ФОРМЫ ЖИЗНИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ФОРМЫ ЖИЗНИ
понятие, первоначально обозначавшее способ ценностной ориентации человека в процессе познания мира. Понятие «Lebensformen» было введено нем. психологом и философом Э. Шпранге-ром в кн. «Жизненные формы. Психология как наука о духе» (1922).
Наиболее известна трактовка данного понятия в поздней филос. концепции Л. Витгенштейна (в его «Философских исследованиях» это понятие упоминается пять раз), воплощающая социокультурный смысл учения о языковых играх и отражающая факт взаимопереплетения лингвистической и нелингвистической активности людей. Витгенштейн отдает приоритет лингвистической активности, закономерности которой (конвенциональность, правилосообразность и некоторые др.) приписываются всей практике. В каждой Ф.ж. устанавливается свой критерий «следования правилам». Ф.ж. — «протофеномены» любой культуры и в то же время этапы естественной (биологической) истории человека. Это понятие впоследствии было использовано теми представителями аналитической философии, которые придерживались концепции социо- культурной относительности в вопросе о познании «иных культур» (П. Уинч и др.).

Источник: Философия: энциклопедический словарь

формы жизни
ФОРМЫ ЖИЗНИ — понятие философии языка Л. Витгенштейна, означающее единство языковых практик и социальных институтов. С одной стороны, речевые структуры придают Ф. ж. конвенциально-нормативный характер. С др. стороны, основу языка составляют не доказанные истины, а правила, которые, собственно, и являются институциями жизни. Витгенштейн предпочитает говорить не об очевидности, а о достоверности принципов, управляющих построением значимых выражений.         Игра, прежде всего языковая, — это «Ф. ж.». Согласием людей решается то, что верно, а что неверно: «То, что следует принимать как данное нам, — это, можно сказать, формы жизни». То, что мы все одинаково учим таблицу умножения, и есть ответ на вопрос об универсальности математики.         Рациональное зерно тезиса о том, что язык является Ф. ж., а не просто некой нейтральной знаковой формой для обслуживания автономной сферы истинных значений и абсолютных смыслов, состоит в том, что предложения либо сами выступают как действия, либо неразрывно связаны с ними. В своих примерах научения употреблению слов в повседневной практике Витгенштейн подчеркивает, что там отсутствуют процедуры доказательства или обоснования, как они описаны, отшлифованы в науке и применяются в школьном обучении. В работе «О достоверности» он показал, что фундаментальные понятия и принципы, доказательством которых озабочена философия, в повседневной жизни понимаются не как представление неких сущностей, а как утверждения, недоказуемые научным способом и в то же время не подлежащие сомнению. «Это моя рука», «мир существовал задолго до моего рождения» и т.п. — все это такие достоверности, на которых держится все остальное. Сомнение в них ведет к исключению из сообщества.         Тезис о языке как Ф. ж. подтверждается культурно-антропологическим, педагогическим и психиатрическим данными. Витгенштейн намеренно выбирает некоторые простейшие ситуации употребления слов, которые он называет «языковыми играми».         1. Примеры практического поведения, где слова типа «молоток», «кирпич» и др. отсылают не к сущностям и смыслам, а имеют характер распоряжений и приказов, означающих пригодность того или иного инструмента для выполнения конкретного действия.         2. Научение детей языку в процессе своеобразной «дрессуры». Обучение предполагает изначальность веры. «Ребенок приучается верить множеству вещей... Мало-помалу оформляется система того, во что верят» (Витгенштейн). Ребенок сначала верит взрослым, сомнения наступают потом.         3. Поведение и речь умственно отсталых людей, фиксации невротика — не столько отклонение, сколько абсолютизация нормы. Безумец — это ужасный педант, воплощение логической адской машины.         4. Опыт примитивных людей. Витгенштейн читал работы по культурной антропологии, и его заметки к книге Д. Фрэзера свидетельствуют о критическом отношении к европоцентризму и сциентизму антропологов. Игровой подход говорят о терпимости мыслителя к «чужому». Его примеры раскрывают трудности взаимопонимания и тем самым способствуют взаимному уважению. «Осмысленной» и эффективной является такая языковая игра, которая приносит практическую пользу.         Тезис о том, что язык — это Ф. ж., получил продолжение в понятии «дисциплинарных практик» М. Фуко, в теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса и в трансцендентальной прагматике К.-О. Апеля. Несомненно его влияние на теории речевого действия и перформативных актов.         Б.В. Марков

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
914.39 кб

Формы жизни и ландшафты культуры

Сергей Дмитриевич Домников
Автор рассматривает как исходное основание мировосприятия и первичное условие формирования культурной традиции комплекс отношений человека с ландшафтом.
Читать PDF
158.75 кб

ОТ ФОРМЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ К ФОРМАМ ЖИЗНИ

Мизиано Виктор, Чухров Кети
Читать PDF
2.73 мб

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ УЗОРЫ И ФОРМЫ ИНОПЛАНЕТНОЙ ЖИЗНИ

Колесников Андрей Витальевич
В средствах массовой информации нередко появляются новости о загадочных явлениях, и чаще всего они оказываются недостоверными.
Читать PDF
334.66 кб

Элементарные формы религиозной жизни. Заключение

Эмиль Дюркгейм, Валерия Земскова (Переводчик)
В 2018 году в издательстве «Элементарные формы» выходит русский перевод классической книги «Элементарные формы религиозной жизни», написанной Эмилем Дюркгеймом в 1912 году.
Читать PDF
140.27 кб

Роль религии как формы духовной культуры в жизни человека

Кулакова Бэлла Эльбрусовна
В статье рассматривается роль религии как формы духовной культуры в контексте повседневности. Культуротранслирующая функция религии раскрывает отношение религии к духовной культуре в аспекте символических кодов повседневности.
Читать PDF
146.83 кб

ПОЯВЛЕНИЕ УСАДЕБ КАК НОВОЙ ФОРМЫ ЖИЗНИ ДВОРЯНСКОГО ОБЩЕСТВА

Юдина Александра Александровна
Дворянская усадьба важнейшее и уникальное явление отечественной культуры и истории. Она отражает не только историю прошлых столетий, но и является составной частью современной культуры.
Читать PDF
262.45 кб

Исторические формы участия шиитской общины в политической жизни Ливана

Беренкова Н. А.
В современном Ливане шиитская община ведет активную борьбу за повышение своего статуса в рамках политической системы конфессионализма, сохранившейся со времен французского мандата.
Читать PDF
110.81 кб

Проблема смысла жизни: исторические формы и антропокосмическое решение

Зайцев Дмитрий Федорович
В статье показано, что решение проблемы смысла жизни так или иначе связано с определением идеи бессмертия.
Читать PDF
246.93 кб

Свойства и формы проявлений религиозных отношений в духовной жизни социума

Политкина К.И.
В статье на широком историко-философском и историко-социологическом материале проанализирован структурный компонент религиозного комплекса концепт «религиозные отношения».
Читать PDF
97.86 кб

Д. И. Ивановский - первооткрыватель вирусов как новой формы биологической жизни

Жирнов Олег Петрович, Георгиев Георгий Павлович
Открытая 125 лет назад русским ученым Д.И.
Читать PDF
188.45 кб

Формы приветствия и прощания в общественной жизни ногайцев (XIX - начало ХХ века)

Гимбатова Мадина Багавутдиновна
Исследованы традиционные формы приветствия и прощания у ногайцев как один из регуляторов коммуникативного поведения, показана их роль в общественной жизни.
Читать PDF
458.12 кб

"ФОРМЫ ЖИЗНИ" - ПОСТУПОК, ПОРТРЕТ И ЖЕСТ- В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РАЗМЫШЛЕНИЯХ УЧЕНЫХ ГАХН

Гидини Мария Кандида
Читать PDF
587.85 кб

Индивидуальные формы деятельности как основа воспроизводства здорового образа жизни

Пилюшенко Александра Валерьевна
Раскрывается понимание здорового образа жизни как единства общих и индивидуальных характеристик жизнедеятельности посредством рассмотрения его субъектно-объектного содержания.
Читать PDF
609.17 кб

Новые формы советской торговли и бытового обслуживания в повседневной жизни советского человека в 19

Гуменюк Алексей Анатольевич
В статье дан анализ модернизации советской сферы услуг в период хрущевских и брежневских экономических реформ. Главное внимание сосредоточено на внедрении различных прогрессивных форм обслуживания.
Читать PDF
259.77 кб

2011. 02. 005. Салливан Х. Разбалансированная природа, «Безудержные» формы жизни и неограниченная те

Ализаде А. А.

Похожие термины:

  • Элементарные формы религиозной жизни

    «ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ» («Les formes elementaires de la vie religious») — работа Э. Дюркгейма, вышедшая в свет в 1912 в Париже. В ней Дюркгейм выступает не только как социолог, но и как один из основателей