ФЕОДОР МЕТОХИТ

Найдено 1 определение
ФЕОДОР МЕТОХИТ
1270, Константинополь — 13 марта 1332, там же) — византийский гуманист, государственный деятель и ученый Сын сторонника греколатинской церковной унии, в 1283 последовал за отцом в ссылку в Малую Азию Благодаря своим необычайным способностям попал в 1290 в придворный круг императора Андроника II Палеолога, став его ученым советником и снискав высшие правительственные должности, вт ч в 1321 — великого логофета, т е. главы «правительства» С 1305 — месадзон, т. е ближайший к императору вельможа (заступил на место своего соперника Никифора Хумна) После поражения Андроника II в гражданской войне был в 1328 в тюрьме, подвергся разорению, а его дворец — разрушению После ссылки вернулся в 1330 в столицу, где провел остаток дней как монах Теолепт в монастыре Хоры.
По описанию Никифора Григоры, днем Феодор занимался государственными делами во дворце, а ночью углублялся в книги и научные рассуждения Среди его разнообразных сочинений — комментарии к Аристотелю, введение в астрономию, «Введение в математику Птолемея», этический трактат о воспитании, философская полемика с Никифором Хумном, речи, поэмы в гекзаметрах (в т. ч. «О математическом виде философии»), агиографические энкомия и др Его письма не сохранились, многое еще не опубликовано Его т н «Гномические заметки» («Смесь») представляют собой 120 небольших сочинений, записок, статей, выявляющих энциклопедический характер его знаний, в них обсуждаются такие сюжеты, как об иронии у философов, особенно у Платона и Сократа (очерк 8), о неясности аристотелевских сочинений (3), о человеческом свойстве хвалить добрые старые времена (41), о радостях наблюдения за небом (43), о красоте моря (44), что лучше для человека — родиться или нет (58), о надежде (63), о дальнейшем распространении корыстолюбия (86), о демократии, аристократии, монархии (96—98), о практической пользе математики и особенно геометрии в рамках механики (70), об истории Римской империи с самых начал (106,108), об Эламинонде и Пелопиде (114), об отдельных авторах, как Ксенофонт (20), Плутарх (71), Дион из Прусы (19), Филон (16), Иосиф Флавий (15), Синесий (18) и др.
Особое место у Феодора занимает тема судьбы (персонифицированной в образе античной богини Тихи), диктующая представление о всеобщей изменчивости, ненадежности, шаткости как жизни индивида, так и целых народов и государств Сознавая закат Византийской империи, Феодор видел в ней лишь одно из звеньев в цепи мировой истории
Соч.: Theodon Metochitae Miscellanea philosophia et histonca giaeca, rec Ch G Muller, Th Kieling Lipsiae, 1821 TJ ed Polemis Athenes, 1995
Лит.: Медведев И П. Византийский гуманизм XIV—XV вв СПб 1997, Hunger H Theodoros Metochrtes als Vorlaufer des Humanismus in Byzanz — Byzantinische Grundlagenforschung L , 1973, De Vues van der Vfclden E , Theodore Metochite Une reevalution Amst, 1987, Sevcenko l. Etudes sur la polemique entre Theodore Metochite et Nicephore Choumnos. Brux., 1962; BeckH.-G. Theodoros Metochites. Die Krise des byzantinischen Vollbildes im 14. Jahrhunderts. Munch., 1952.
M. В. Бибиков

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
699.52 кб

ПОРТРЕТ ФЕОДОРА МЕТОХИТА В ИСТОРИОГРАФИИ

Никитин А. А.
В статье представлен опыт исследования биографии Великого Логофета Византийской империи Феодора Метохита на основе “Истории ромеев” Никифора Григоры, а также исследований Н.П. Кондакова и Ф.И. Шмита.
Читать PDF
400.08 кб

Антропологические взгляды Феодора Метохита и их истоки

Невзорова Марина Владимировна
Статья посвящена антропологическим представлениям Феодора Метохита (1270-1332) видного политического деятеля Палеологовской Византии, гуманистически настроенного писателя и ученого, и выявлению истоков его антропологических и этич
Читать PDF
288.16 кб

Безупречная догматика? Плотин, Феодор Метохит и 6 глава трактата "об образованности"

Макаров Дмитрий Игоревич
В гл. 6-9 трактата «Об образованности» (10-го Слова) Феодор Метохит излагает свое понимание основ православной догматики. И. Полемис, издатель трактата, считал, что это понимание не отклоняется от ортодоксии. Б.