Философское мировоззрение

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Философское мировоззрение
1) тип мировоззрения, основанный на доводах разума, в теоретических формах осваивающий наиболее общие проблемы возникновения и существования мира, общества, человека, познания и принципов их изменения; 2) в частности – тип мировоззрения, основанный на данных и доводах философии.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Философское мировоззрение
(Философия – с греч. буквально: «любовь к мудрости».) История философии насчитывает почти 3000 лет (25 – 30 веков). Первые формы философии возникают в Древней Греции в период с 10 по 7-6 вв. до н.э., чуть раньше на Востоке (Древняя Индия), примерно в середине 2-го тысячелетия до н.э. и на Ближнем Востоке (район современной Персии, Ирана) в 10 - 7 вв. до н.э. Философия построена на совершенно иных, чем миф и религия, основаниях. Она представляет собой более позднее явление культуры. Первоначально философия еще сохраняет связь с мифом и религией: она использует их образы, вдохновляется их тематикой. В ранних философских теориях фантастическая мифологическая образность и рациональное осмысление, характерное для философии, тесно переплетались. И, тем не менее, философия возникает как критика мифологии и связанных с ней религиозных представлений, как размежевание с ними, как новый тип мышления, основанный на разуме, а не на чувстве, на знании, а не на слепой вере. Философию рождает не бесстрастное любопытство часов досуга праздного созерцателя, а острая и настоятельная потребность рационально (от лат. ratio – разум) разобраться в острейших проблемах жизнедеятельности человека и его связях с миром. С самого начала предметом философии выступают не «наиболее общие законы мира в целом» (как в некоторых работах определяют ее предмет), а поиски иных, чем прежние, оснований жизни человека, смысла его существования. Философские воззрения складываются в ходе критического переосмысления и преобразования того духовного материала, который был оставлен в наследство предшествующим развитием. Мифологическое и религиозное мировоззрение – это этапы группового сознания, основанные на культе и авторитете. Философская мысль самостоятельна, имеет личностное выражение. Философия возникает тогда, когда вызревает необходимость личностного, индивидуализированного осмысления отношений мира и человека, тогда, когда авторитет (даже абсолютный) становится явно недостаточным, чтобы удовлетворить размышляющее сознание. Философское мировоззрение представляет собой стройную систему обобщенных представлений и взглядов, выражающих отношение человека к миру с позиции того или иного найденного им начала. Оно призвано обеспечить – на это надеется и к этому стремится каждый философ – гармоничные отношения между человеком и окружающей действительностью. Философское осмысление действительности нельзя рассматривать как описание окружающего мира с какой-либо единой обобщающей научной точки зрения, где человек – сторонний наблюдатель. Философия – это не просто часть, или, как принято говорить, ядро мировоззрения, а одна из его форм, наряду с такими мировоззренческими формами, как миф и религия. Специфика каждой из них – в характере отношения человека к миру и к себе. И если говорить о философском характере отношения человека к миру, то его главная отличительная особенность в том, что, прежде всего это критическое отношение к той системе знаний и представлений о мире, которая имела место еще до того, как человек начал философствовать. Философия – это всегда проблематизация на первый взгляд вполне очевидных вещей. Она возникает из сомнения в очевидности общепринятых мнений, рассуждений, правил, традиций, внешне неопровержимых истин. Философия начинается тогда, когда человек начинает сомневаться в правильности даваемых им ответов, в действенности своих обязательств, подлинности своих оценок, надежности своей веры, устойчивости своих убеждений, в истинности своих идеалов. Философия, как теоретическая дисциплина, может воздействовать на мировоззрение людей только как на личностно-сознательных читателей философских текстов, которые сами задаются вопросами о смысле жизни, о своем месте в мире и пытаются найти на них ответы. Философская проблематика возникает не в философии, как в особой форме профессиональной деятельности, а в реальной жизни людей. И роль философии в данном случае – предостеречь человека от слишком легкого, простого, а то и часто наивного решения мировоззренческих вопросов. Философия призвана разрушать всезнайство обыденного сознания, приводить его к сомнению в своей непогрешимости и тем самым препятствовать утверждению необоснованных выводов, воспроизведению устаревших рассуждений, тупиковых способов анализа проблем. Философия помогает человеку сформировать определенный способ своей жизнедеятельности. И философия в данном случае является не просто набором сюжетов, иллюстрирующих возможные ответы на вечные вопросы бытия и смысла существования, но это своего рода способ включения человека в окружающий его мир. Философское осмысление деятельности - это всегда проникновение в общечеловеческий опыт, традиции, это знакомство с системой ценностей и культурой деятельности, выработанной человечеством в целом. Философия всегда обусловлена уровнем развития общества и личностью философа. Любая философская система, любая философская школа несет на себе отпечаток личности своего создателя, своего основателя, и отпечаток своего времени (его проблем). И если считать справедливым утверждение, что каждый человек в какой-то степени философ, то «философия» такого каждого человека – это взгляд личности на личные проблемы, осмысление личных проблем. Философия же как особая форма знания - это осмысление личностью (чаще всего профессионалом-философом) общих проблем (или проблем, актуальных для общества). Та или иная философская система берется обществом за основу, и на ее фундаменте строится нормативная система. Таким образом, философское мировоззрение можно определить как осмысление обществом общих проблем через призму личностного восприятия мира.

Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
195.72 кб

О философском мировоззрении А. Н. Скрябина

Зорилова Лариса Сергеевна
В данной статье рассматривается становление философского мировоззрения выдающегося композитора, пианиста Александра Николаевича Скрябина, творческие искания которого были отмечены напряжённым размышлением о своём предназначении.
Читать PDF
266.60 кб

Мировоззрение и философский мир Сухраварди

Исмоилова Мутриба Охунджановна
Статья посвящена исследованию мистических воззрений известного представителя персидско-таджикской литературы Шахабуддина Сухраварди в его суфийских трактатах и анализу композиционных и художественных особенностей, в частности симв
Читать PDF
610.16 кб

Рефлексия как способ философского мировоззрения

Усов В. Н.
В современных представлениях философского мировоззрения рефлексия играет различную роль. Во-первых, она определяет предметную область философии, ее специфическую проблематику.
Читать PDF
289.45 кб

Философский аспект мировоззрения А. К. Толстого

Емельяненко В.Д.
Исследование творческого наследия А. К. Толстого помогает создать более целостную картину развития духовной жизни России в XIX веке. Оно актуально и в связи с 200-летием со дня рождения поэта и писателя.
Читать PDF
313.83 кб

ВОЙНА В ФИЛОСОФСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ В.В. ВЕРЕЩАГИНА

Скворцов Алексей Алексеевич
Статья посвящена анализу взглядов на войну крупнейшего русского художника-баталиста В.В. Верещагина (1842-1904).
Читать PDF
147.03 кб

Философские истоки мировоззрения И. В. Киреевского

Скороходова Светлана Игоревна
В статье предложен индивидуальный подход в изучении творчества представителей «московского направления». Он помогает выявить особенности взглядов каждого, что помогает глубже понять те споры, которые кипели внутри кружка.
Читать PDF
865.64 кб

Эстетико-философское мировоззрение К. Н. Леонтьева

Куренков А.С. К
В статье рассматривается важный в творчестве К.Н.
Читать PDF
294.33 кб

Философский дискурс о мировоззренческих метаморфозах

Алексей Александрович Лагунов
В статье критически анализируется историко-философская схема, в соответствии с которой европейское мировоззрение развивалось от космоцентризма через теоцентризм к антропоцентризму.
Читать PDF
106.97 кб

Философский анализ мировоззренческих универсалий культуры

Степин Вячеслав Семенович
Культура рассматривается как сложная, исторически развивающаяся система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности.
Читать PDF
271.03 кб

Философско-мировоззренческое обоснование проблемы детства

Попкова Татьяна Дмитриевна
В статье обосновывается философско-мировоззренческий подход к изучению детства как социального феномена, раскрывается смысл существования человека и его отношений с окружающей действительностью, исследуется самобытность личности и
Читать PDF
294.42 кб

Об особенностях философского мировоззрения С. Н. Булгакова

Табаченко А.А.
Статья посвящена рассмотрению особенностей философского мировоззрения С. Н. Булгакова представителя русской религиозной философии рубежа XIX начала XX вв.
Читать PDF
114.72 кб

«Конец истории» как значимый элемент философского мировоззрения

Акулова И. С.
Концепт «конец истории» является необходимым элементом философского мировоззрения. Автор считает, что причины этого кроятся в бытийственности самого человека, в глубинных основаниях его сознания.
Читать PDF
86.06 кб

«Конец истории» как значимый элемент философского мировоззрения

Акулова И. С.
В статье утверждается, что концепт «конец истории» является необходимым элементом философского мировоззрения. Автор считает, что причины этого кроются в бытийственности самого человека, в глубинных основаниях его сознания.
Читать PDF
360.92 кб

Истоки философско-мировоззренческих принципов буддизма Ваджраяны

Ветлужская Лидия Леонидовна
В статье рассматриваются истоки философско-мировоззренческих принципов буддизма Ваджраяны в традиционной индийской культуре.
Читать PDF
309.84 кб

Развитие философско-мировоззренческой культуры будущего педагога

Ануфриев С. И.
В статье говорится о необходимости философского обоснования современных педагогических концепций, адекватного постиндустриальной, информационной стадии развития культуры и цивилизации.