ФЕОДОР из Кирены

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ФЕОДОР из Кирены

ок 300 до н э ) — греческий философ, представитель Киренской школы, ученик Аристиппа Младшего Считал, что нет пользы «ни в физике, ни в диалектике Достаточно постичь смысл добра и зла, чтобы говорить хорошо, и не ведать суеверий, и быть свободным от страха смерти» (Diog L. II, 92) Он отрицал «ходячие суждения о богах» (Diog L II, 85), а о народной религии высказывался резче и смелее Meяедема из Эритреи и Стилыюна Мегарского, за что и был обвинен афинским ареопагом, но избежал наказания благодаря Деметрию Филерскому Плутарх восхищался умением Феодора остроумно вести спор и силой его софистической аргументации (Plut Phocion38) Общественные нормы Феодор считал условными, поэтому полагал, что блуд, воровство, святотатство не являются мерзкими по природе, а считаются таковыми по человеческому установлению Феодор учил, что ничто не должно препятствовать удовольствию, при этом конечной целью он полагал безмятежное состояние духа — радость (), которая происходит от разума, а горе — от неразумения Феодор — автор книги «О богах». Диоген Лаэртий сообщает, что из нее-то и заимствовал большинство своих положений Эпикур (Diog L II, 98) На основании этого замечания Т Гомперц сделал вывод о том, что Феодор оспаривал веру в провидение.
Соч.: Wimamyk M Diagorae Mein et Thodori Cyrenaei Reliquiae Lpz 1981, Mannebach E Aristippi et Cyrenaicorum fragmenta Leiden—Koln, 1963, p 58—63, Giannantom G I Cireneici Raccolta delle fonti antiche, trad e studio introdutto Firenze, 1958
Лит.: Гомперц Т Греческие мыслители, т 2 СПб , 1913, с 182 ci, Wmianyk M Theodoroso «Philologus», 1981, 125, p 63—94, Idem Theodoros und Diogenes von Sinope — «Eos», 1981, 69 См также лит кет Кнренская школа
M M Шахнович

Источник: Новая философская энциклопедия

ФЕОДОР ИЗ КИРЕНЫ
ФЕОДОР ИЗ КИРЕНЫ (???????? ? ??????????), по прозвищу Безбожник (? ?????) (ок. 340-250 до н. э.), греческий философ, представитель Кирен-ской школы, ученик Аристиппа Младшего. Считал, что нет пользы «ни в физике, ни в диалектике... Достаточно постичь смысл добра и зла, чтобы говорить хорошо, и не ведать суеверий, и быть свободным от страха смерти» (D. L. II 92). Он отрицал «ходячие суждения о богах» (II 85), а о народной религии высказывался резче и смелее Менедема и Стильпона Мегарского, за что и был обвинен афинским ареопагом, но избежал наказания, благодаря Деметрию Фалерскому. Плутарх восхищался умением Ф. остроумно вести спор и силой его софистической аргументации (Plut. Phocion 38). Общественные нормы Ф. считал условными, поэтому полагал, что блуд, воровство, святотатство не являются мерзкими по природе, а считаются таковыми по человеческому установлению. Ф. учил, что ничто не должно препятствоать удовольствию, при этом конечной целью он полагал безмятежное состояние духа - радость (????), которая происходит от разума, а горе - от неразумия. Ф. - автор книги «О богах». Диоген Лаэртий сообщает, что из нее-то и заимствовал большинство своих положений Эпикур (D. L. II 98). На основании этого замечания Т. Гомперц сделал вывод о том, что Ф. оспаривал веру в провидение.     Соч.: Winiarczyk M. (ed.). Diagorae Melii et Theodori Cyrenaei Reliquiae. Lpz., 1981; Mannebach E. Aristippi et Cyrenaicorum fragmenta. Leiden; K?ln, 1963, p. 58-63; Giannantoni G. I Cirenaici. Raccolta delle fonti antiche: trad, e studio introdutto. Fir., 1958.     Лит.: WiniarszykM. Theodoros 6 " ?????,-Philol 125, 1981, S. 63-94; Idem. Theodoros 6 ????? und Diogenes von Sinope, -Eos 69, 1981; Гомперц Т. Греческие мыслители. Т. П. СПб., 1913, с. 182 сл. См. также лит. к ст. Киренская школа.     М. М. ШАХНОВИЧ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь