ФОВИЗМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФОВИЗМ
франц. - дикий) - течение во французской живописи начала ХХ века.
Ироническое прозвище "дикие" было дано критикой группе живописцев (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руссо, А. Дерен и др.) за резкое противопоставление цветов, упрощенность форм, яркость красок, которые наносились на холст словно хаотическими разноцветными мазками или одноцветными крупными плоскими пятнами.
Фовисты тяготели к лаконичному рисунку, сюжет в их произведениях не играл никакой роли. Предметом изображения служили самые несложные мотивы: ткани, цветы, полуобнаженное и обнаженное тело.
Время существования фовизма достаточно невелико: 1905 - 1907 (1908) годы. Однако это направление получило дальнейшее развитие в творчестве самого яркого представителя - А. Матисса (1869 - 1954).

Источник: История и теория культуры

Фовизм
 (фр. fauves — дикие) — течение буржуазного искусства, получившее свое название (дикие) после выставки 1904, участников к-рой А. Матисса, Р. Дюфи, А. Дерена, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинка, Ж. Брака, Ван Донгена и др. объединяло отрицательное отношение не только к академическому и натуралистическому искусству, но и к художественным традициям и законам вообще. Свою неудовлетворенность капиталистической действительностью фовисты пытались выразить утверждением права художника на деформацию и примитивизацию изображаемых предметов и явлений, чрезмерной заостренностью композиционных построений и ракурсов и т. п. Задачи искусства фовисты видели в том, чтобы отвлекать человека от жизненных противоречий, приносить успокоение, доставлять людям удовольствие, несмотря на ту ожесточенную борьбу, к-рая происходит в мире. В начале второго десятилетия 20 в. на смену Ф. пришли др. течения (экспрессионизм, сюрреализм и т. д.).

Источник: Философский словарь. 1963

ФОВИЗМ
от фр. fauves — дикие) — направление в живописи начала XX в. Название Ф. было присвоено худож. критикой с определенной долей насмешки творчеству группы молодых парижских художников (А. Матисс, А. Дерен, М- Вламинк, А. Марке, Р. Дюфи, К. Ван Донген и др.), совместно участвовавших в выставках 1902—07 гг. Принятое самой группой, это название прочно утвердилось за ней. Ф. не имел четко сформулированной программы, манифеста или собственной теории. Его участников объединяло стремление к созданию худож. образов исключительно с помощью яркого открытого цвета. Следуя постимпрессионистам (Импрессионизм), они стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Природа, пейзаж служили им не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных (Экспрессия), напряженных цветовых симфоний, своеобразно отражающих увиденную художниками действительность. Осн. цветовые отношения и мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обостряли их. Повышенная светоносность, выразительность цвета, организация худож. пространства только с его помощью, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, стремление к гармонизации выразительных и декоративных свойств цвета в единой композиции — таковы характерные черты Ф. От него оставался один шаг до абстракционизма, но никто из представителей Ф. не сделал этого шага. Выразительные возможно
сти цвета, выявленные Ф,, использовались мн. живописцами XX в.

Источник: Эстетика: Словарь

Фовизм
от фр. les fauves — дикие (звери)) Локальное направление в живописи нач. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э.-О. Фриез, Ж. Брак, А.-Ш. Манген, К. ван Донген), совместно участвовавших в ряде выставок 1905-1907 гг., после их первой выставки 1905 г. Название было принято самой группой и прочно утвердилось за ней. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго, оставив, однако, заметный след в истории искусства. Его участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (см.: Постимпрессионизм, Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов (см.: Импрессионизм), фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Природа, пейзаж служили им не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных, напряженных цветовых симфоний, не порывающих, однако, связей с увиденной действительностью. Основные цветовые отношения и мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обостряли их, нередко использовали цветной контур для отделения пятен цвета друг от друга. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Ф. От Ф. оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг. Все они после 1907 г. пошли своими путями в искусстве, используя Ф. как некий этап на пути экспериментальных поисков в области живописных средств. Выразительные возможности цвета, выявленные фовистами, активно использовались многими живописцами XX в., начиная с экспрессионистов, абстракционистов и кончая появившимся в 50— 60-е гг. движением «Новые дикие». Лит.: Chasse С. Les Fauves et leur temps. Lausanne, 1963; Diehl G. Les Fauves. P., 1975; Duthuit G. The Fauvist Painters. 1977, Giry M. Der Fauvismus. Wuerzburg, 1981. В.Б.

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века