ФИДЕИЗМ

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Фидеизм
от греч. фидес — вера) — утверждение верховенства веры над разумом, характерное для религиозного мировоззрения.

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

Фидеизм
лат. fides – вера) – религиозное мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом. Характерен для теистических религий.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ФИДЕИЗМ
франц. fid?isme, от лат. fides – вера) – утверждение приоритета веры над разумом, характерное для религ. мировоззрений, опирающихся на откровение.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ФИДЕИЗМ
от «вера») - учение, утверждающее примат веры над разумом и стремящееся подчинить науку религии, использовать философию и научные знания для защиты религиозных догм.

Источник: Тематический философский словарь

ФИДЕИЗМ
(от лат, fides — вера) — отказ от пользования разумом; мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом и основывающееся на простом убеждении в истинах откровения.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ФИДЕИЗМ
лат.-вера): направление религиозно-философской мысли, отстаивающее идею превосходства веры над разумом; один из доминирующих принципов богословия и характерная особенность религиозной философии.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Фидеизм
 (лат. fides — вера) — учение, ставящее на место знания веру или вообще отводящее известное значение вере. Ф. в той или иной мере присущ всем идеалистическим теориям и выражает подчинение науки религии.

Источник: Философский словарь. 1963

ФИДЕИЗМ
от лат. fides - вера) мировоззрение, утвердающее примат веры над разумом и основывающееся на простом убеждении в истинах откровения; в большинстве случаев это слово имеет отрицательный побочный смысл - отказ от пользования разумом.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ФИДЕИЗМ
мировоззрение, в котором вера определяет содержание сознания в большей мере, чем разум. Характерен для религиозного мировоззрения, построенного на приоритете откровения, принятой догматики. Фидеизм являлся сущностью средневековой патристики и схоластики (см. патристика, схоластика).

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ФИДЕИЗМ
(Fideismus; от лат. fides — «вера») — мировоззрение, основывающееся на простой вере в истины откровения; в большинстве случаев это слово имеет порицаемый побочный смысл отказа от пользования собственным разумом. Первоначальная форма фидеизма берет свое начало в парижском «реформированном теологическом факультете» и испытала влияние со стороны Канта и Шлейермахера.
W. Bartley. The Retreat of Commitment. London, 1964.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ФИДЕИЗМ
франц. fideisme, от лат. fides - вера), утверждение приоритета веры над разумом, характерное для религ. мировоззрений, опирающихся на откровение. Ограничивая сферу действия науки, Ф. отрицает мировоззренч. значение науч. познания, отводя решающую роль в понимании мира религ. вере. Ф. присущ мн. направлениям идеалистич. философии; по словам В. И. Ленина, идеализм - это только «...утонченная, рафинированная форма фидеизма...» (ПСС, т. 18, с. 380).

Источник: Советский философский словарь

Фидеизм
Учение, особенно религиозное, основанное исключительно на вере (fides) и исключающее рациональное познание. В области религии противостоит рационализму. Церковь традиционно видит в фидеизме две ереси: ни одной веры, ни одного разума не достаточно; истинная религия нуждается в том и в другом. Возможно. Однако какой должна быть истинная религия? На этот вопрос способна ответить только вера, вот почему фидеизм, несмотря ни на что, оказывается прав – как и атеизм.

Источник: Философский словарь.

ФИДЕИЗМ

(от лат. fide - верно)- термин, введенный А.Сабатье для обозначения учений, в которых крайне низко оцениваются способности человеческого разума постигать Высшее бытие, а основной и чрезмерный акцент делается на вере. Фидеизм иррационалистичен и оценка каких-либо идей или концепций как фидеистических чаще всего используется в антирелигиозных целях. Его трактуют иногда как следствие характерного для картезианства дуализма естественного разума и веры и оценивают как нечто чуждое христианству.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Фидеизм
(лат. fides – вера) – доктрина в философии и теологии, согласно которой познание истин действительного и сверхъестественного (божественного) миров возможно исключительно через истины, изложенные в Священном Писании и в теологии. В философии: в широком значении: утверждение, что теоретические и практические знания требуют обращения к определенным авторитетам (не обязательно религиозным), к здравому рассудку, практическому мышлению, воле. В узком значении: это положение о соотношении религиозной веры и истин разума, например, у Августина: «поверь, чтобы познать, чтобы понять; не существует ни одной истины, если в нее не веришь». 2. В теологии: положение, рассматривающее условия взаимного отношения веры и разума в религиозном познании и проблемы познавательной ценности веры.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ФИДЕИЗМ
учение, ставящее религиозную веру на место научного знания. Ф. вопреки выводам науки утверждает, что существует нечто «вне чувственного мира», и тем самым смыкается с идеализмом, к-рый Ленин характеризовал как утонченную, рафинированную форму Ф. Нейтральность философии в вопросе об отношении к религии означает уступку Ф. Современный Ф. стремится доказать совместимость науки и религии; он не отвергает науки, а отвергает только ее «чрезмерную претензию» на объективную истину. Для этого он использует малейшие идейные шатания среди ученых, спекулирует на еще не решенных наукой вопросах. Диалектический материализм показал несостоятельность Ф., разоблачил его реакционную сущность. Наука, познающая природу и общество на основе человеческой практики и дающая человеку объективную истину, не оставляет места для религиозной веры, а следовательно, и для Ф.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ФИДЕИЗМ
(от лат. fides - вера) - реакц. направление, стремящееся поставить веру на место разума, использовать знания, науку как средство обоснования религ. представлений, поповщина в науке, «...в высшей степени характерно, - писал В.И. Ленин, - ...какими утонченными средствами пытаются представители образованной буржуазии искусственно сохранить или отыскать местечко для фидеизма, который порождается в низах народных масс невежеством, забитостью и нелепой дикостью капиталистических противоречий» (Соч. Изд. 5. Т. 18, с. 327). В кн. ((Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин специально рассматривал, как в интересах Ф. используются малейшие шатания филос. мысли, и сделал вывод, что совр. идеализм - это только «утонченная, рафинированная форма фидеизма, который стоит во всеоружии, располагает громадными организациями и продолжает неуклонно воздействовать на массы» (там же, с. 380; см. также с. 10 и 271).

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Фидеизм
(Fideism). Теологический термин, предложенный в кон. XIXв. протестантскими модернистами в Париже (Ф. Менего, О. Сабатье), чтобы описать их собственное мировоззрение.С тех пор стал, однако, употребляться в уничижительном значении для критики разных направлений христианского иррационализма. Фидеисты, идущие вслед за Кантом (утверждавшим, что религиозную истину нельзя доказать с помощью разума), основывают свое понимание христианской веры только на религиозном опыте, понимая, что разум не может дать религиозной уверенности или вероятности. В фидеизме обвиняли Лютера, Кьеркегора, Ван Тиля, Шлейермахера и Барта. Однако это понятие слишком расплывчато и потому не может представлять большой ценности. Конечно, никто из этих теологов не отрицает значения разума. Но фидеизм придает чрезмерное значение субъективным измерениям христианской жизни.
R. К. Johnston (пер. А. К.) См. также: Теология опыта.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Фидеизм
(от лат. fides — вера) — реакционная концепция, к-рая утверждает примат веры как единственного источника познания истины над разумом. «Современный фидеизм, — писал В. И. Ленин, — вовсе не отвергает науки; он отвергает только „чрезмерные претензии“ науки, именно претензию на объективную истину» (т. 18, с. 127). К одной из форм Ф. В. И. Ленин относил философский идеализм, к-рый, по его определению, есть только утонченная, рафинированная форма Ф., ухищренная защита поповщины. Идеологи буржуазии прибегают к услугам «утонченного» Ф. в связи с трудностями, испытываемыми религией по мере развития науки. Они любыми средствами пытаются «искусственно сохранить или отыскать местечко для фидеизма» (т. 18, с. 327). В. И. Ленин отмечал, что в условиях ожесточенной борьбы идей и направлений в философии всякие гносеологические ухищрения «дипломированных лакеев поповщины» имеют только одну цель — расчистить дорогу идеализму и Ф.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

фидеизм
учение о примате веры над разумом, о том, что именно способность религиозной веры является стержнем всей человеческой личности, главным духовным измерением человека, а сама вера – внутренней деятельностью, конструирующей личность как таковую. Ф. Сам по себе (если только не переходит в крайность воинствующего иррационализма, мистицизма, отрицающих всякую правомерность использования разума, рациональных способностей в духовном, религиозном совершенствовании) не отрицает разума вообще, а трактует его в духе положения ансельма «верю, чтобы понимать». Некоторой антитезой служит рационалистический тезис абеляра «понимаю, чтобы верить», нивелирующий доминирование веры над разумом как «постигающих» отношений к объекту. В теории «гармонии веры и разума» фомы аквинского (см. Двух истин теория) делается попытка синтеза этих двух утверждений при сохранении в целом фидеистической установки (а иной не может быть у ортодоксального теолога).

Источник: Краткий философский глоссарий

ФИДЕИЗМ
лат. fides — вера) — учение, стремящееся подчинить науку религии, использовать идеалистическую философию и научное знание для защиты религиозных догм. В его основе лежит утверждение, что наука дает лишь знание явлений, фактов, вторичных причин, но не способна раскрыть первичные (сверхъестественные) причины, объяснить наиболее глубокие источники бытия. Ограничивая сферу действия науки, Ф. утверждает, что научное познание не может до конца раскрыть истину, отрицает существование объективной истины, чтобы предоставить место религиозной вере. “Современный фидеизм вовсе не отвергает науки; он отвергает только “чрезмерные претензии” науки, именно, претензию на объективную истину” (Ленин В. И. Т. 18. С. 127). По мнению фидеистов, только религия дает подлинное объяснение принципам существования и назначения мироздания, придает смысл и цель жизни человека, наука же предоставляет лишь нек-рые средства для осуществления этой цели. Ми. направления совр. зап. философии имеют фидеистические черты (персонализм, неотомизм, экзистенциализм и др.). Теологи используют для более утонченной защиты религии идеи этих и др. буржуазных философских направлений (о господстве над человеком иррациональных сил, о возможности с помощью мистической интуиции постигнуть “сверхопытную” реальность, о наличии “сферы невыразимого” рациональными средствами и т. д.).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ФИДЕИЗМ
франц. fideisme от лат. fides — вера) - реакц. направление филос. мысли, обосновывающее необходимость религ. веры наряду со знанием. По определению В. И. Ленина, Ф. - это «учение, ставящее веру на место знания или вообще отводящее известное значение вере» (т. 18, с. 10). Согласно ленин. традиции понятие Ф. в совр. борьбе идей в области философии означает объективно служебную роль идеализма по отношению к религии, наукообразную защиту религии при помощи аргументов идеали-стич. философии. Все осн. направления совр. бурж. философии -неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, неоюмизм. антропология философская — тесно связаны с Ф. В совр. эпоху особенно модными стали те фидеистич. филос. школы, к-рые, признавая заслуги и необходимость науки, в то же время провозглашают, что человек не может ограничиться наукой, не может обойтись без религ. веры, ибо наука имеет дело с природными явлениями, а религия дает ответ на вопросы духовной жизни человека, служит единственной основой нравственности. Да и само изучение природы, по мнению совр. защитников религии, показывает ограниченность и абсолют, относительность человеч. знания, «подтверждая» тем самым осн. посылки религ. веры. Бесконечность познания природы и относит, характер совр. науч. знания выдаются за «аргумент» в пользу принципиальной ограниченности науки, в пользу религии. Крепнущая связь совр. филос. идеализма и совр. Ф. неоспорима. Своеобразное богоискательство проходит через всю совр. бурж. философию. Происходит процесс теологизации философии, ее религ. переосмысления. На языке философии воспроизводятся христ. сюжеты «греховности», «вины», «очищения»« «надежды», «воздаяния» и т. п. Единство идеализма и религии обусловлено родством, общностью порождающих их соц. и гносеологич. корней. Религия открывает перед идеализмом иллюзорную перспективу целостного мировоззрения, а идеализм помогает религии обрести видимость интеллект, респектабельности. И в наст. вр. важным и актуальным является вывод В. И. Ленина о том, что идеализм «есть только утонченная, рафинированная форма фидеизма, который стоит во всеоружии, располагает громадными организациями и продолжает неуклонно воздействовать на массы, обращая на пользу себе малейшее шатание философской мысли» (т. 18, с.380).

Источник: Атеистический словарь

фидеизм
ФИДЕИЗМ (франц. fideisme от лат. fides — вера) — направление философской и теологической мысли, утверждающее примат религиозной веры над разумом. Приверженцы Ф. исходят из того, что процесс познания мира не может осуществляться только в рамках науки и философии, он обязательно должен дополняться религиозной верой. Ф. в его крайней форме утверждает, что истина дана полностью в Откровении, после которого человек уже не нуждается в научном и философском познании истины. По мнению фидеистов, изучение природы и общества показывает ограниченность и абсолютную относительность человеческого знания и подтверждает основные посылки религиозной веры. Так, бесконечность познания мира и относительный характер современного научного знания для сторонников Ф. — аргумент в пользу принципиальной ограниченности науки. Без освящающего человеческий разум Откровения человек вообще не способен познать истину, ибо, прежде чем он начал мыслить, Бог через Откровение снабдил его целым комплексом идей — содержанием человеческого мышления. Подобную схему фидеисты применяют и к понятию религиозной веры. Согласно Ф., любые суждения, выработанные на основе религиозной веры, являются лишь символами этой веры, обретаемой до всяких ее понятийных формулировок, теологической рефлексии и исторической обусловленности. Против вульгарного фидеистского противопоставления знания и веры было направлено учение Фомы Аквинского об их гармонии. Согласно Аквинату, наука и философия относительно самостоятельны по отношению к теологии. Философия и теология обладают каждая своим предметом исследования, своими принципами и методами. Вера не должна претендовать на обладание знаниями о мире. Наука о мире, включая и философию — науку о сущности бытия, — строит свои доказательства, опираясь не на высший авторитет, а на разум, поэтому философские проблемы не могут быть решены непосредственно теологическими средствами. В свою очередь, философия не вправе стремиться к тому, чтобы постичь все и на место божественной веры поставить истины разума. Признавая относительную самостоятельность науки и философии по отношению к вере, неотомисты в то же время разработали систему рационального обоснования веры. Отвергая Ф. в его грубой форме, они утверждают, что разум может и должен выполнять служебную роль по отношению к религиозной вере; вовсе не обязательно принижать разум, чтобы освободить место вере, т.к. разум может дать основу для принятия этой веры и даже возвыситься до познания Бога. Идея примата веры над разумом в той или иной мере пронизывает протестантскую и православную гносеологию. Основатель нем. протестантизма М. Лютер, желая освободить христианство от схоластического рационализма и утвердить веру непосредственно как дар Божий, выступил против любых попыток использовать разум для обоснования веры. Критикуя католических схоластов, сделавших философию служанкой богословия, Лютер вообще вынес разум за пределы религиозной веры. В православной философии с ее сильными мистическими и иррационаяистическими тенденциями в течение столетий единственными средствами познания божественной истины признавались молитвенное созерцание, аскетический подвиг, мистическое озарение (Григорий Палама, Григорий Синаит и др.). Позднее в «метафизике всеединства» B.C. Соловьева православная гносеология проявилась как «цельное знание», представляющее собой взаимосвязь эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного) познания. Однако цельное знание, по мнению Соловьева, предполагает в качестве исходного принципа веру в безусловное существование абсолютного начала; при этом эмпирическое знание способно раскрыть только внешнюю сторону явлений, а рациональное — особенности самого мышления. Истина же, или сущее, не дана человеку ни в опыте, ни в мышлении. Как абсолютная ценность, истина достигается, в конечном счете, мистическим путем. Под Ф. понимается также течение в католицизме, возникшее под названием традиционализма в сер. 19 в. как реакция на рационализм Просвещения. Католический традиционализм как разновидность Ф. считает источником всякого знания непосредственно Откровение Бога людям, передаваемое в непрерывной традиции. Хотя многие положения католического традиционализма 19 в. шли в русле ортодоксального католицизма, он был осужден на I Ватиканском соборе (1869—1870) из-за его глубокого недоверия к человеческому разуму. Ф. в форме католического традиционализма был распространен, главным образом, во Франции и Бельгии, видные его представители — Л. де Бональд (1754—1840) и Ф.Р. де Ламенне (1782—1854). В настоящее время термин «Ф.» в большинстве случаев имеет отрицательный смысл: под ним понимается враждебное отношение к разуму и науке.         См. также Гармонии веры и разума теория, Двойственной истины теория.         Ф.Г. Овсиенко

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
433.96 кб

Дилемма эпистемизма и фидеизма: проблема деконструкции

Пивоваров Даниил Валентинович, Рыльцев Евгений Валентинович
В течение тысячелетий никому не удалось разрешить дилемму эпистемизма и фидеизма. Эпистемисты и фидеисты молчаливо исходят из совершенно разных представлений о знании, вере и истине.
Читать PDF
228.46 кб

Феномен атеистического фидеизма

Владимир Кириллович Шохин
В статье рассматривается явление имитационной религиозности, которое оказывается неизбежным для воинствующего атеизма в двух его важнейших измерениях — атеистического сциентизма и строительства атеистической церкви.