ФЭРБЭНК Джон Кинг

Найдено 1 определение
ФЭРБЭНК (Fairbank) Джон Кинг
1907- 14.9.1991. Амер. историк Китая. Преподавал в Гарвардском ун-те (1937-77). Сотрудник ряда правительств, учреждений в качестве специалиста по Китаю (1941-6), директор Информационной службы США в Китае (1945-6). Один из инициаторов и организаторов комплексных междисциплинарных исследований в Гарвардском ун-те. Директор Центра исследований Вост. Азии (с 1977 известен как центр Ф.) Гарвардского ун-та (1955 - 73). Президент амер. Ассоциации по изучению Азии (1959); президент Амер. историч. ассоциации (1968). Один из гл. редакторов "Кембриджской истории Китая" (т. 10- 12). Знание истории и культуры Китая считал необходимым для формулирования политики США в отношении этой страны, а подготовку китаеведов и развитие синологии - важной нац. задачей. Гл. направление исследований Ф.- изучение осн. тенденций процесса модернизации Китая, начавшегося в сер. 19 в. "под воздействием извне". Трудности и противоречия этого продолжающегося поныне процесса Ф. связывал с невосприимчивостью кит. цивилизации к "совр. преобразованиям". Отсюда интерес Ф. к роли традиций в истории Китая, их влиянию на кит. об-во в 19 - 20 вв. В сер. 40-х гг. Ф. пришел к выводу, что кит. революция порождена "условиями самой жизни", а не "инспирирована из Москвы". Ф. не принимал общие социологич. теории в качестве методологич. основы историч. исследования, однако считал невозможным ограничиваться только констатацией фактов. Плодотворен, по Ф., "социоисторич. анализ", сочетание методов синологии с осмыслением кит. истории в категориях "совр. социальной науки" (политич., экономич., социологии). Последние он рассматривал не как инструменты конструирования той или иной модели обществ, развития, а лишь как средство группирования фактов. "Традиц." Китай Ф. определял как "сельско-бюрократич. гос-во". Усматривая в Китае 8 - 13 вв. признаки "коммерч. революции", причиной ее малого по сравнению с Европой влияния на об-во считал различия в гос. строе: в Европе феод, порядки не смогли приспособиться к экономич. изменениям, что привело к революции, тогда как в Китае "высокоорганизованная бюрократич. империя" использовала эти изменения себе на пользу. Важным условием стабильности кит. об-ва полагал взгляд на историю как на "изменения в пределах традиции", когда идеальные образцы усматривались в далеком прошлом и отсутствовал "идеал прогресса к новым и лучшим формам жизни". Сущность мирового историч. процесса в последние столетия видел в развитии "мировой цивилизации", зародившейся в Европе. Эта "зап. экспансия", к-рая м.б. выражена в формуле "капитализм", "национализм", "христианство", находится в конфликте с культурой Китая - части мира, еще не присоединившейся к "междунар. порядку". Дальнейшее развитие обществ Вост. Азии зависит от их способности к "творческому ответу" на "вызов со стороны зап. цивилизации". Гл. преграда обществ, прогрессу - особенности "традиц." об-ва, мешающие эффективному "ответу". В Китае таким препятствием стал, в части., этноцентризм в форме "культурализма" - взгляда на Китай как центр цивилизованного мира. "Культурализм" противостоит зап. национализму, предполагающему особые формы индивидуализма и идею прогресса. Науч. и педагогич. деятельность Ф. оказала большое влияние на развитие в США китаеведных историч. исследований. "The United States and China. Camb. (Mass.), 1948 (4th rev. ed., 1979, 1983); A Documentary History of Chinese Communism, with C. Brandt and B.I. Schwartz. Camb. (Mass.), 1952; Trade and Diplomacy on the China Coast: The Opening of the Treaty Ports, 1842 - 1854. Vol. 1 - 2. Camb. (Mass.), 1953; Chinas Response to the West. A Documentary Survey, 1839-- 1923, with SsQ-y Teng and others. Camb. (Mass.), 1954 (vol.2, 1959); Chinese Thought and Institutions, ed. and contrib. Chic., 1957; East Asia: The Great Tradition, with E.G. Reischauer. Boston, 1960; Ching Administration: Three Studies, with S.Y. Teng. Camb., (Mass.), 1960; East Asia: The Modern Transformation, with E.G. Reischauer and A.M. Craig. Boston, 1965; The Chinese World Order: Traditional Chinas Foreign Relations, ed. and contrib. Camb. (Mass.), 1968; A Fifty-year Memoir. N.Y.- Camb., 1989; China Watch. Camb. (Mass.)-L., 1987; China: a New History. Camb., 1992; **Березный Л.А. Критика методологии амер. бурж. историографии Китая. Л., 1968; Его же. Концепция "культурализма" и проблема становления нац. самосознания китайцев (ханьцев) // 12-я НК ОГК. 4.2. М., 1981; Тихвинский С.Л. Памяти Дж.К. Фэрбэнка (1907 - 1991) // ПДВ. 1992. №1 - 3; Березный Л.А. Был ли Джон К. Фэрбэнк "Китаем повязанным"?! // IV Междунар. науч. конф. "Китай и мир". Ч. 2. М., 1993. Л.А. Березный

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь