ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Найдено 1 определение
ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
Возникло в сер. XVII в. в условиях кризиса Московской Руси и начала в России эпохи нового времени. Первыми рус. школами, включившими в свои программы философию, были нерегулярная Ртищевская школа, основанная в Москве в 1648 г. по инициативе Ф. М. Ртищева, а также открытая в Москве в 1665 г. и просуществовавшая 2 года школа Симеона Полоцкого. Теоретически и методически Ф.о. в этих школах определялось традициями украинских школ, программы к-рых в свою очередь создавались по латино-польским образцам, в соответствии с к-рыми философия занимала центральное положение в учебном процессе. Предметам философского, цикла предшествовали грамматика, пиитика и риторика. В идеале завершать этот цикл должно было богословие. Философия же преподавалась в курсах логики, физики и метафизики. Последовательность курсов определялась исторически понимаемой субординацией соответствующих наук. Систематическое Ф.о. началось в Московском Эллино-греческом училище - первом рус. учебном заведении высшего типа, открытом в 1687 г. (переименованном в 1775 г. в Славяно-греко-латинскую академию). Во главе училища были поставлены приглашенные из Константинополя выпускники Падуанского университета братья Софроний и Иоанникий Лихуды. Конспекты философских курсов, принадлежащих Лихудам, представляют характерный для Падуи и не совсем обычный для Москвы аристотелизм в интерпретации Аверроэса и Фомы Аквинского. С уходом в 1694 г. Лихудов из училища в нем установилось господство киевских философских традиций. С подобной ориентацией на латино-польские образцы школьной философии училище оставалось центром ф.о. до открытия Московского ун-та. Существенным фактором развития Ф.о. в XVIII в. явилась начатая Духовным регламентом (1721 г.) специализация духовного образования, к-рая привела к конфессиональному обособлению философских курсов православных школ. В рамках данной тенденции в XVIII в. произошло становление духовно-академической философии, достигшей своего высшего развития в кон. XIX в. и во многом определившей расцвет рус. религиозной философии нач. XX в. В XVIII в. Ф.о. в светских школах строилось по нем. университетским образцам, в силу чего аристотелизм в философских курсах постепенно уступал место лейбнице-вольфианской традиции, предполагавшей освоение логики, метафизики и этики. Со 2-й пол. XVIII в., когда философские классы стали характерным явлением и для школ духовного ведомства, эта традиция сделалась господствующей и в рус. духовных семинариях. Учебники самого почитаемого в России в XVIII в. представителя этой традиции Ф. X. Баумейстера были популярны в философских классах православных школ вплоть до 80-х гг. XIX в. Университетское Ф.о. началось в Московском ун-те, открытом в 1755 г. Здесь имелся философский ф-т, в программе к-рого были курсы логики, метафизики, этики и истории философии. Программа ф-та соответствовала нем. университетским программам. В первые годы существования ун-та в ее реализации принимали участие нем. проф., а также первый рус. проф. философии Поповский. Основу философских курсов ун-та в 70-90-е гг. XVIII в. составляли трактаты Ф. X. Баумейстера и И. Г. Винклера (логика, метафизика, этика), И. Г. Гейнекция и Ф. Г. Якоби (история философии) и И. А. Эрнести (этика). Уровень Ф.о. в Московском ун-те в XVIII в. привлекал мн. студентов Славяно-греко-латинской академии, поскольку, будучи ориентированной Духовным регламентом на подготовку священнослужителей, она по-прежнему сохраняла структуру образования, принятую в XVII в. Это обстоятельство требовало радикальных реформ духовной школы. В 1797 г. Павел I издал указ об открытии первых духовных академий - Казанской и Петербургской. В соответствии с разработанной Баумейстером для ун-тов Германии программой философскому курсу в академиях отводилось 2 г. из 8 лет обучения. В течение этого времени студенты слушали по 4 часа ежедневно историю философии, логику, метафизику, этику, натуральную историю и физику. Александровская эпоха для Ф. о. началась с нового университетского устава, принятого в 1804 г. В соответствии с ним философские предметы были в программах пяти российских ун-тов (Московском, Дерптском, Харьковском, Казанском и Виленском) и всех гимназий. Реформа образования нач. XIX в. была связана с падением лейбнице-вольфианского влияния. Новыми авторитетами в российской университетской и гимназической философии становились Кант, Фихте и Шеллинг. В 1817 г. в России начался первый кризис Ф.о., вызванный особенностями политической ситуации в стране. В ун-тах и гимназиях сокращались философские курсы, что официально мотивировалось бесполезностью и даже опасностью философии для интеллектуального развития учащихся. Кризис завершился в 1835 г. принятием нового университетского устава. В ун-тах были открыты философские ф-ты, каждый из к-рых имел два отделения - историко-филологическое, где читались собственно философские курсы, и физико-математическое. Кроме того, занятия по логике и психологии стали обязательными для курса всех ф-тов, кроме медицинского. Второй кризис Ф.о., связанный с событиями 1848 г. в Европе, начался в 1850 г., когда были закрыты все университетские философские кафедры, а преподавание философии, порученное лицам духовного звания, было ограничено логикой и психологией. Указанные кризисы не затронули Ф.о. в "духовных академиях, к-рых в 1842 г. было 4 - Петербургская, Казанская, Московская и Киевская. В 30-е гг. XIX в., как и ранее в ун-тах, в духовных академиях происходил отказ от систем Вольфа - Баумейстера и возрастало влияние Канта и Шеллинга. Однако в православно-академической философии смена приоритетов происходила на фоне более глубоких изменений, имевших последствия для Ф.о. в целом. Академический устав 1814 г. открыл пути к созданию авторских философских курсов, положив тем самым начало в школьной философии периоду систем. Аналогичное право следовать любой философской системе было предоставлено университетским проф. лишь в кон. 30-х гг. XIX в. Подъем Ф.о. в академиях стал еще более заметным после 1871 г., когда в соответствии с новым академическим уставом в программы семинарий были введены логика, психология, основания философии и истории философии. Т. обр., выпускники семинарий, часть к-рых поступала в академии, философски были подготовлены лучше, чем выпускники гимназий, поступавшие в ун-ты, т. к. Ф.о. в гимназиях ограничивалось логикой. Философские дисциплины в академиях были представлены тремя кафедрами - логики, психологии и метафизики, истории философии. Ф.о. в академиях продолжалось в течение всех четырех лет обучения. В конце XIX в. студенты I курса слушали гносеологию и онтологию, II - историю философии и психологию, III - историю философии и метафизику, IV курса - логику. Исключительное значение для развития Ф.о. в духовной школе имела издательская деятельность. Каждая академия выпускала свой журнал: Московская - "Богословский вестник", Петербургская - "Христианское чтение" и "Православное обозрение", Киевская - "Труды Киевской духовной академии", Казанская - "Православный собеседник". В рус. журнальной литературе XIX в. философская рубрика православно-академической периодики была самой богатой. 60-70-е гг. XIX в. для светского Ф.о. были временем выхода из кризиса. В соответствии с университетским уставом 1863 г. преподавание философии поручалось новым историко-филологическим факультетам, к-рые должны были иметь кафедры логики, психологии и истории философии. Однако реально Ф.о. в 60-е гг. в большинстве ун-тов ограничивалось чтением историко-философских комментариев по 2 лекции в неделю в течение 1 года. Своего прежнего объема философские курсы в ун-тах достигли к 80-м гг. Университетский устав 1884 г. начал период нового подъема Ф.о. в России, длившийся до 1917 г. Однако две кампании по дискредитации университетского Ф.о. на протяжении XIX в. не прошли для этого образования бесследно. В нач. XX в. доля учащихся на историко-филологических ф-тах не превышала 3,9% от общего числа студентов российских ун-тов. Студенты ун-тов, получавшие Ф.о. в этот период, должны были прослушать курсы логики, психологии, введения в философию, истории философии, педагогики и эстетики. При этом каждый ун-т корректировал программу Ф.о., наполняя ее специальными курсами и семинарами. Кроме того, студенты, выбравшие философскую специализацию, должны были освоить курсы, обязательные по программе одного из отд. ф-та - классического, словесного или исторического (в Петербургском ун-те еще и германо-романского). Аналогичная схема Ф.о. была принята и на Высших женских курсах Москвы, Петербурга, Киева и др. городов. На этих же принципах строилось Ф.о. в народных ун-тах, открытых в нач. XX в. в Москве и Петербурге для всех желавших получить углубленные представления в той или иной гуманитарной сфере. Учащиеся народных ун-тов приобретали возможность слушать в течение семестра по 2 часа в неделю историю этических учений, историю древн. и новой философии, психологию и логику. Сложившаяся в России к нач. XX в. система Ф.о. какое-то время функционировала и после Октябрьской революции 1917 г. Продолжали чтение лекций в Московском ун-те Лопатин, Челпанов, А. И. Ильин, Шпет, в 1920-1922 гг. читал лекции Бердяев. В Петербургском ун-те преподавали философию Лапшин, Н. О. Лосский и др. Лекции по философии читались и в организованной Бердяевым в 1919 г. Вольной академии духовной культуры, в Казанском и др. ун-тах страны. Советское правительство поставило задачу перевести преподавание всех общественных дисциплин на марксистскую основу. В целях подготовки марксистски образованных кадров в 1918 г. была создана Социалистическая академия общественных наук (с 1924 г. переименованная в Коммунистическую академию при ЦИК СССР), в 1919 - Коммунистический ун-т им. Я. М. Свердлова, послуживший базой для организации целой сети коммунистических ун-тов в стране. С 1921 г. при Социалистической академии были организованы курсы марксизма, на к-рых читались лекции и по марксистской философии. Однако эти учреждения готовили кадры главным образом для партийной, государственной и хозяйственной работы, философия, т. е. диалектический и исторический материализм, занимала в системе обучения довольно скромное место. В 1921 г. для более основательной подготовки преподавателей общественных наук был открыт Ин-т красной профессуры, в к-ром было и философское отд., в 1930 г. ставшее самостоятельным Ин-том красной профессуры философии и естествознания. В 1922 г. вышли в свет первые учебные пособия по диалектическому и историческому материализму Бухарина, С. Я. Вольфсона, Б. И. Горева, В. Н. Сарабьянова, С. Ю. Семковского. В эти годы изучение философии в высшей школе в том виде, в к-ром оно осуществлялось до 1918 г., постепенно сворачивалось. В ходе гражданской войны мн. преподаватели философии эмигрировали, а в 1922-м были высланы и мн. из оставшихся. В ун-тах были открыты ф-ты общественных наук (ФОНы), где курс философии не предусматривался. Лишь во 2-й пол. 20-х гг. в Московском ун-те была введена специальность "философия" и начата подготовка специалистов в области диалектического и исторического материализма и атеизма. Для всех студентов ун-та стали читаться небольшие курсы лекций по философии марксизма. С 1938 г. после выхода в свет "Истории ВКП(б). Краткий курс" все преподавание философии по существу было сведено к штудированию § 2 главы IV "Краткого курса истории ВКП(б)" "О диалектическом и историческом материализме". В созданном в 1931 г. московском Ин-те истории, философии и литературы (ИФЛИ) читались лекции и по эстетике, этике, а также по истории философии, но с большим акцентом на материалистических учениях, проводилась мысль, что вся мировая история философии есть фундамент, на к-ром возникла единственно научная философия - философия марксизма. После VII конгресса Коммунистического интернационала в 1935 г., подчеркнувшего необходимость для борьбы с фашизмом опираться на все ценное и прогрессивное в культурном наследии народов, в преподавании философии появилась новая дисциплина - история рус. философии, курс к-рой начал читать М. Т. Иовчук с 1937 г. в ИФЛИ, а с 1939 г. и в Высшей партийной школе при ЦК ВКП (б). В этих учебных заведениях была открыта и аспирантура для подготовки специалистов по рус. философии. По существу, вся отечественная философская мысль была сведена к материалистическим учениям. Систематическое философское образование в СССР в более широких масштабах стало осуществляться после Великой Отечественной войны. На философских ф-тах Московского и Ленинградского ун-тов помимо курсов диалектического и исторического материализма читались курсы логики, психологии, истории философии, этики, эстетики, атеизма. С сер. 50-х гг. в Ф. о. все больший объем стало занимать знакомство с совр. зап. философией, к-рая преподносилась в сугубо критическом плане, но тем не менее с изложением осн. концепций. Значительно обогатилось и преподавание логики за счет включения в преподавание курсов математической логики, истории логики, освещения проблем релевантной и модальной логик, логической семантики и др. Все более творческим становилось и преподавание марксистской философии, особенно в связи с исследованиями ее генезиса и критикой т. наз. марксологии. С кон. 50-х гг. преподавание философии было введено во всех вузах страны, что потребовало расширения подготовки специалистов в области философских наук. Философские ф-ты и отд. философии были открыты во мн. ун-тах: Уральском, Ростовском, Новосибирском, а также в столичных ун-тах союзных республик. Объем философских знаний, передаваемых студентам, непрерывно расширялся. Стали читаться спецкурсы по логике и философии науки, диалектической логике, философским проблемам естественных и гуманитарных наук, философской антропологии и др., более глубоким стало изучение истории философии, в т. ч. истории рус. философии, совр. зарубежной философии. Об уровне и характере преподавания философии в СССР в последние десятилетия говорит и объем, и качество мн. научных исследований: наиболее концентрированным выражением этого явилась Философская энциклопедия в 5 т. (1960-1970). Она засвидетельствовала высокий уровень философской культуры в стране, к-рый был бы невозможен без соответствующего Ф. о.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
162.17 кб

Философское образование в России во второй половине XIX в

Павлов Алексей Терентьевич
В статье рассматривается процесс возобновления преподавания философии в российских университетах после восстановления в них кафедр философии и принятия университетского устава 1863 г.
Читать PDF
156.44 кб

К вопросу о философском образовании в России XVII-XVIII вв

Бубнов Ю. А.
В статье анализируются основные этапы формирования отечественного философского образования в эпоху русского Просвещения.
Читать PDF
99.64 кб

Структура и функции философского образования. Российский контекст

Данилов Вячеслав Николаевич, Костылев Павел Николаевич
Философия, некогда выступавшая в роли царицы всех наук, нынче не востребована на рынке труда.
Читать PDF
356.33 кб

Проблемы качества вузовского образования в России: социально-философский анализ

Цой Г. А.
Дано понятие философской категории «качество», сформулировано социально-философское определение понятий «образование» и «качество образования».
Читать PDF
549.76 кб

Философско-культурологический анализ систем образования и воспитания России XX века

Л. С. Сысоева
Читать PDF
286.98 кб

Учебный курс «Религиозно-философская культура России» и его значение для гуманитарного образования

Цыплаков Дмитрий Анатольевич
Читать PDF
180.52 кб

Роль университетского образования в развитии социально-философской мысли России XIX - начала xx вв

Власова И.В., Кузницына С.Л.
Рассмотрены основные направления образования XIX в. в России. Исследована социокультурная среда XIX начала XX вв., на примере Санкт-Петербурга, роль университетского образования в развитии социально-философской мысли.
Читать PDF
256.70 кб

Социальная селекция в системе общего образования в современной России: социально-философский анализ

Мержоева Айшет Хусеновна
В социально-философском аспекте анализируются социальный смысл, формирование, эволюция, проявления социальной селекции в условиях модернизации системы общего образования в современной России, функции, социальные последствия селекц
Читать PDF
123.18 кб

Секция «Философия образования» IV Российского Философского конгресса «Философия и будущее цивилизаци

Даргыноол Чимиза Кудер-ооловна
Читать PDF
174.71 кб

Философия образования в глобализирующемся мире (по материалам v российского философского конгресса.

Сигнаевская Ольга Романовна
Осуществляется попытка рассмотреть возможные парадигмы развития философии образования в глобализирующемся мире.
Читать PDF
1.48 мб

Становление философской педагогики и философии образования персоналистического типа в России в XIX в

Гребешев Игорь Владимирович
Для выявления особенностей становления отечественной философской педагогики персоналистического типа в России XIX в.
Читать PDF
271.56 кб

Философское образование в России и миссия современного университета (отчёт о научной конференции, по

Мягкова Ольга Сергеевна
Читать PDF
102.53 кб

О философском образовании в России (Павлов А. Т. Философское образование в Российской империи. - М.

Машукова Елена Юрьевна