ФОРЛЕНДЕР КарлФОРМА БЫТИЯ

ФОРМА

Найдено 13 определений термина ФОРМА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФОРМА

внешнее выражение содержания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

ФОРМА

см. Содержание и форма в искусстве.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Эстетика: Словарь

ФОРМА

см. СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА, ГИЛЕОМОРФИЗМ

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

Форма

философская категория, употребляющаяся для обозначения специфической организации содержания; понятие, связанное с понятием структуры; Форма - есть способ существования, содержания, охватывает систему устойчивых связей предмета. В 70-х гг. XX в. структуру вещей иногда трактовали как их внутреннюю форму.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Форма

от лат. forma) — 1) наружный вид, внешнее очертание; 2) способ существования и выражения какого-либо содержания; 3) (в математике) многочлены от нескольких переменных и определенной степени — по числу переменных различают бинарные формы (для двух), тринарные формы (для трех) и т. д., по степени различают линейные формы (для степени 1), квадратичные (для 2), кубичные (для 3) и т. д. формы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Форма

/D/ Form /Е/ Form /F/ Forme /Esp/ Forma

Философская категория, отражающая способ выражения и существования содержания, способ деятельного отношения субъекта с объектом, границы различия одного содержания от другого. Форма и содержание есть моменты одного и того же отношения. Формы содержательные, зависят от содержания, неотделимы от него. Изменение содержания ведет к неизбежному самоотрицанию прежних форм отношений. В этом отношении форма играет активную роль в процессе развития содержания, ускоряя или замедляя его.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия, практическое руководство

ФОРМА

лат. forma) – способ организации и способ существования предмета, процесса, явления. Уже начиная с Платона в философии подчеркивается устойчивость Ф. по сравнению с веществ. содержанием и ее активность. В философии нового времени и особенно у Канта было показано не только онтологическое, но и гносеологич. значение категории Ф. как фактора организации процесса познания. У Гегеля важную роль играло различение внешней и внутр. Ф. (см. "Энциклопедия филос. наук", в кн.: Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 223–26). В совр. лит-ре проблематика Ф. нередко перерастает и получает дальнейшее развитие в категории структуры. См. также Форма и содержание.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Форма

- термин, обозначавший в древней философии стабильное, организующее, повторяющееся в явлениях, вещах, событиях. В античной философии концепция формы включает ряд различных ее истолкований. В атомистических учениях Демокрита, Эпикрура, Левкиппа форма выражала пространственно организованную структуру тела. Платон под формой понимает определенную целостность, не сводимую к пространственной организации. Эту целостность он называет идеей /эйдосом/. Одновременно она квалифицируется Платоном как мужское, определяющее, активное начало.

Рождение многообразного мира вещей он объясняет соединением материи и формы, мужского и женского начал, активной идеи и пассивного материала.

Аристотель представлял форму как определенность предмета, тождественную сущности вещи. Допуская существование неоформленной материи и нематериальной формы, он подчеркивал их тесную связь и относительность их различия.

Средневековые схоласты истолковали концепцию формы античных философов в телеологическом смысле. Они представляли бытие как строго упорядоченную систему форм, восходящих к Богу, как первоформе, как творческий акт порождения Богом всего сущего.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия, практическое руководство

ФОРМА

- то, что налагает на вещь определенный способ бытия, является принципом ее упорядоченности, структурированности, качественной определенности, завершенности. У Аристотеля и у Фомы Аквинского форма активна, она организует материю вещи, дает индивидуальной вещи реальное бытие. Если форма актуальна, то материя только потенциальна, ее "актуализирует" форма, чтобы возникла вещь. Формы постижимы разумом и благодаря этому вещи постигаемы. Формы различаются по степени охвата бытия и иерархически подразделяются. Нижележащие формы становятся чем-то вроде материи для форм вышележащих. Высшая Форма всех форм - бестелесный Ум у Аристотеля, который дает формы всем вещам. В томизме, в отличие от Аристотеля, Бог дает вещам не только формф, но и бытие. В новоевропейской философии распространилось иное понимание формы как чего-то, не выражающего сути вещей, вторичного и внешнего по отношению к содержанию; последнее должно само определять свои формы, менять худшие на лучшие и пр. В таком понимании устойчивые вещи предстают чем-то косным, а значит, препятствующим их обновлению. Приняв такое противопоставление, Гегель заявил, что разумное логичное мышление пригодно лишь для познания внешних форм, но для понимания содержания в его динамике требуется особая диалектика. За пределами гегельянства эта точка зрения не была признана удовлетворительной.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ФОРМА

свойства и отношения определенных процессов, явлений, одинаковые (изоморфные) для них и не связанные однозначно с другими свойствами

и отношениями этих предметов, процессов, явлении. Отсюда следует, что 1) понятие формы всегда относительно (то есть имеет смысл только к определенному, фиксированному содержанию); 2) не существует абсолютной формы или «формы в себе». Нечто является формой по отношению к одному содержанию, но всегда может быть рассмотрено как содержание в другом отношении. Например, такие геометрические формы тел как квадрат, окружность, треугольник сами обладают некоторым содержанием (свойствами, отношениями), которое изучается в геометрии. Более того, все они являются только содержанием по отношению к понятию «геометрическая форма». Логические формы, которые могут иметь различные по содержанию суждения и выводы, имеют некоторые содержательные различия в рамках более общего понятия «логическая форма» и изучаются в логике. Форма всегда фиксирует в предметах нечто общее, инвариантное и потому ее нахождение и описание является одной из главных задач науки. В этом смысле наука может быть определена, как стремление к пониманию любого содержания с позиций некоторой формы. Одной из важнейших формальных характеристик объектов и процессов являются их количественные свойства и отношения. Количество — приоритетный вид формы для научного познания действительности. (См. количество, качество, структура).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ФОРМА

лат. forma) - прежде всего внешнее очертание, наружный вид предмета, внешнее выражение какого-либо содержания (см. Гештальт), а также и внутреннее строение, структура, определенный и определяющий порядок предмета или порядок протекания процесса в отличие от его "аморфного" материала (материи), содержания или содержимого. С этим различием связано философское понятие формы, играющее важную роль в логике, теории познания, онтологии, этике, эстетике, философии природы и истории (см. Формальный, Формализм, Морфология). Понятие "форма" употреблялось Платоном в том же смысле, что и понятие "идея", "эйдос", для обозначения всеобщего, неизменного и подлинно сущего, являющегося прообразом изменчивых и индивидуальных явлений. Аристотель считал, что всякая конкретная вещь состоит из материи и формы, причем форма является как активным фактором, благодаря которому вещь становится действительной (causa fotmalis), так и целью процесса становления (causa finalis). Этот гилеморфизм был заимствован и развит в средние века и в Новое время, в особенности схоластическими системами. Согласно Фоме Аквинскому, сущность и существование вещей возникают из формы, душа есть форма тела, чистые духовные субстанции суть отделенные от материи формы, а Бог - чистая форма (actus purus). По мере того как новая философия отходила от объективного учения о бытии, изменялись место и значение понятия формы. Так, формы созерцания (пространство и время) и мышления (категории) у Канта означают уже не объективные условия бытия, а необходимые условия опыта и познания, лежащие в человеческом разуме. В полемике с формалистической этикой Канта М. Шелер развил свою феноменологически обоснованную, материальную ценностную этику (см. Этика ценностей). Наиболее всеобъемлющую систему философии форм создал Г. Фридман. Морфологическое рассмотрение биологических, психологических и исторических феноменов приобретает все большее значение па сравнению с механистическим.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

Форма

(Form).

Понятие формы играло важную роль в древнегреческой философии. Платон считал, что форма (идея) то неизменное в предмете, к-рое следует рассматривать отдельно от всех возможных его изменений, доступных чувственному восприятию.

Аристотель соглашался с Платоном в том, что помимо предметов, доступных чувственному опыту, должно существовать и нечто иное, и признавал существование универсалий, но из этого не следует, что универсалии Аристотеля  это формы и идеи Платона. Аристотель отверг формы Платона, поскольку они оказались совершенно ненужными в разработанном им учении о субстанции (сущности), в к-ром он различает первые сущности (единичный человек, лошадь и проч.) и вторые сущности (роды и виды, к крым принадлежат индивидуальные предметы).

Средневековые мыслители различали несколько видов форм, важнейшими из крых считались (1) "субстанциальные формы", или принципы, определяющие первичную материю той или иной конкретной единичной вещи; (2) "акцидентальные формы", крые наделяют различные субстанции к.л. акцидентальным модусом бытия, напр. "белизной" или "величием"; (3) "отделенные формы ", крые существуют отдельно от материи, как ангелы, а также человеческие души после смерти.

В современной философии понятие формы употребляется применительно к мышлению, поскольку оно опирается на субъектную структуру человеческого разума. Кант говорит о двух формах чувственного восприятия (пространство и время) и о формах рассудочного мышления (12 "категорий": единство, множество, всеобщность и проч.), крые имеют априорный характер, т.е. имеются у нас до и вне всякого опыта.

К-ром е того, в настоящее время форма выступает как синоним структуры и противопоставляется бесформенному и неструктурированному. Не так давно некрые люди стали призывать к новому, неструктурному типу христианства, свободному от церковной традиции, унаследованной от прошлого. Однако это движение вызвало волну критических отзывов, в крых подчеркивается, что Бог Библии  это Бог Авраама, Моисея, апостолов и всей послеапостольской Церкви. Это  всеохватывающая форма/структура, края объединяет нас всех во Христе и связывает с Его Вселенской Церковью.

М.Н. Macdonald (пер. В. Р.) Библиография: Plato,Phaedo; Aristotle, Physics, Metaphysics, On the Ideas; I. Kant, Critique of Pure Reason; J. R. W. Stott, Basic Christianity and Balanced Christianity; N. Wolterstorff, On Universals: An Essay in Ontology.

См. также: Существование, Экзистенция, Бытие; Сущность.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Форма

конкретная реализация сущности вещи, точнее - одна из конкретных реализаций, не меняющая сущности вещи, являющейся содержанием вещи, но добавляющая ей определенные обусловленные формой свойства, образуя тем самым третью вещь.

Сущность вещи - содержание формы. Иногда под содержанием понимают материал, из которого изготовлена вещь и, если это определяет ее сущность, то это верно. В таких случаях: форма - нематериальная вещь, придающая второй материальной вещи, которая является ее наполнением (содержанием), определенные свойства третьей вещи. Сама форма является независимой от содержания. Содержание также является вещью, в общем случае нематериальной, независимой от формы. Форма - система устойчивых связей третьей вещи, но "подразумевает ли она содержание и является ли она им сама?" - вопрос пока (в данной работе) открытый.

Формы третьей вещи все время меняются - сущности же второй и третьей вещей остаются при этом без изменения. Особенностью отношения между формой и содержанием является то, что содержание может быть реализовано различными формами. Если это не так, то мы имеем дело с другим отношением и говорить о форме уже нельзя.

Меняются формы ведения войн, управления большими массами людей, присвоения прибавочной стоимости, мошенничества и грабежа и т.д.

По литературным данным:

Форма - способ организации и способ существования вещи (предмета, процесса, явления) [2]. Определение достаточно непонятное, так как не определен термин способ (в философском словаре [2] его нет, в философской энциклопедии [1] тоже). В связи с этим мы будем вынуждены дать свое определение термина способ. Но сам факт применения неопределенного термина через который определяются другие базовые философские категории в справочной (!) литературе заставляет усомниться в доброкачественности учения. Такое состояние можно охарактеризовать как кризис философии.

Существуют мир форм (идей) и мир вещей [1] (это сказал не я -В.Г.). Уже Платон подчеркивал устойчивость формы по сравнению с содержанием и ее активность. В современной философии проблематика формы получает дальнейшее развитие в категории структуры. Следует отметить, что мысль о том, что форма активна, сомнений не вызывает, что устойчива по сравнению с содержанием - вопрос.

Можно также считать, что содержание - функция формы. В последнем случае мы можем различать: форму и содержание третьей вещи, и содержание формы (форма формы, содержание формы - третья вещь).

Ассоциативный блок.

Форма - область топологических эффектов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Найдено схем по теме ФОРМА — 0

Найдено научныех статей по теме ФОРМА — 0

Найдено книг по теме ФОРМА — 0

Найдено презентаций по теме ФОРМА — 0

Найдено рефератов по теме ФОРМА — 0