ФИЛОСОФИЯ ДЖАЙНИЗМА

Найдено 1 определение
ФИЛОСОФИЯ ДЖАЙНИЗМА

        философско-религиозное учение, к-рое понимает и определяет себя как путь.
        "Путь к освобождению — правильные воззрения (даршана), познание (джняна), поведение (чаритра)", — говорит первый афоризм "Таттвартхадхигама-сутры" Умасвати.
        Путь должен привести человека к освобождению от страданий, а этапы его — правильные воззрения, познание и поведение — именуются "тремя драгоценностями (ратнатрая)" джайнизма. "Правильное воззрение" — это рассмотрение мира через призму семи (реже девяти) категорий (таттв). Две первые категории — живое (джива) и неживое (аджива) составляют дуалистич. основу джайнской онтологии, согласно к-рой все разнообразие вещей существует вне и независимо от к.-л. сознания и может быть включено в состав одной из пяти (шести) субстанций (дравья). Джива рассматривается как одна субстанция, хотя отдельных душ-джив много; остальные субстанции составляют адживу. Джива — духовное, живое, непротяженное вечное существо. Множество джив наполняет весь мир, эволюционируя от состояния полной неразвитости (нигода-джива) до совершенства (сиддха-джива). Определяющим признаком дживы является способность отражающего реагирования (упайога), выступающая на определенном этапе развития дживы как сознание. Развивающийся джива находится в опред. отношениях с веществом и пространством и имеет сложную структуру.
        Первая из материальных субстанций — вещество (пудгала, состоящее из атомов (ану; параману) и атомарных соединений (скандха). Атом вечен, не имеет ни начала, ни конца, ни середины, ему присущи прямолинейное движение, а также цвет, вкус, запах, осязаемость. Вещественной природой обладают не только тела, но и звук, возникающий в результате столкновения атомов и их соединения. Многообр. видоизменения вещества производятся рекомбинациями атомов, к-рые осуществляются благодаря питаемой временем непрерывной энергетической пульсации атомов.
        Вторая неживая субстанция — пространство (акаша). Оно непрерывно и бесконечно, но условно разделяется на воображаемые единицы — прадеши. Прадеша — объем пространства, вмещающий только один атом вещества, однако в особых условиях "необычайного сжатия" одна прадеша способна вместить атомы всего мира. Пространство беспредельно, но субстанции, обусловливающие возможность движения (дхарма) и неподвижности (адхарма), заполняют только ограниченную его часть, являющуюся видимым нами миром (лока). Все остальное пространство невидимо и называется немиром (а-лока). Форма пространства мира уподобляется трем усеченным пирамидам (или конусам), средняя из к-рых перевернута вниз, а вся конструкция напоминает фигуру женщины.
        Пятая неживая субстанция, относимая к числу субстанций только дигамбарами, — время (кала). Время определяется как основа существования, т. е. возникновения, пребывания и прехождения всех проявлений всех субстанций. Время подразделяется на истинное (нишчая) и условное (вьявахара). Истинное время — сила, меняющая мир; условное время вводится только для исчисления истинного. Начало и конец могут быть приписаны только условному времени, истинное время вечно. Время неравномерно движется в пространстве: в центральной части мира оно медленно пульсирует, вследствие чего плавно чередуются периоды прогресса (утсарпини) и регресса (авасарпини). Представлений о периодич. разрушении и возникновении мира у джайнов нет.
        Остальные категории "правильного воззрения" фиксируют этапы взаимоотношений живого и неживого.
        Первый из таких этапов — асрава — "притекание" к дживе особого рода адживы — "кармического вещества", или просто "карм". Общее для всех инд. религий представление о карме как причинно-следственной обусловленности существования в джайнизме толкуется так: джива имеет специальное кармическое тело , состоящее из атомов "кармического вещества", и каждый поступок добавляет к этому телу новые кармы, влияние к-рых проявляется в судьбе дживы. Гл. причиной действий дживы считается внутренне присущая ему активность. Если она не окрашена гневом (кродха), гордыней (мана), хитростью (майя) или жадностью (лобха), то притекшие кармы отпадают от кармического тела сразу по завершении действия, в противном случае они вступают в связь (бандха) с кармическим телом. "Связь" — четвертая категория "правильного воззрения". Ее гл. характеристика — "природа" (пракрити), составляющая основу классификации разл. Видов "кармического вещества". Пятая категория — самвара — защита от притекания карм, осуществляющаяся благодаря ограничению активности, т. е. принятию религиозных обетов, а шестая — нирджара, разрушение накопленного "кармического вещества" внешним и внутренним подвижничеством (тапас). Седьмая категория — освобождение (мокша, нирвана) понимается как полная свобода дживы от "кармического вещества". Освободившийся джива — сиддха попадает в Сиддхакшетру — обитель освободившихся душ. Вторая драгоценность джайнизма — "правильное познание" предполагает необходимые средства познания (прамана) и методы (ная). Средств познания выделяется пять: мати (чувственно-логическое), шрута (основанное на авторитете учителя), ясновидение, телепатия и, наконец, кевала — абсолютное знание. Третья драгоценность джайнизма — "правильное поведение" определяется как самоконтроль, совершенство в к-ром достигается в ходе постоянной религ. практики лишь на 10-й из 14 ступеней совершенствования (гунастхана) дживы.
А. Терентьев

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь