ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Найдено 1 определение
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Темный период в истории философской мысли, длившийся от эпохи Возрождения (XVI век) примерно до середины XIX века. Убеждение в том, что философия Нового времени — это блестящий этап в развитии истории европейской мысли, есть предрассудок, хотя нельзя считать, что все философы Нового времени заблуждались. Точнее, при оценке этой философии следует различать два момента: анализ и синтез. Если речь идет об анализе, то некоторые философы Нового времени — например, Юм и Лейбниц — высказывали ценные идеи и способствовали лучшему осмыслению ряда проблем. Что касается грандиозных синтезов, созданных большинством философов Нового времени, то они в лучшем случае обладают определенной литературной ценностью, но не имеют ничего общего ни с наукой, ни с научной философией. Вопреки распространенному мнению, Новое время следует считать периодом упадка философии.
Чтобы убедиться в этом, достаточно задать себе вопрос: в чем суть философии? Очевидно, в исследовании логических, онтологических, языковых и т. п. проблем. Однако в философии Нового времени серьезных логических исследований почти нет (исключением является творчество гениального Лейбница). Более того, успехи в логике, накопленные в предшествующие периоды, в это время предаются почти полному забвению: даже выдающимся философам, например Канту и Гегелю, были известны небольшие, да вдобавок еще неправильно понятые, фрагменты античной и средневековой логики. Положение логики в тот период было столь безнадежным, что большая часть гениальных трудов Лейбница смогла увидеть свет лишь в... 1903 году. Кроме того, в философии Нового времени совсем или почти совсем нет онтологии, описания наиболее общих черт предмета в целом, а ведь это — основная философская дисциплина. Практически отсутствует какая-либо философия языка. Философы Нового времени имеют странное обыкновение рассуждать о понятиях так, будто это не значения слов, а нечто такое, что витает в воздухе. Любая серьезная философия, как европейская (античность, схоластика, XX век), так и индийская (брахманизм и буддизм), включает в себя философию языка; философия Нового времени не имеет о ней ни малейшего представления. Кроме того, философия Нового времени не дала ни одной достойной этого названия философии любви. Спиноза, считающийся великим философом, определяет любовь как «удовольствие, соединенное с идеей внешней причины». На что Макс Шелер, выдающийся философ любви XX века, заметил: «Коли так, я должен любить колбасу, поскольку я съедаю ее с удовольствием и с идеей, что по отношению ко мне (до съедения) она есть нечто внешнее». Несерьезные рассуждения философов Нового времени не идут ни в какое сравнение с философиями любви у древних греков (Платон, Аристотель, Плотин) и схоластов (св. Фома, Дунс Скот), а также с анализом того же предмета, предпринятым философами XX века (Фрейд, Шелер, Ясперс, Сартр).
Зато в философии Нового времени мы обнаруживаем две другие вещи: всеобъемлющие системы и теорию познания. Философы Нового времени создали массу грандиозных систем, синтезов, которые либо обосновывают религию и предназначаются для людей со слабой верой,— мы находим это, например, у Канта,— либо заменяют ее другой религией, как это делает Спиноза. С другой стороны, они рассуждают о том, существует или не существует мир вне моего сознания и т. п., т.е. занимаются так называемой общей теорией познания. Сама эта теория есть нагромождение псевдопроблем, потому что касается всех вопросов, а обо всех вопросах, как правило, ничего и сказать нельзя. Во всяком случае, в современной философии подобных рассуждений нет.
Таким образом, тот, кто считает философию Нового времени не только научной, но вдобавок еще и единственно истинной и значимой, является жертвой предрассудка.
В связи с этим возникают два вопроса: что вызвало упадок философии в Новое время и что привело к ошибочному убеждению в том, что философия Нового времени превосходна, прогрессивна и научна? Одна из причин, общая для этих двух явлений,— пропаганда, которой занимались писатели периода Возрождения. Они с таким блеском издевались над Средневековьем, над логикой, а нередко и над самим разумом, что убедили людей в полнейшем ничтожестве средневековой мысли. Этому способствовало и то обстоятельство, что, в отличие от Средневековья, периода господства католицизма, в Новое время заметно превалирует протестантская и рационалистическая мысль. Ее представители, естественно, стремились заклеймить и вытравить из памяти все, что предшествовало Лютеру, в том числе всю научную философию. В это время, начиная с Возрождения, мы наблюдаем интересное явление, на которое обратил внимание Уайтхед: «Гений,— пишет он,— перекочевал в физику». В философии остались люди второго сорта. Отсюда и упадок.
См.: Возрождение, логика, метафизика, схоластика, теория познания.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
114.54 кб

Имитация в философии образования нового времени

Пронькин В.Н.
В статье рассматривается отношение эпохи Просвещения к имитационным практикам, отличное от «классической модели», в которой предлагалось следовать образцу подражания.
Читать PDF
293.42 кб

Об интегративных школах философии нового времени

Булычев Игорь Ильич
An integrated approach is an approach that differentiates between the gnoseological part and the axiological one as the two central parts of philosophy and determines correlation between them.
Читать PDF
931.67 кб

Понятие практики в философии нового и новейшего времени

В.Н. Самченко
Читать PDF
2.77 мб

Философско-научная мысль Нового времени и античное наследие

Смагин Ю. Е.
Читать PDF
685.60 кб

Концепция человека и высшего блага в философии нового времени

Эшонкулова Нуржахон Абдужаббаровна
В статье раскрыта взаимосвязь представлений о природе человека и представлений о счастье в работах философов Нового времени.
Читать PDF
178.27 кб

Ценность денег в философии Ренессанса и раннего Нового времени

Слатов Д. Г.
Статья посвящена эволюции понятия «ценность денег» в период Ренессанса и раннего Нового времени, изменению представлений о ценности денег, соотношении ценности денег и других ценностей в социумах указанных эпох.
Читать PDF
493.42 кб

Философско-психологические особенности эстетики Нового времени

Иванов Сергей Геннадьевич
В статье предпринимается попытка увязать причины упадка европейской культуры с некоторыми философскими и научными концепциями Нового и Новейшего времени. В конце XVIII в.
Читать PDF
51.68 кб

Зарождение современной рациональности в философии нового времени

Богданов В. В.
Читать PDF
824.52 кб

Концепт "безопасность" в философии эпохи возрождения и нового времени

Борисов С.Н., Дмитраков А.М.
В статье отмечается, что понятие безопасности в своей смысловой определенности движется от кровно-родственной локализации в античности и лично-общинной в средневековье к индивидуальной в эпоху возрождения и нового времени.
Читать PDF
378.69 кб

Обоснование проблемы самоопределения личности в философии нового времени

Милицина Ирина Владимировна
Статья продолжает исследование проблематики поиска идентифицирующего начала личности на примере философии Нового времени.
Читать PDF
275.80 кб

Гносеологические аспекты социальной философии Нового времени и К. Маркса

Соколов Андрей Сергеевич
Читать PDF
182.27 кб

Взаимосвязь истины и заблуждения в философии Возрождения и Нового времени

Поносов Ф. Н.
Статья анализирует процесс достижения истины в философии Возрождения и Нового времени. Выявлены некоторые его элементы, показана процессуальность познавательного процесса.
Читать PDF
228.64 кб

Идея как единство рационального и чувственного в философии нового времени

Оботурова Н.С.
Сущность идеи, ее место и роль в структуре познания и деятельности актуальный вопрос, который в разных формулировках и контекстах ставился на всех этапах исторического развития философии.
Читать PDF
143.50 кб

Смыслообразующая природа культуры в философии Возрождения и Нового времени

Пичко Наталья Сергеевна
Статья посвящена исследованию свойств общественного бытия во всех разнообразных способах его обнаружения, попадающих под определение культуры, выявление феномена культуры в серии таких определений, которые постепенно, по мере прод
Читать PDF
127.31 кб

Антиномичность бытия и мышления в философии Средних веков и Нового времени

Преображенская Кира Владиславовна
В статье анализируются основания антиномизма в понимании Абсолютного в философии Средних веков в отличие от антиномизма эпохи Возрождения и Нового Времени.

Похожие термины:

  • ДУША В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

    Николай Кузанский опровергает существование души мира: «Нет середины между абсолютным и ограниченным, как это воображают те, кто думает, будто имелась некая душа мира после Бога и до ограничения м
  • ВРЕМЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

    Уже в позднем средневековье, в номинализме 14 в., подчеркивается относительность времени, которое трактуется как продукт человеческой субъективности. Эта точка зрения получила дальнейшее развити
  • ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

    период в развитии философской мысли (17— 19 вв ), давший созвездие выдающихся мыслителей различных стран и народов При всей уникальности творческого вклада каждого из них можно вьщелить главные иде
  • Проблема свободы в философии Нового времени

    В связи с успехами естественнонаучного изучения природы и человека проблема свободы получила новый импульс в контексте проблемы разума, способного понять механизм закономерной, универсальной в
  • ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

    Становление и развитие индийской философии Нового времени обычно связывают с именем Р. М. Роя, родоначальника направления, доминировавшего в философской жизни Индии 19 в., позднее названного неове
  • Основные принципы классической философии Нового времени

    В XIX столетии высокое признание и широкое распространение получили философские учения, которые были продолжением, а в известной мере и завершением духовного поворота, начавшегося в эпоху Возрожд
  • В преддверии философии Нового времени. Неосхоластика. Фр. Суарес

    В ряде историко-философских учебников и произведений запечатлелась тенденция резко противопоставлять философию нового времени всей предшествующей философии, в особенности схоластике. Между те