ФилиграньФИЛИПОВИЧ Афанасий

ФИЛИОКВЕ

Найдено 4 определения термина ФИЛИОКВЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФИЛИОКВЕ

лат. fflioque - и от сына) - сформулированное впервые на Толедском церк. соборе в 589 добавление к христ. символу веры. Согласно утвержденному I и II вселен, соборами (325 и 381) символу веры св. дух исходит от бога-отца. Добавление же заключалось в утверждении, что св. дух исходит и от бога-отца и от бога-сына. Греко-визант. (правосл.) церковь не приняла добавление, что явилось одним из формальных предлогов к разделению в 1054 христ. церкви на зап. и вост. ветви (см. Разделение церквей).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

Филиокве

(Filioque). В переводе с лат. это слово означает "и от Сына" и относится к тому члену западной версии Никейского символа веры, где говорится, что Св. Дух исходит от Отца и Сына.

Изначально этого положения не было в исповедании, принятом на Никейском (325) и Константинопольском (381) соборах. Впервые его включили в Символ веры на поместном соборе в Толедо (589). Несмотря на противодействие, он постепенно утвердился на Западе и был официально принят в 1017 г. Фотий, патриарх Константинопольский,осудил его в IX в., и этот пункт стал одним из важнейших доктринальных различий, вызвавшим разрыв между Восточной и Западной церквями в 1054 г. В 1439 г. во Флоренции была сделана попытка прийти к компромиссу, но она ни к чему не привела. Многие отцы Церкви  Иларий, Иероним, Амвросий Медиоланский, Августин, Епифаний и Кирилл Александрийский  поддерживали филиокве. Феодор Мопсуестийский и Феодорит выступали против него. Каппадокийские отцы заняли позицию золотой середины, приняв формулировку " от Отца через Сына".

С восточной стороны можно высказать два соображения. Вопервых, важный стих в Ин (15:26) говорит только об исхождении Духа от Отца. Вовторых, это добавление не получило экуменической поддержки. В пользу филиокве говорят тоже два соображения. Вопервых, это положение поддерживает и охраняет важный догмат Никейского собора о том, что Сын единосущен Отцу. Вовторых, вИн 15:26 говорится о том, что Сын, как и Отец, пошлет Духа, и по аналогии с этим единством можно утверждать, что Дух исходит от Отца и Сына в их внутритринитарном единстве. Умалчивая об этом, мы разлучаем Духа с Сыном, что противоречит отрывкам, где Он назван Духом Христовым (ср. Рим8:9; Гал4:6).

G.W. BROMILEY(nep. А.К.) Библиография: К. Barth, Church Dogmatics 1/1 §12,2; J.N.D.Kelly, Early Christian Doctrines: H. Thielicke, The Evangelical Faith, II, 181 ff.; H. B. Swete, History of the Doctrine of the Procession of the Holy Spirit.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ФИЛИОКВЕ

лат. filioque - и от сына) - христианская формула, интерпретирующая Дух Святой в контексте Троицы как исходящий не только от Бога-Отца, но и от Сына. В первоначальном христианстве не употребляется. Согласно Символу веры, утвержденному первым (Никейским) и вторым (Константинопольским) Вселенскими соборами (соответственно 325 и 381), Святой Дух исходит только от Бога-Отца. Идея Ф. возникала в 5 в., использовалась некоторыми поместными западными церквами. Официально Ф. формулируется на Толедском церковном соборе в 589 как добавление к христианскому Символу веры. Полностью адаптирована западным христианством, в эпоху Каролингов становится доминирующей, в 1014 в Риме официально вносится папой Бенедиктом VIII в Никео-Цареградский Символ веры. Что же касается греко-византийской церкви, то это добавление принято не было, - дискуссия о Ф. была принципиальной и длилась вплоть до 1054 - года разделения христианской церкви на восточное и западное христианство - православие и католицизм. Наряду с другими различиями между христианскими центрами в Риме и Константинополе (как в догматике, так и в обрядности культа), именно спор об интерпретации Ф. выступил официально фиксированным поводом для этого разделения. В настоящее время формула Ф. принята в католицизме как догмат; современные православные богословы предлагают объявить Ф. теологуменом, т.е. тезисом, не уступающим догмату по значимости, но не являющимся строго обязательным для православных. В рамках экуменистического движения христианских церквей в 1965 на втором Ватиканском соборе папа Павел IV и константинопольский патриарх Афинагор I официально "предали забвению" анафемы, которыми взаимно обменялись в 1054 папа Лев IX и патриарх Керуларий. В протестантизме пробчема Ф. не обострена, однако самому феномену Святого Духа протестантизм придает исключительное значение (концепции Даров Святого Духа и Плодов Святого Духа в протестантской этике). (См. также Троица, Иисус Христос, Символ Веры).

М.А. Можейко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

ФИЛИОКВЕ

лат. filioque - и от Сына) - догматическое дополнение, внесенное католической церковью, вначале поместными церквями -  исп. в VI в., франкской - в IX в., а затем и Римом - около 1014-1015 г., в христианский "Символ веры" (принятый на Никейском и Константинопольском вселенских соборах в IV в.) и обозначающее, что Святой Дух исходит в вечности от Отца и от Сына, одно из главных догматических оснований разделения вост. и зап. церквей. Для религиозного философа, пытающегося рационально объяснить диалектику божественных начал, отношение к Ф. имеет принципиальное значение и сказывается на его конфессиональной ориентации. Осн. аргументами критики Ф. со стороны православных мыслителей является внесение иерархизма в Троицу, отрицающего принцип равенства ипостасей, и чисто логическое дедуцирование последних, что, по их мнению, выявляет чрезмерность претензий разума, утерявшего свою цельность. Так, Хомяков, полемизировавший с зап. вероисповеданиями, полагал, что "отрекшийся от духа любви и лишивший себя даров благодати не может уже иметь внутреннего знания, т. е. веры, но ограничивает себя знанием внешним; посему и знать он может только внешние, а не внутренние тайны Божий". Христианские общины, исповедующие Ф., считал он, оторвались от церкви и "должны были... исповедовать одно только внешнее послание Духа во всю тварь - послание, совершаемое не только от Отца, но и через Сына" (Церковь одна // Соч. Т. 2. С. 12). Хомяков видит в Ф. отдаленную причину протестантизма, ибо в результате этого прибавления в римской церкви "наступило царство рационалистической логики". Для Карсавина принципиальным является то, что Отец есть не только ипостась, но и ипостазирующая сущность, в к-рой едины три ипостаси, "Если мыслить исхождение Св. Духа от Отца и Сына, то надо мыслить какое-то особое, не сущностное единство Отца и Сына... Если так, то ипостась Духа беднее и меньше, чем две другие, обладающие еще чем-то общим, невозместимым в особом, единичном отношении Духа к Отцу и к Сыну, ибо такого отношения у исходящего от обоих не может и быть". Попытка уравнять первые две ипостаси приводит, по его мнению, к умалению ипостасности Святого Духа, а значит, и к принижению его дела. Лосев выводил из Ф. всю специфику западноевропейской культуры, в основе к-рой - фактическое тождество материи и идеи, языческая скульптурная телесность. В Ф. он видел объединение агностицизма с позитивизмом: "Первая ипостась превращается в отвлеченный признак, вторая - в единственно мыслимый эйдос, а третья - в фактическое "качество" и "действие", в реальную силу и конкретную действительность Бога" (Очерки античного символизма и мифологии .М., 1993. С. 881). В отношении к Святому Духу коренится, считал Лосев, осн. различие вост. и зап. культур, ибо "догматы суть отражения реальной, социально-исторической жизни людей в определенное время и в этом смысле очень существенны". (Владимир Соловьев и его время. М., 1990. С. 423.) Иным было отношение к Ф. у В. С. Соловьева с его проповедью идеи соединения церквей на основе верховенства римского первосвященника. В написанной по-французски для зап. читателя кн. "Россия и Вселенская церковь" (1889) он пытается логически обосновать Ф. По его мнению, посредством трех форм божественного бытия Бог относится к своей собственной субстанции. Третья форма - абсолютное обладание Бога, единство его существа и его проявления - соответствует третьей ипостаси (Святому Духу) и исходит от двух первых, в ней Бог через завершение своего проявления возвращается в себя.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Русская философия: словарь

Найдено схем по теме ФИЛИОКВЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ФИЛИОКВЕ — 0

Найдено книг по теме ФИЛИОКВЕ — 0

Найдено презентаций по теме ФИЛИОКВЕ — 0

Найдено рефератов по теме ФИЛИОКВЕ — 0