Феноменология духа Гегеля

Найдено 1 определение
«Феноменология духа» Гегеля

К концу йенского периода Гегель склоняется к тому, что в основу философии в качестве ее предпосылки должна быть положена феноменологическая модель. Это происходит уже после отъезда Шеллинга из Йены, когда Гегель пытается выработать свой оригинальный взгляд на философию. «Феноменология духа» — вершина философии йенского периода. О ней написано очень много работ. В кратком резюме о «Феноменологии духа» можно сказать следующее. Работа делится на три главных раздела: сознание, самосознание, абсолютный субъект. Что же касается раздела "сознание", то здесь речь идет о как будто традиционных сюжетах: о чувственной достоверности, мнении, восприятии, рассудке. "Самосознание" — тоже довольно традиционная тема. "Абсолютный субъект", где речь идет о достоверностях и истине разума, где героем становится именно разум, — тоже раздел на первый взгляд более или менее традиционный для тогдашней философии. Понятия духа, истинного духа, нравственности, религии, абсолютного знания также присутствуют в «Феноменологии духа». Гегель пытается создать произведение, основанное на понятии являющегося духа. Это было понятие, в какой-то мере новое для тогдашней философии. Ведь Гегель уже принял идею системы. Он понял, что система должна составиться из разветвленной целостности философских проблем и соответственно философских дисциплин. Но вот подвести к этому построению системы, например подвести к логике, нужно с помощью какой-то другой дисциплины, которая как бы вырвет человека, живущего обыденной жизнью и не настроенного на волну науки, из этой стихии обыденности и подведет его через ряд промежуточных этапов к идее науки. Гегель исходит из того, что история уже проделала с человечеством подобную работу. Когда-то развитие человеческого познания протекало так, что человечество постепенно выработало для себя принцип науки и научности, создало науку. И вот пройти через "станции", какие были оставлены духом в истории человечества, но пройти через них как бы на быстром ходу, в ускоренном развитии, — такую задачу и ставит перед собой Гегель в «Феноменологии духа». Нужно подвести и индивидуального субъекта, и систему философии к понятию науки. Но провести их придется через ряд других проявлений или явлений человеческого духа, через разные формы человеческого знания.
Другая задача состоит в следующем. Гегель продолжает развивать хорошо известное немецкой классической философии, но, как представляется, по-новому понимаемое понятие субъекта и субъективности. С одной стороны, идеалист Гегель исходит из того, что дух образует основу мира. У Гегеля и у Шеллинга к этому времени уже был развит принцип тождества бытия и мышления, принцип субстанциональности духа, т.е. один из основных принципов идеалистической и, в частности, объективно-идеалистической философии. Но Гегель полагает, что нельзя ограничиться чистой простотой этого принципа. В связи с чем в предисловии к «Феноменологии духа» он делает ряд критических замечаний в адрес Шеллинга и шеллингианцев. Правда, замечания были аккуратные и замаскированные, но Шеллинг, узнав себя и своих последователей в этом изображении Гегеля, на всю жизнь обиделся. Тогда и закончилась эта ранее столь плодотворная дружба. Шеллинг, скорее всего, не простил Гегелю стремления идти своим путем. Путь же Гегеля состоит теперь в том, чтобы наука была изложена как система. Основоположение должно быть развито, развернуто, или, как говорит Гегель, истинное надо выразить "не как субстанцию только, но равным образом и как субъект, ...то, что истинное действительно только как система, или то, что субстанция по существу есть субъект, выражено в представлении, которое провозглашает абсолютное духа — самое возвышенное понятие и притом понятие, которое принадлежит времени и его религии". Поразмыслив над сложным сплавом идей и подходов «Феноменологии духа».
Работа открывается такими понятиями, как чувственная достоверность, восприятие, рассудок. На эти три формы и делится первый раздел гегелевской феноменологии духа, а именно, раздел о сознании. Затем от анализа сознания Гегель переходит к самосознанию. Самосознание же и есть исследование рассудка. Затем на сцену выступит разум, который будет рассматриваться Гегелем в разделе "абсолютный субъект". Таким образом, членения очень напоминают категории предшествующей философии. И в какой-то степени «Феноменология духа» является критическим анализом предшествующей философии. Так, в первом разделе, где речь идет о сознании, Гегель рассматривает формы сознания, которые связаны с осознанием вещи, с чувственной достоверностью. Этот анализ частично напоминает гносеологическое исследование предшествующей и современной Гегелю философии. Но более существенным и специфическим оказывается второй, собственно феноменологический слой. Здесь перед нами, как на сцене, выступают различные формы философских осознании, философских рефлексий, которые настаивают на первичной роли чувственной достоверности в познании, на абсолютном характере этой чувственной достоверности, и философские учения, которые эти тезисы оспаривают. Учения о восприятии представлены таким же образом. Но исключительно важно понять, что изложение подчинено понятию являющегося духа, или феномена. Парадокс в том, что само слово "феномен" Гегель в этом произведении не употребляет, за исключением его названия. Гораздо чаще употребляются понятия Erscheinung, явление, и являющееся знание. И еще одно слово — Gestalt, которое в русском переводе традиционно передается словом "формообразование". Трудно понять, что же значит "формообразование". Но ведь в оригинале стоит слово "гештальт", интуитивно более ясное современному человеку, в том числе и российскому читателю, без перевода. Правда, значение слова "гештальт" нам нужно еще осмыслить в контексте феноменологии духа.
«Феноменология духа» предстает не просто как гносеологическое произведение или рассказ о формах являющегося сознания: это не просто теория познания и сознания. Гегель исходит из того, что любая форма являющегося сознания как бы вступает на живую, движущуюся, но постоянно сохраняющуюся сцену взаимодействия индивидов в истории. Человек может каким-то образом переживать свое отношение к форме чувственной достоверности, но это переживание не есть просто и только его индивидуальное переживание, возникающее и тут же исчезающее. Оно как бы выступает на сцену форм являющегося духа. Это особенно очевидно в других разделах «Феноменологии духа», например, посвященных самосознанию. Здесь Гегель анализирует диалектику господского и рабского сознания, рассматривает так называемое несчастное сознание, не скрывая связи форм являющегося знания и сознания с некоторыми легкоузнаваемыми историческими прототипами, например теми, которые выступили в период Французской революции. Одна из главок «Феноменологии духа», которая называется «Свобода и ужас», посвящена анализу таких выступающих на сцене духа форм сознания, которые связаны с пониманием свободы как ничем не ограниченной. Результат этой свободы — абсолютный ужас. Здесь, по-видимому, речь идет о терроре, сопутствующем Французской революции (и всякой иной революции).
Что касается диалектики господского и рабского сознания, то это — одна из самых блестящих глав «Феноменологии духа». Она связана как раз с дальнейшим развитием той категории, которая относится к более ранним годам йенского периода — к работам о системе нравственности и реальной философии. Это упоминавшаяся ранее категория признания. Анализируется диалектика господского и рабского сознания. Что заставляет раба именно рабски подчиняться и трудиться? Гегель показывает, что в основе отношения господства и рабства лежит особый тип сознания, когда, с одной стороны, раб признает в господине именно господина, т.е. существо, которое вправе распоряжаться его волей, его судьбой, им как человеческим существом. С другой стороны, господское сознание тоже признает свою зависимость от раба, от труда раба, от его покорности и т.д. Что касается других разделов «Феноменологии духа», то здесь читателя ожидает богатая портретная галерея "гештальтов": речь идет о просвещении и добродетели, нравственности сознания, мудрости, религии и т.д. Все они "портретируются" Гегелем, и тем самым ставится множество проблем , которые связаны с совершенно необычным прояснением понятий рассудка, разума, Духа. йенский период гегелевского развития подошел к концу. Когда во Франции появились наполеоновские войска, Гегель судорожно дописывал «Феноменологию духа». Последние страницы были созданы в ночь битвы под Йеной. Подгоняемый французским нашествием, философ покинул Йену. О следующих двух периодах придется сказать очень коротко.
Бамбергский период — это март 1807 - ноябрь 1808 гг. Благодаря своим друзьям Гегель оказывается в Баварии и начинает редактировать «Бамбергскую газету». Тут он впервые включается в политическую деятельность. Она не приносит ему ни славы, ни признания. В конце концов газета по придирке цензора была закрыта. И Гегель вынужден искать себе место. Давний друг и покровитель философа Нитхамер приглашает Гегеля к участию в задуманной реформе системы немецкого образования.

Источник: История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая. Философия XV-XIX вв.)

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
497.57 кб

Диалектика сознания в «Феноменологии духа» Гегеля

Барсуков Игорь Сергеевич
В статье раскрывается значение обнаруженного Гегелем внутреннего противоречия сознания, обусловленного процессом труда.
Читать PDF
1,010.13 кб

С. Л. Рубинштейн как читатель «Феноменологии духа» Гегеля

Дмитриева Нина Анатольевна
В фокусе внимания осмысление и критика С. Л. Рубинштейном одной из самых важных работ в системе Гегеля «Феноменологии духа» (1807 г.). Показано, что критика С. Л.
Читать PDF
61.14 кб

Об одной любопытной опечатке в “Феноменологии духа” Гегеля

Коротких В.И.
Читать PDF
165.11 кб

Отношение теории мифа Э. Кассирера к «Феноменологии духа» Гегеля

Исаева Анна Вячеславовна
Статья посвящена исследованию отношения теории мифа Э. Кассирера к «Феноменологии духа» Гегеля. Подлинной основой теории мифологического мышления Э. Кассирера и его философии символических форм является философия Гегеля.
Читать PDF
191.75 кб

Образ Версаля и проблема предела истории в «Феноменологии духа» Гегеля

Моисеев Андрей Викторович
В статье анализируется образ Версаля и Людовика XIV в качестве формообразования самосознания в его исторически отчужденном существовании, как оно представлено в «Феноменологии духа» Гегеля.
Читать PDF
188.75 кб

«Феноменология духа» Георга Вильгельма Фридриха Гегеля: двести лет спустя

Горохов П. А.
В статье рассматриваются основные идеи первого крупного гегелевского труда, сыгравшего огромную роль как в складывании философской системы самого Гегеля, так и в развитии всей мировой философской мысли.
Читать PDF
344.97 кб

Формообразование перевернутого мира в «Феноменологии духа» Г. В. Ф. Гегеля

Дробышева Анастасия Владимировна
В статье рассмотрен один из ключевых моментов развития рассудочного сознания в «Феноменологии духа» Г.В.Ф. Гегеля перевернутый мир.
Читать PDF
774.67 кб

ПРОБЛЕМА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ПСИХОЛОГИИ В "ФЕНОМЕНОЛОГИИ ДУХА" ГЕГЕЛЯ

Коротких Вячеслав Иванович
На основе анализа пятой главы «Феноменологии духа» рассматривается вопрос о месте Гегеля в истории психологии.
Читать PDF
197.40 кб

Государство и время: проблема рождения современности в «Феноменологии духа» Гегеля

Моисеев Андрей Викторович
Статья посвящена проблеме соотношения предела объективной истории самосознания и абсолютного самосознания в философии Гегеля.
Читать PDF
123.42 кб

Русская философия в контексте «Феноменологии духа» Гегеля (историографические сюжеты)

Ерыгин А. Н.
Статья посвящена рассмотрению рецепции идей «Феноменологии духа» Гегеля в русской философии XIX-XX вв. Предметно (категориально) анализу подвергнута историографическая традиция (Д. И. Чижевский, Б. В. Яковенко, Л. А.
Читать PDF
149.75 кб

Феномен права, отчуждения и образованности в истории (Б. Н. Чичерин и «Феноменология духа» Гегеля)

А. Н. Ерыгин
Читать PDF
323.35 кб

"экзистенциальный" и "антропологический" проекты интерпретации "Феноменологии духа" Гегеля в концепц

Юрганов Александр Александрович, Воскресенская Валерия Валерьевна
Статья посвящена проблеме корректности совмещения философских учений Маркса, Ницше и Хайдеггера в рамках предложенной Кожевым интерпретации "Феноменологии духа" Гегеля.
Читать PDF
207.55 кб

2018.04.022. ГАЦЦОЛО Т. ОБЯЗАННОСТЬ АНТИГОНЫ: "БОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ" В ФЕНОМЕНОЛОГИИ ДУХА ГЕГЕЛЯ. GAZ

Хлебников Г.В.