ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Найдено 1 определение
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
Возникновение в проблемном поле философии вопроса о технике относится к совсем недавнему времени, а выделение философии техники в особую философскую дисциплину произошло буквально на наших глазах. Во всяком случае осознание философского характера проблемы техники стало возможным, лишь когда изменилось само отношение человека к миру, когда началась философская рефлексия над этим изменением. Первые философские труды, где поднимается вопрос о технике, относятся ко второй половине ХIХ – началу ХХ в. Термин «философия техники» появляется в работах Э. Каппа «Основания философии техники» (1877), Ф. Рело «Техника и культура» (1884), А. Эспинаса «Возникновение технологии» (1897), Ф. Бона «О долге и добре» (1898: гл. 2 «Философия техники»), П. К . Энгельмейера «Технический итог ХIХ столетия» (1898) и «Философия техники» (1912), Ф. Дессауэра «Техничская культура» (1908), В. Ратенау «К критике эпохи» (1912: гл. «Механизация мира»). Большинство авторов – непрофессиональные философы, исключение составляют Капп, Бон и в, значительной степени, Дессауэр.
Э. Капп (1808–1896) стремится продемонстрировать, как создание человеком искусственных объектов, орудий, подобных органам самого человека, оказывается предварительным условием его самосознания. Капп не сводит человека к мышлению и духу, обретающему свое инобытие в созданных объектах, но подчеркивает телесность людей, их физическое существование, их принадлежность к природе, благодаря чему и возможна аналогия между органами тела и орудиями, сделанными из природных материалов. Человек, в качестве кульминации развития природы, олицетворяет все предшествующие ступени развития и должен гуманизировать и преобразовывать природу по своему образу и подобию. Человеческий мир – это внешнее выражение человека. Развитая полностью техника будет законченной и исчерпывающей проекцией во внешний мир всех возможностей, которые заключены в человеческой природе. Когда на основе «органопроекции» философ строит аналогии между сердцем и насосом, костями и элементами строительных конструкций, телеграфом и нервной системой человека, паровозом и преобразованием пищи в тепло и энергию в теле человека, то это кажется достаточно наивным. И все же сама постановка проблемы: что такое техника, как она возникла и развивается, – является несомненной заслугой немецкого мыслителя.
Ф. Рело (1829–1905) пытался придать научный характер изобретательской конструкторской деятельности. Философских проблем техники он касался в лекции, прочитанной перед нижнеавстрийским промышленным обществом в Вене, – «Техника и культура». Рело выделил два направления в развитии человеческой культуры. Первое из них, традиционное, он именует «натуризм»: от сил природы лишь обороняются, таинственно и безотчетно подслушивая у нее кое-какие рецепты. Второе, именуемое «манганизмом» (от древнегреческого «манганон», механизм магов, искусственное приспособление, устройство, с помощью которого могло производиться что-нибудь необыкновенное; затем этим термином стали называть все умно и искусно придуманное, например метательные военные машины), – это использование сил природы на основе знания ее законов и умения управлять этими силами. Именно «манганизм» привел к культурному расцвету европейские нации, обеспечив им прогресс на основе иного способа мышления и действия, науки и техники. Будучи сам инженером, конструктором, теоретиком машиноведения, Рело видел лишь преимущества «манганизма», верил в научно-технический прогресс.
Заслугой А. Эспинаса является попытка вписать технологическую деятельность человека в некую «праксиологию», описывающую особое, практическое отношение к миру. Здесь важно стремление французского мыслителя нащупать общебиологические истоки практической деятельности. Техника для Эспинаса есть, прежде всего, действие, а отнюдь не знание, технология не тождественна логике. В философии техники Ф. Бона рассматривается вопрос о средствах и пути к достижению цели. Общий признак всякой техники и сводится к указанию средств для достижения данной цели. Важно проводимое Боном разграничение техники и практики. Под практикой он понимает любую профессиональную деятельность, в то время как техника дает лишь руководство к осуществлению этой деятельности и в этом смысле функционально близка науке. Не противостоит она и философской этике, т. к . высшей технической целью является достижение счастья. В отличие от Эспинаса, Бон видит в технике особый вариант познавательного отношения к миру, используемый человеком в его деятельности, ориентированной на достижение счастья и блага. Для П. К . Энгельмейера (1855–1940) философия техники выясняет роль техники как фактора культуры, выделяет технику в один уровень с теорией познания, этикой и эстетикой и развивается в целое «техническое мировоззрение».
По Энгельмейеру, человек есть существо техническое, ставящее цели и изыскивающее средства для удовлетворения своих желаний. После первой мировой войны проблемы философии техники все шире обсуждаются профессиональными философами, хотя для большинства из них все еще находятся не в самом центре мировоззрения. Наибольший интерес для нас представляют работы О. Шпенглера, Х. Ортеги-и -Гассета, М. Хайдеггера, К. Ясперса, зрелые труды Дессауэра, сочинения Л. Мэмфорда. О. Шпенглер, автор знаменитого «Заката Европы», где «цивилизация» с ее технической оснащенностью рассматривается как последняя ступень в истории каждой культуры, время упадка ее творческого потенциала, надвигающейся неминуемой гибели, посвятил проблеме техники специальную работу «Человек и техника» (1931). Здесь техника рассматривается уже как универсальный феномен жизни, «тактика живого в борьбе за существование». Высшая форма свободно движущейся жизни, по Шпенглеру, – хищник. Если у животных для каждого вида характерна одна и та же для всех его особей и поколений техника, то человек – это «хищник-изобретатель», способный творить все новые и новые технические средства. Техника в жизни людей осознана, произвольна, изменяема, личностна, изобретаема. Основное внимание Шпенглера в данной работе обращено на судьбы техники в западной, «фаустовской» культуре. Принимая современную технику как неизбежную судьбу западной цивилизации, философ уверен в грядущем крушении, падении Запада, а вместе с ним – и машинной техники. В работе Х. Ортеги-и-Гассета «Размышление о технике» (1932) роль техники хотя и чрезвычайно велика, но не первична в человеческом существовании. Жизненные программы, обеспечиваемые техникой, творят поэты, пророки, мыслители, законодатели и т. п. Именно они определяют структуру ценностей, управляющих человеческим поведением. Техники же обеспечивают выполнение этих программ. М. Хайдеггер обратился к проблеме техники в конце 30-х гг. в связи с осмыслением специфики европейской цивилизации и ее судеб. К 1953 г. относится специально подготовленный мыслителем доклад «Вопрос о технике». Здесь ставится вопрос о сущности техники, подвергаются критике концепции о ее инструментальности. По Хайдеггеру, техника есть вид раскрытия потаенности, осуществления истины. Именно техника стала в Новое время «судьбой» человечества, превращая все действительное в «состоящее-в -наличии». Но в этом таится и величайшая опасность – «обесчеловечения» человека, утраты полноты спектра способов осуществления истины, уподобления его самого по способу существования технике. К. Ясперс наиболее подробно излагает свое понимание техники в параграфе «Современная техника» своей работы «Истоки истории и ее цель» (1949). Он видит в технике средство для действий знающего человека, направленных на господство над природой. Сама по себе техника нейтральна. Но вместе с тем Ясперс пишет о демонизме современной техники: она создана людьми, но подавляет их, противостоит им как ни от кого не зависимая, под власть которой попали люди. Для Ясперса философское осмысление техники – важная составляющая часть его философии истории. Большую роль в становлении философии техники сыграли труды Фридриха Дессауэра (1881–1963). Он в течение полувека конструирует эту философскую дисциплину. Следует отметить его книги: «Философия техники» (1827) и «Спор о технике» (1956). Главной проблемой философии техники для Дессауэра является: откуда берется техника? Кто ее творец? Что действует посредством техники? Философия техники Дессауэра является религиозной. Технические идеи оказываются мыслями Бога и существуют в божественном разуме до того, как они придут на ум изобретателю. Создание техники для Дессауэра – божественная заповедь человеку, техника – соучастие в творении, величайшее земное переживание, доступное смертным существам. Льюис Мамфорд (1895–1990) – американский социолог, историк культуры, стремившийся проследить роль техники в истории человечества, чтобы оценить перспективы современной цивилизации. Его основные работы: «Техника и цивилизация» (1934), «миф машины. Техника и развитие человечества» (1962–1967). Техника вторична, производна, она – средство осуществления символической реальности – схем, планов, целей – и удовлетворения человеческих желаний. Будущее, «неотехническая» эра наступит, если человеку удастся переориентировать технический прогресс на воссоединение с органическим, человеческим и природным началом, которое отодвинуто на задний план в индустриальном мире Запада. Наконец, после второй мировой войны философия техники окончательно оформляется как самостоятельная область философствования. Роль инициатора сыграл «Союз немецких инженеров», проводивший научные конференции по проблемам: «Ответственность инженера», «Изменение человека благодаря технике», «Человек в «силовом поле» техники» (1950– 1955). В 1956 г. была сформирована исследовательская группа «Человек и техника», в составе которой находился и рабочий комитет «Философия и техника». Стали выходить ежегодники, публиковаться монографии, проводиться конференции. Хлынул мощный поток публикаций по данной тематике. Оформились два варианта философии техники – инженерный и гуманитарный. В нашей стране исследование техники как социального феномена шло главным образом в рамках политэкономии. Философы обратились, начиная с 60-х гг ., феномену техники в связи с проблемой научно-технической революции. С 1985 г. стал выходить ежегодник «Философия и социология науки и техники». М. М. Шитиков

Источник: История философии науки и техники.