ФИКЦИОНАЛИЗМ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Фикционализм
(нем. fiktionalismus – вымысел) – концепция, согласно которой все философские и научные понятия, составляющие абстрактное знание и оказывающие влияние на человеческие представления о мире, не отражают действительность, а являются только вспомогательными вымыслами для облегчения человеку ориентации в мире.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ФИКЦИОНАЛИЗМ
от лат. fictio — выдумка, вымысел) — философская ориентация, считающая человеческое познание системой фикций, практически оправданных, но не имеющих объективного теоретического значения. Законченное выражение получил у Файхингера; к фикционализму близки взгляды Ницше на истину как полезную ложь и теория познания прагматизма. Фикционализм абсолютизирует используемые в познании понятия и приемы мышления, не имеющие непосредственных аналогов в действительности (построение идеальных объектов, рабочие гипотезы, моделирование).

Источник: Новая философская энциклопедия

ФИКЦИОНАЛИЗМ
от лат. fictio - выдумка, вымысел), субъективно-идеалистич. филос. концепция, считающая человеч. познание системой фикций, практически оправданных, но не имеющих объективного теоретич. значения. Законченное выражение получил у Файхингера; к Ф. близки взгляды Ницше на истину как полезную ложь и теория познания прагматизма. Ф. абсолютизирует используемые в познании понятия и приемы мышления, не имеющие непосредств. аналогов в действительности (построение идеальных объектов, рабочие гипотезы, нек-рые формы моделирования и т. д.), и на этом основании отвергает теорию отражения. Ф.- логич. завершение позитивизма 19 в.

Источник: Советский философский словарь

ФИКЦИОНАЛИЗМ
от лат. fictio - выдумка, вымысел) - философская концепция, согласно которой всякая человеческая деятельность основана на фикциях - представлениях, которым в действительности ничто не соответствует и оправданных лишь с точки зрения их практической применимости. Наиболее последовательная концепция Ф. была развита Файхингером, считавшим, что мышление всегда движется окольными путями и поэтому вынуждено прибегать к фикциям. При этом сознательный отход от действительности часто способствует более эффективному достижению практических целей. Близкие к Ф. взгляды развивали представители прагматизма, предлагавшие считать критерием истинности практическую пользу. Принципы Ф. были развиты и в конвенционализме.

Источник: Современная западная философия: словарь

ФИКЦИОНАЛИЗМ
иллюзионизм) – филос. позиция, согласно к-рой наше представление о мире есть совокупность иллюзий, фикций. Свое происхождение Ф. ведет от Ницше, наиболее характерное выражение он получил у Файхингера. Этот вариант Ф. продолжает агностич. и позитивистские традиции, однако от крайнего феноменализма (для к-рого человеч, представления оказываются последней реальностью) его отличает обращение к понятию "фикция" ("как бы" знания, Als Ob), предполагающему принципиальную возможность истины (к-рую эта фикция замещает) и, след., существование "нефиктивной" действительности ("на самом деле"). В основе этой концепции лежит характерное для бихевиоризма и развиваемое прагматизмом понимание мышления как органич., целесообразной функции, служащей лишь приспособлению организма к среде – практич. ориентированию в мире. Но в отличие от прагматизма в целом, для к-рого вопрос об "истине" разрешается в связи с полезностью, Ф. сохраняет понимание теоретич. ценности идеи, подчеркивает разницу между эффективностью и истинностью: то, что прагматизм называет истиной, в Ф. оказывается, пусть необходимым, но все же заблуждением, только иллюзией знания. Ф., с одной стороны, сближается с неокантианскими идеями, напр., Кассирера с его трактовкой "знания" как удовлетворения духовной потребности, как способа устроения человеч. мира, с другой стороны – с развивающимся в русле неопозитивизма конвенционализмом. Концепция Файхингера неизбежно приводит к самоликвидации философии как одной из фикций. Однако фикционалистская позиция имеет свое выражение и за пределами гносеологич. сферы, где уже не формы познават. деятельности, но пласты самой реальности оказываются в сомнит. положении с т. зр. своего существования. Так, в субъективном идеализме внешний мир, – назван ли он майей или комплексом ощущений, – существует только "как бы", а "на самом деле" является иллюзией. Так, позитивистски- натуралистич. позиция оказывается фикционалистской по отношению к этической, эстетической и вообще аксиологической сфере. В утилитаризме, напр., нравственность, представленная пользой, так же лишена самост. реальности, как в прагматизме представленная пользой истина. В фрейдизме факт культуры, духовный факт реален лишь в качестве суррогата сексуального влечения, а в вульгарной социологии – в качестве завуалированного интереса. Эстетич. Ф. в форме совр. структурализма-редукционизма в литературо-ведении, к-рый, рассматривая поэзию как "особым образом организованный язык", а целостный образ (являющийся носителем худож. бытия) как систему сочленяющихся частей, как сумму "текстовых" проявлений, упраздняет эстетическое. Ибо свести художественный образ к материи, в к-рой он выражается, значит отрицать за эстетич. бытием собств. характер его устроения. Т.о., та или иная реальность является в Ф. видимостью, – ее собств. качеством оказывается роль маски, вуали, прикрывающей др. бытие и стремящейся создать иллюзию самостоятельности, к-рую в глазах Ф. эта реальность не имеет. Но лишая целые слои бытия их собств. смысла, превращая их в пустые эпифеномены бытия, Ф., при последоват. развитии, должен вести к аморализму и нигилизму (ср. "классическое": "Совесть – это химера") и к безнравств. жизненно-практич. отношению. Однако на самом деле фикционалистское сознание не всегда так последовательно, как этого требуют принципы, и на каждом шагу изменяет своему "здравому смыслу". Обесценив ценности и обессмыслив смыслы, оно тем не менее время от времени вынуждено обращаться к им же дезавуированному бытию как к последней авторитетной инстанции: так, напр., вульгарный социологизм, "обнаружив" за всяким человеч. устремлением определ. утилитарный интерес, продолжает апеллировать к моральному сознанию, к совести, к духовным "завоеваниям". Фрейдизм, "вскрыв" культуру как замещение либидо, утверждает в то же время, что культура есть факт сублимации, т.е. восхождения от низшего к высшему (ориентация, в принципе невозможная при натуралистич. позиции). Ф. выражает ту духовную установку, при к-рой различные сферы бытия оказываются невоспринятыми; нерасслышанное в своей сущности ("чтойности") бытие предстоит перед фикционалистским взором как заподозренное в небытии и требующее разоблачения. Ф., пользуясь образом Г. Честертона, направляет свои усилия на "соскабливание позолоты" с "золотых слитков" (см. "G. В. Show", L., 1910, р. 70–71). Фикционалистская (редукционистская) позиция несостоятельна в качестве философской, ибо, если философия призвана осмыслить бытие, то Ф. не может сделать это иначе, чем игнорируя собств. качественность вещи, обращаясь к качественно иным основаниям и, т.о., искажая данность, наличное сущее. Ф. уничтожает бытие, вместо того чтобы его объяснить. Р. Гальцева. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
5.20 мб

Философский фикционализм и проблема искусственного интеллекта

Куликов С.Б.
Интерпретация искусственного интеллекта с позиций философского фикционализма позволила обсудить условия технологизации образования как процесса усиления уровня дискурсивной силы мышления учащихся.
Читать PDF
282.06 кб

Неправдоподобность фикционализма в философии математики

Целищев Виталий Валентинович
Фикционализм в философии математики может рассматриваться как прямая антитеза платонизму.
Читать PDF
484.83 кб

Проблема истины в фикциональном тексте

Соколов Роман Евстратьевич, Науменко Андрей Александрович
Статья посвящена выявлению природы истины фикционального произведения.
Читать PDF
177.04 кб

Символ и вымысел (о фикциональных возможностях символа)

Шилков Ю. М.
Разъясняется, что адекватное представление о природе символа (символической форме) оправдывает обращение к анализу его фикциональных возможностей. Выделяются четыре особенности символа, которые отличают его от знака.