946. Нем. синолог, историк, религиовед. В 1888 - 1901 работал переводчиком в Китае, в дальнейшем - проф. Гамбургского и Берлинского ун-тов. Первые крупные труды Ф.- обзоры зап. синологич. религиоведческих исследований (1910, 1915). В них Ф. на примерах работ Э. Шаванна, Я. де Гроота, В. Грубе и др. китаеведов показал, как вырабатываются новые формы оценки и изучения кит. религий: утверждается представление о достаточно четкой разграниченности кит. религ. учений в противовес мнению об их аморфности и консолидации в границах синкретич. комплекса "трех учений" (конфуцианства, даосизма и буддизма, см. Сань цзяо); буд. элементы в массовой религ. идеологии более строго от-членяются от аборигенных религ. воззрений; политико-филос. учения, на к-рых основывалась система управления кит. об-вом и гос-вом, отграничиваются от чисто религ. идей и религ. жизни масс. В 1920 Ф. издал фундаментальное "Исслед. по истории конф. догм и кит. гос. религии: проблемы "Чунь цю" и "Чунь цю фань лу" Дун Чжуншу", доказывавшее принципиальные различия в подходе к историч. фактам со стороны ученых Запада и Китая. Ф. показал культурно и политически консолидирующую роль историч. примеров в системе политич. и духовной жизни древнекит. гос-ва, в формировании кит. культурной общности. По мнению Ф., она не сложилась в нацию, хотя и находилась более двух тысячелетий под централизованным управлением имп. династий, руководствовавшихся конф. этико-политич. принципами. Ф. был сторонником популярной в пер. его наиболее интенсивной науч. деятельности идеи "культурных кругов" - исторически сложившихся гомогенных межэтнич. сфер культурной общности и считал изнач. самобытность кит. культуры и цивилизации важнейшим фактором, к-рый должен определять подходы к их изучению. Эти взгляды Ф. нашли выражение в его соч. "Китай как культурная сила" (1923), "Историч. Конфуций" (1925), "Космич. идеи в философии и гос. устройстве китайцев" (1926), "Конф. система и ее окончание" (1927) и др. Единственно надежной базой историко-филос. изысканий Ф. считал филологич. исследования, прежде всего адекватный перевод кит. классич. текстов, установление прямых соответствий между их трактовкой и общим контекстом культуры. Эта позиция отражена в его "Истории кит. гос-ва" (т. 1 -3, 1930 - 7). *Sludien zur Geschichle des Konfuzianischen Dogmas und der chlneslschen Staatsrellgion: das Problem des Tschun-tslu und Tung Tschung-schus Tschun-tsiu fan lu. Hamb., 1920; Geschichte des chinesischen Reiches. Bd 1 - 3. В., 1930 - 7; Aus Kultur und Geschichte Chinas. Peking, 1945; **Leutner M. Otto Frankes Konzeptionen zur chinesischen Geschichte. Die "Geschichte des Chinesischen Reiches" neue gelesen // Deutsch-Chinesische Beziehungen von 19 Jahrhundert bis zur Gegenwart. Munch., 1991. П.М. Кожин

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь