ФИЛОСОФСКАЯ ПОЭЗИЯ

Найдено 1 определение
ФИЛОСОФСКАЯ ПОЭЗИЯ
феномен духовной культуры, сложившийся на пересечении философии и литературы, часто получающий расширительное толкование: "философским" нередко называют любое "глубокое" поэтическое произв., затрагивающее общие проблемы жизни и смерти. Необходимо различать родственные, но не сливающиеся понятия "Ф. п." и "научная поэзия", "философская лирика" и "медитативная лирика". Размышление, подводящее к идее-обобщению, есть основа Ф. п., но предмет медитации поэта-философа особый: коренные проблемы мироздания, об-ва и человека, макро- и микрокосмос. Поэзия, как таковая, нацелена на воплощение живого, частного, случайного, телесно-пластического, а Ф. п. не чужда миру отвлеченных идей, ее предмет - всеобщее, родовое, субстанциальное. В концентрированной форме, в художественных образах она выражает самосознание эпохи, соединяет общее и конкретное. Однако Ф. п. (или "поэзия мысли"), в отличие от "научной", не тяготеет к рациональной заданности, трактатности, иллюстративному сциентизму. Рожденная в русле античной дидактической поэзии (поэтические изложения учений древнегреч. философов, поэма Лукреция Кара "О природе вещей" и др. произв.), в своем становлении в национальных литературах нового времени Ф. п. все больше уходила от дидактики. В XIX-XX вв. произв. Ф. п. - это психологически сложный акт познания, проверка "индивидуальной гипотезы бытия" и создание неповторимой "поэтической модели мира". В рус. культуре Ф. п. принадлежит особое место, ее художественные открытия воздействовали не только на литературный процесс, но и на развитие философской мысли. Рус. мыслители нередко отдавали предпочтение не отвлеченным философским схемам, логическим выкладкам, а живому, выразительному поэтическому образу. Черты философичности присущи уже жанрам рус. народной поэзии - с ее афористичностью, аллегориями, символикой, параллелизмом между картинами природы и душевной жизнью человека. Но как самостоятельная эстетическая система и особая сфера философствования рус. Ф. п. начинает складываться в русле раннепросветительской традиции. Опыты дидактической поэзии Симеона Полоцкого и его учеников Сильвестра Медведева и Кариона Истомина можно расценивать как один из истоков отечественной философской мысли и преддверие жанров Ф. п. Важнейшие страницы в историю Ф. п. вписали "век Просвещения", "золотой" (от Пушкина до позднего Тютчева и Фета) и "серебряный" века рус. поэзии. В XVIII в. она представлена такими разнообразными по жанру произв., как сатиры и стихи из философских писем Кантемира, поэма В. К. Тредиаковского "Феоптия", научно-философские стихотворения Ломоносова, ода "Вольность" и неоконченная поэма "Творение мира" Радищева, философские оды Г. Р. Державина и др. Мн. темы, а также жанрово-стилистические особенности философской просветительской поэзии XVIII в. были подхвачены в нач. XIX в. поэтами-радищевцами (Попугаевым, Пниным, А. X. Востоковым и др.), а затем декабристами. Особое место в развитии Ф. п. занимают 20-30-е гг. XIX в., когда как явление литературы она получает не только широкое распространение (к ней обращаются Пушкин, любомудры, Баратынский, Лермонтов, Тютчев и др.), но и теоретическое осмысление. Вслед за нем. романтиками члены кружка любомудров выдвигают эстетическую программу объединения поэзии с философией и пытаются подтвердить свои теоретические воззрения поэтической мыслью, правда, "любомудры больше говорили о философской поэзии, чем практически сделали для нее" (Маймин Е. А. Русская философская поэзия. С. 186). Ф. п. развивается не только в русле романтизма, ее художественные открытия 20-30-х гг. в немалой степени определены становлением в рус. искусстве реалистического метода. Пушкин в романе "Евгений Онегин", поэме "Медный всадник" и лирических стихотворениях открывает новые пути социально-исторического и философского осмысления человека. Реальным воплощением теоретических мечтаний романтиков о Ф. п. стала лирика Тютчева, непосредственно связанного с любомудрами, испытавшего как влияние нем. романтизма, так и реалистического творчества зрелого Пушкина, но нашедшего свой индивидуальный художественный путь. Соединением поэтического и философского дара отмечено творчество В. С. Соловьева, оказавшее огромное влияние и на философию, и на поэзию нач. XX в. Творчество мн. поэтов-мыслителей подтверждало справедливость оценки Чулкова. "Мы знаем философов, которые разгадали тайну ритма, и поэтов, которые владеют идеями, как опытные бойцы рапирами" (Чулков Г. И. Соч. Спб., 1912. Т. 5. С. 61). Мережковский, Минский, А. Белый, В. И. Иванов, А. А. Блок, Флоренский, Н. К. Рерих раскрывали свои философские идеи как в трактатах, теоретических статьях, так и в поэтических произв. Философский и поэтический ренессанс рубежа XIX-XX вв. оказал воздействие на лирику В. Хлебникова, В. В. Маяковского, Б. Л. Пастернака, О. Э. Мандельштама, Н. А. Заболоцкого, Л. Н. Мартынова, А. Т. Твардовского, А. А. Тарковского и др. поэтов. В истории развития Ф. п. выделяют такие ее разновидности, как натурфилософская, социально-философская и нравственно-философская. Ряд исследователей относят сюда и произв. религиозно-философского и историко-философского плана. В XVIII- XX вв. получили широкое распространение поэтические переложения библейских текстов, мн. из к-рых вошли в рус. Ф. п. Шедевром религиозно-философской лирики явился пушкинский цикл "Подражания Корану (1824). Историко-философская проблематика также имеет глубокие традиции в рус. поэзии (ведет свой отсчет от вирша Симеона Полоцкого "Диоген"). Высокими образцами философской лирики являются стихотворения: "Цицерон" Тютчева, "Из Упанишад", "Индийский мудрец" и "Великое Ничто" К. Д. Бальмонта, "Джордано Бруно" И. А. Бунина, "Ламарк" О. Э. Мандельштама, "Сократ" А. А. Тарковского. Тематически примыкают к этой разновидности Ф. п. стихотворения, отражающие непосредственную реакцию поэта на к.-л. философскую проблему или личность философа, ставшую символом определенной системы идей. Таковы "Спинозианы" (1895) Брюсова, "Сижу за ширмой. У меня..." (1903) А. А. Блока (с подзаголовком "Иммануил Кант"), цикл стихотворений А. Белого "Философическая грусть" (1907-1908) и др. Рус. литература знает примеры, когда для воссоздания исторического портрета мыслителя и раскрытия его философских воззрений поэт избирал не поэтическую миниатюру, а жанр развернутого эпического или драматического произведения. Таковы, напр., лирическая драма А. Н. Майкова "Три смерти" (1851), поэмы А, К. Толстого. "Иоанн Дамаскин" (1858) и "Алхимик" (1867). Рус. Ф. п. художественно восприняла все главные философские концепции, создававшиеся в Европе со времен античности, откликалась и на древн. учения Востока, и на искания совр. ей философских школ Запада и России. Блок облек идею всеотзывчивости рус. культуры в форму афоризма: "Нам внятно все - и острый гальский смысл, // И сумрачный германский гений..." ("Скифы", 1918). Правомерно говорить, напр., о шеллингианстве любомудров (Веневитинова, Хомякова, Шевырева) и Тютчева, о влиянии А. Шопенгауэра на стихи Фета, созданные в период работы поэта над переводом кн. "Мир как воля и представление" (1879-1880), о соловьевских идеях и мотивах в поэзии "младших" символистов. Однако воздействие теоретической мысли на создание поэтического произв. имеет сложный, часто противоречивый характер. В конечном счете, степень художественной свободы поэта-интерпретатора философских идей зависит от его творческой индивидуальности. Философская мысль становится мыслью поэта, и она не существует вне художественного выражения, вне образной ткани стиха. Ф. п. не создает новых концепций - все ее открытия в области искусства, но рус. поэты нередко опережали теоретическую постановку и разработку ведущих философских проблем. Так, задолго до соч. представителей рус. космизма поэзия обратилась к вопросу о месте человека во вселенной (произв. Лермонтова, Баратынского, Тютчева, Фета). Рус. Ф. п. часто выступала как форма неофициальной философии, специфически анализируя проблемы смерти и бессмертия, неповторимости духовного мира, мало привлекавшие академических ученых. Ее следует рассматривать не только как явление художественной культуры, но и как один из истоков и составляющую рус. философии, как равноправную с теоретической философской мыслью форму познания сущности бытия и человека.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
128.95 кб

Образ леса в русской философской поэзии

Камалов Рашид Мингазович
В статье определяются признаки философской поэзии, анализируются лесные мотивы и элементы поэтического пантеизма в творчестве русских поэтов.
Читать PDF
743.61 кб

Философские мотивы в поэзии Е. И. Кострова

Маслова Анна Геннадьевна
В статье рассматриваются философские и духовные стихотворения Е.И. Кострова «Путь жизни», «Безделка», «Переложение псалма 18», произведения, адресованные преосвященному Платону.
Читать PDF
114.11 кб

Философско-аскетическая поэзия Абу-ль-Атахии

Мокрушина Амалия Анатольевна
Статья посвящена изучению одного из аспектов творчества известного средневекового поэта Абу-ль-Атахии. В статье рассматриваются основные мотивы философско-аскетической поэзии Абу-ль-Атахии.
Читать PDF
79.10 кб

Философские идеи Ф. Ницше и поэзия С. Беккета

Затонская Ольга Викторовна
Статья посвящена проблеме литературных связей творческого наследия С. Беккета и философии Ф. Ницше на примере стихотворений С. Беккета «Стервятник» и «Дортмундер».
Читать PDF
115.20 кб

Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака

Задумина Надежда Анатольевна
Поэзия Бориса Пастернака нелегка для восприятия. Дело тут не только в сложности его поэтики, но и в глубине и динамике мысли.
Читать PDF
201.77 кб

К вопросу о критериях выделения философской поэзии

Попова О. В.
В работе рассмотрен синтез философии и поэзии как видов творческой деятельности человека, а также предпринята попытка определить критерии для выделения художественного произведения как философского на основе анализа исследований,
Читать PDF
1.93 мб

Религиозно-философская поэзия уильяма Дина хоуэллса

Фесянова Наталья Леонидовна, Патенко Гульчачак Ринатовна
Прослеживаются религиозно-философские аспекты поэзии Уильяма Дина Хоуэллса, которые открывают новые горизонты для понимания его творчества. Он не был поэтом в художественном смысле, но он был поэтом во взгляде на жизнь.
Читать PDF
479.88 кб

Философские основы поэзии раннего русского символизма

Пушкарева Татьяна Ивановна
В статье исследуется очень специфичный феномен переломного этапа в развитии русской культуры ранний символизм. Период, о котором идет речь, ограничивается 1892-1904 годами.
Читать PDF
411.83 кб

Перевод мистической поэзии как историко-философская проблема

Псху Рзана Владимировна
Статья посвящена анализу мистической поэзии Ниффари (X в.), в частности поэтическому «Дивану», приписываемому ему. Философский анализ данного произведения выявил сомнительность оснований приписывать данный текст Ниффари.
Читать PDF
105.00 кб

Русская философская поэзия и методологические основы ее анализа

Штец Т. П.
В статье рассматриваются сущность философской поэзии и методологические основы ее анализа. Показано влияние немецкой литературы и философии на формирование русской философской поэзии.
Читать PDF
5.59 мб

Лирик-философ: этико-философские мотивы в поэзии Г. Р. Державина

Аверин Николай Михайлович
The article looks at G.R. Derzhavin's poetry from an ethical and philosophical angle.
Читать PDF
378.04 кб

Классическая традиция в сатирико-философской поэзии Сэмюэла Джонсона

Поляков Олег Юрьевич
В статье рассматривается рецепция античного литературного наследия в поэзии выдающегося английского классициста XVIII в. С.
Читать PDF
203.49 кб

Философская поэзия Вячеслава Иванова: проблема метатекстового единства

Титаренко Светлана Дмитриевна
Статья посвящена проблеме исследования художественного мира поэта и теоретика русского символизма Вячеслава Иванова в мифопоэтическом аспекте.
Читать PDF
231.28 кб

Алхимические образы и символы в духовно-философской поэзии XVI-XVII вв

Родиченков Ю.Ф.
Статья анализирует некоторые примеры использования алхимических символов и аллегорий в поэзии XVI-XVII веков. В центре анализа стихи Дж. Донна, Ф.Т. Л'Эрмита, Г. Воэна и других авторов.
Читать PDF
171.91 кб

Художественно-философское осмысление темы человека в ранней поэзии Шу Тин

Хайдапова Марина Бато-очировна
В статье исследуется идейно-эстетическое своеобразие художественного выражения темы человека в ранних произведениях современной китайской поэтессы Шу Тин, написанных в первой половине 1970-х гг.