ФИЛАНТРОПИЯФИЛЕБ

ФИЛАРЕТ

Найдено 3 определения термина ФИЛАРЕТ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФИЛАРЕТ

Дроздов Василий Михайлович, 1782-1867) - с 1826 моек. митрополит, воинств, защитник царизма и крепост. права. Враг свободы и демократии, Ф. прославился молебном «за спасение от крамолы», к-рым отметил казнь декабристов. Ревностно следил, чтобы демократич. идеи и естеств.-научные знания не проникали в народ. Не раз выступал против материализма, атеизма, передовой лит-ры. Ф. был автором «Пространного катехизиса», изучавшегося на уроках закона божьего в дореволюц. России. Высоко чтится совр. рус. правосл. церковью как «толкователь св. писания», «мудрый учитель нравственности», «талантливый администратор».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ФИЛАРЕТ

в миру Василий Михайлович Дроздов) [26 декабря 1782 (6 января 1783), Коломна— 19 ноября (1 декабря) 1867, Москва] — митрополит Московский, первый доктор богословия в России (1814), один из крупнейших представителей русской христианской философии. К. Н. Леонтьев называл его «великаном» православия, определившим целое «филаретовское» направление отечественной мысли. Учился в Коломенской, затем Троицкой лаврской семинарии. С 1809 профессор философских наук в Петербургской Духовной академии. С 1812 по 1819 ее ректор. В эти годы Филарет издает за свой счет сочинения Канта, принимает активное участие в переводе Священного Писания на русский язык, сделав издание русской Библии делом всей жизни; пишет свое основное герменевтическое сочинение «Записки на книгу Бытия» (ч. 1—3. М., 1867), где использует особый, «духовно-анагогический» метод толкования, восходящий к исихастскому метафизическому опыту. С 1821 и до смерга возглавляет московскую кафедру (с 1826 митрополит). В этот период Филарет обеспечивает систематическое издание русских переводов святых отцов и пишет «Пространный христианский катехизис» (1823), а также большую часть своих проповедей и слов. Круг философско-богословских идей Филарета определен святоотеческой традицией и особенно Халкидонским догматом о Богочеловеческой природе Христа, которому можно подражать лишь экзистенциально-заостренным, «таинственно-крестным» образом (Десять слов о кресте и глаголы жизни вечной. М., 1995, с. 36). Филарет делает акцент на аскетической стороне такого подражания, часто используя понятия-метафоры «внутреннего» и «внешнего» креста, «страха смерти» и «страха жизни» и др. Канонизирован Русской Православной Церковью.

Соч.: Слова и речи, т. 1-5. М., 1873—85; О государстве. Тверь, 1992; Пространный христианский катехизис. Варшава, 1930; Творения. М., 1994. Лит.: Флоровскии Г. Пути русского богословия (глава V и прилагаемая к ней подробная библиография о Филарете). Вильнюс, 1991.

П. В. Калитин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ФИЛАРЕТ (в миру Василий Михайлович Дроздов)

26.12.1782(6.01.1783), Коломна - 19.11(1.12).1867, Москва) - митрополит Московский (1826), первый доктор богословия в России (1814). Учился в Коломенской и Троицкой семинариях, стал любимым воспитанником митрополита Московского Платона (Левшина). С 1808 г. - монах, с 1809 г. - проф. философских наук в Петербургской духовной академии, с 1812 г. - ее ректор. Период пребывания в столице (1809-1821) оказался самым плодотворным в творческой жизни будущего иерарха. Его "Пространный христианский катехизис" свидетельствует о "сердечном", т. е. анагогическом (см. Анагогия), понимании христианства с ориентацией на сильную и самостоятельную мысль, устремленную "в тайны Креста Христова, в тайны действия Св. Духа в душах облагодатствованных". В XIX в. Ф. оказался первым среди тех, для кого православная философия, основанная на церковном духовном опыте, стала задачей жизни (Флоровский). Розанов высоко ценил Ф. как "последнего... великого иерарха Церкви Русской". В своих социальных взглядах Ф. опирался на византийскую теорию симфонии, подчеркивающую духовный приоритет церковной власти над светской и предполагающую нравственное ограничение царя, что повлекло за собой неудовольствие со стороны Николая I. Тем не менее, его трактовку "священного царства" поддержали позднее крупнейшие монархисты России: Победоносцев, Тихомиров, архиепископ Серафим (Соболев) и др. Данилевский развил взгляды Ф. на противостояние России и Европы. Значительна роль Ф. и в развитии духовного просвещения в России. В Московской духовной академии (с 1821) выросла целая плеяда православных мыслителей: Голубинский, Кудрявцев-Платонов, Бухарев, - во многом предвосхитивших процесс религиозно-философского возрождения России в кон. XIX - нач. XX в. Ф.Принадлежит заслуга и в публикации первого рус. перевода Нового Завета и Псалтыри (1858), за к-рый он ратовал, еще будучи действительным членом Библейского об-ва в 10-е гг. XIX в. В конце жизни Ф. основал Об-во любителей духовного просвещения и расширил миссионерскую деятельность среди светской интеллигенции. В результате усиливающегося противостояния правительственных и интеллигентских кругов в просветительской деятельности Ф. начинают преобладать идеи, предполагающие не столько духовное, сколько идеологическое воспитание будущего клира, что во многом обусловило снижение в глазах мирян нравственного авторитета священнослужителей и подорвало традицию веротерпимости и духовного просвещения, идущую от митрополита Платона.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Русская философия: словарь

Найдено схем по теме ФИЛАРЕТ — 0

Найдено научныех статей по теме ФИЛАРЕТ — 0

Найдено книг по теме ФИЛАРЕТ — 0

Найдено презентаций по теме ФИЛАРЕТ — 0

Найдено рефератов по теме ФИЛАРЕТ — 0