ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Философия политики
1. Синоним политической философии, т. е. рефлексии над политикой (например, у Аристотеля, Т. Гоббса, Дж. Локка). 2. Рассуждения о политике, принимающие характер анализа истории политических идей и теорий. 3. Нормативное понимание политической проблематики, т. е. создание целостных представлений об обществе. 4. Прикладная философия, занимающаяся проблемами оценки государства с точки зрения фундаментальных ценностей (свободы, равенства, справедливости), их реализации либо нереализации, которые следуют из существующих в государстве правовых систем. Философия политики, независимо от концепции ее развития, характеризуется сильными связями с другими философскими дисциплинами: с философской антропологией и аксиологией, с философией права.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ
наука о наиболее общих основаниях, границах и возможностях политики, о соотношении в ней объективного и субъективного, закономерного и случайного, сущего и должного, рационального и внерационального. Вопрос об основаниях политики имеет ту трудность, что эти основания различны на Востоке и на Западе, в традиционном и современном обществах. На Востоке, как и в традиционном мире вообще, основным вопросом политики является вопрос об обеспечении общественного порядка и ограждения общества от хаоса. Как обеспечить порядок, стабильность и преемственность — вот проблема традиционной политической философии. В модернизированных обществах Запада делается акцент не на порядке вообще, а на способах обеспечения демократического порядка. Вместо дилеммы порядок или хаос обсуждается дилемма демократический или авторитарный порядок. Т. о., если на Востоке политика выступает как процедура обеспечения порядка, носители которого заранее известны (т. к. речь идет о наследственной власти и сословном закреплении общественных функций), то на Западе политика выступает как процедура открытия того, кому (какой партии, президенту и т. п.) предстоит управлять на основе мандата доверия, полученного от избирателей.
В философско-методологическом смысле это означает, что политический мир на Востоке подчиняется законам жесткого «лапласовского» детерминизма, тогда как на Западе — стохастическим принципам, включающим риск и неопределенность не в качестве отклонения и эксцесса, а в качестве правила. Наряду с дилеммой предопределенного—неопределенного (стохастического) философия политики занимается и традиционной философской дилеммой номинализм—реализм. Политический мир на Востоке раскрывается в парадигме реализма — примата общего над индивидуальным. Вне такого примата не может быть решена главная проблема — торжество порядка над хаосом. Политический мир на Западе раскрывается в парадигме номинализма: если избиратели вместо того, чтобы вести себя как автономные индивиды, самостоятельно делающие свой выбор, будут всего лишь отражать коллективную групповую (классовую) сущность или волю, то политический процесс утратит характер процедуры открытия, т. к. в этом случае большинство и меньшинство будут заранее известны. Наконец, философия политики решает вопрос о статусе политического и мере его автономии по отношению к другим сферам общественной жизни. В парадигме базиснонадстроечного детерминизма политика не имела самостоятельного значения. Это экономико-центристское предубеждение характерно не только для марксизма, но и для либерализма. Либеральная классика исходила из того, что граждански респектабельный образ жизни — это неполитический образ жизни: уважающие себя граждане предпочитают решать свои проблемы самостоятельно, не возлагая на власть особых надежд. Постулаты теории рационализации и модернизации связаны с видением политики как искажающего, иррационального фактора, нарушающего правила эквивалентного обмена. Политика воспринимается как уловка и прибежище тех, кому нечего предложить другим в рамках обмена и кто сомневается в своих способностях вьщержать конкурс естественного рыночного отбора. С этим, в частности, связаны различия восточной и западной традиции в оценках и политики как таковой, и «слабых» и «сильных» на политической сцене.
На Востоке политика занимает ведущее место в иерархии общественных практик, а «слабые», нуждающиеся в защите и покровительстве власти, получают признание в духе презумпции «блаженства нищих духом». «Сильные» же находятся на подозрении по причине своих возможностей вести независимое от верховной власти существование и склонности тяготиться ею. Напротив, на Западе и политика, и те, кто апеллируют к ней в поисках защиты и покровительства, удостаиваются совсем других оценок — в качестве носителей импульсов, враждебных принципам гражданского порядка и самодеятельности. Отсюда ведет свое происхождение либеральный принцип «государство-минимум» и невмешательства политики в нормальные гражданские отношения. Еще одно различие статуса политики на Востоке и на Западе может быть проведено по технологическому критерию. На Западе политика со времен II. Макиавелли выступает как торжество технологического принципа отношения к миру: последний может быть преобразован с помощью политики. В этом смысле политику можно определить как вид рисковой (негарантированной) деятельности, посредством которой люди могут улучшать свои позиции и статус в обществе. Т. о. политика выступает под знаком иначе-возможного — как альтернатива унаследованному и сложившемуся. Прометеев человек Запада, чувствующий себя великим маргиналом Вселенной, природные нормы и ограничения которой ни к чему его не обязывают, дает и политике социоцентричную интерпретацию, когда она понимается как сфера похищенной у Богов человеческой свободы. На Востоке политическое видение космоцентрично: политика не нарушает космический порядок, а воплощает его в особых, ей свойственных формах. Поэтому политическое законопослушие на Востоке воспринимается не в юридическом, а в космоцентрич1юм аспекте — как следование высшему, сакральному порядку. На Западе человек политический, напротив, представляет собой разновидность технологического человека, имеющего претензию менять мир.
Особая проблема философии политики — отношение политического и неполитического, напрямую связанная с пониманием предмета и объекта политической теории. Философия политики сталкивается здесь с конфликтом двух парадигм, которые по имени их современных представителей на Западе можно назвать, соответственно, парадигмой М. Фуко и парадигмой Г. Беккера. Первый полагал, основываясь на традициях французского этатизма, что власть не локализуется в собственно политической сфере, а в превращенных формах является нам всюду: в повседневных иерархиях обучающих и обучаемых, управляющих и управляемых, старших и младших и т. п. Поэтому наука о власти, если она не желает быть жертвой иллюзий, должна всюду раскрывать источники властного насилия, нарушающего спонтанность жизни. В этом свете главной проблемой философии политики становится вопрос о соотношении формальных и неформальных, легитимных и теневых практик власти. Предметом политической науки, т. о., оказывается властное измерение любых сфер общественной жизни, и сама она выступает как междисциплинарная теория, объединяющая политическую экономию, политическую психологию, этику, демографию, культурологию и т. п. Совсем иначе предмет политической науки выступает в парадигме Беккера. Этот представитель чикагской школы склонен расширительно трактовать либеральный принцип «государство-минимум», полагая, что развитие нормального гражданского общества сопровождается непрерывным поэтапным сокращением прерогатив власти. Здесь, как видим, либеральная традиция смыкается с марксистской, в лоне которой вызрела теория «отмирания» государства и политики.
Характерно, что циклы политической жизни на Западе характеризуются сменой фаз: социал-демократической (кейнсианской), ориентированной на модель «большого» социального государства, что больше отвечает парадигме Фуко, и либеральной (монетаристской), ориентированной на модель «государство-минимум», что отвечает парадигме Беккера. По-видимому, наиболее корректным истолкованием соотношения указанных парадигм был бы принцип дополнительности. Если отношения политики и экономики можно с определенных позиций трактовать как отношения искусственного (умышленного) и спонтанного (самоорганизующегося) порядков, то отношения политики и морали могут быть истолкованы как отношения двух несовпадающих видов рациональности: по цели и по ценности (М Вебер). В первом случае доминирующим оказывается принцип эффективности (цель оправдывает средства), во втором — аутентичности, «подлинности». Хотя аутентичность труднее верифицировать в опыте, нежели эффективность, в долгосрочном плане критерий нравственной аутентичности несомненно «работает» и теоретически, и практически. Характерно, что аналитики, оценивающие перспективы тоталитарных режимов, исходя из принципа политической эффективности, неизменно предрекали им долгую жизнь и преимущества перед «хрупкими демократиями». Напротив, те, кто оценивал перспективы этих режимов, основываясь на критической способности нравственного суждения, оказались лучшими пророками. Субстанциональный (аристотелевский) подход нравственной философии, трактующей политику в терминах естественного блага и неотчуждаемых прав человека, оказывается не менее эффективным, чем функционально-технологический (макиавеллевский) подход.
Лит.: Аренд X. Истоки тоталитаризма. М., 1996; Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993; БурдьеП. Социология политики. М., 1993; Кочанов Ю. Л, Структурирование политической действительности. М., 1995; ПанаринА. С. Философия политики. М., 1994; Он же. Политология: о мире политики на Западе и на Востоке. М., 1998; РикерП. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995; Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995; ХабермасЮ. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995; Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. М., 1992; Шлезингер А. (мл.). Циклы американской истории. М., 1992; DwergerM. Introduction a la politique. P., 1964;Ло/от S. -Ch. Le liberalisme moderne. P., 1984; LeccullonJ. La societe de conflicts. Les tensions entre leconomique, le social et le politique. P., 1979.
A. С. Панарин

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
4.75 мб

Философия политики

Савкин Николай Степанович
В статье раскрываются сущность философии политики, ее основные функции и роль в выработке правильной политической стратегии.
Читать PDF
783.27 кб

Философия и политика

Федорова Мария Михайловна
Статья посвящена исследованию сложных взаимоотношений между философией как особым типом знания и политикой как особым типом деятельности.
Читать PDF
123.39 кб

Философия и политика

Арендт Ханна
Читать PDF
68.32 кб

Политика как объект философского анализа

Мощелков Евгений Николаевич
Политика с античных времен является для философов важнейшим объектом исследований и интерпретаций.
Читать PDF
211.49 кб

Американская философия и внешняя политика

Ра Й Д Е Р Джон
В статье рассматривается вопрос о влиянии американского прагматизма и натурализма на внешнюю политику.
Читать PDF
28.86 кб

Философские основания культурной политики России

Касатенко Александр Николаевич
В статье дано определение культурной политики как деятельности государства по сбережению культурного наследия, что находит отражение в практике регулирования спорных вопросов о принадлежности перемещенных культурных ценностей.
Читать PDF
235.14 кб

Насилие и ненасилие: политико-философский анализ

Пыхтеева Е. В.
В статье с позиций институционального и этического подходов дается комплексный анализ насилия и ненасилия как средств достижения политических целей.
Читать PDF
294.27 кб

Политика памяти как предмет философской рефлексии

Линченко А.А., Аникин Д.А.
В статье предпринимается попытка философского анализа политики памяти.
Читать PDF
281.66 кб

Социальная философия Ханны Арендт: политика и этика

Ломако Ольга Михайловна
Статья посвящена анализу политических, этических и экзистенциальных оснований бытия человека в социальной философииХанны Арендт.
Читать PDF
12.89 мб

Традиция в контексте политико-философских дискурсов

Федорова Мария Михайловна
В статье предпринята попытка рассмотреть одно из наиболее популярных понятий отечественного идеологического дискурса последних лет понятие традиции как одно из ключевых политико-философских понятий.
Читать PDF
506.49 кб

Цикличность либерализма: политико-философский анализ

Мюрберг Ирина Игоревна
В статье освещаются малоизвестные для большинства смыслы либерализма как макропонятия политики модерна. В ряду неизвестного факт отождествления либерализма с «семейством» разнонаправленных движений, зародившихся в Англии и к XX в.
Читать PDF
348.76 кб

Истоки политико-философской концепции Г. П. Федотова

Исмаилов Алексей Станиславович
Читать PDF
323.91 кб

Истоки политико-философской концепции Г. П. Федотова

Исмаилов Алексей Станиславович
Читать PDF
460.73 кб

Военная безопасность как проблема философии политики

Ковалев А.А., Мусин Э.А.
Проанализированы онтологические, праксеологические, этические и историко-логические аспекты понятия «военная безопасность». Доказывается, что военная безопасность России не сводится к числу составляющих структурных элементов.
Читать PDF
374.48 кб

К политико-правовой философии пространства Карла Шмитта

Филиппов Александр
Статья представляет собой послесловие к изданию на русском языке книги Карла Шмитта «Номос земли в праве народов jus publicum Europaeum».

Похожие термины:

  • Философия политики: Локк

    Важнейшая составная часть социально-политической философии Локка, которая всегда давала и до сих пор еще дает ориентиры для конкретной политической практики, — это анализ различных форм государ