Экзистенциально-феноменологическое исследование в социальной психологии. Проблема современности и от
Лукьянов Олег Валерьевич
Рассматриваются теоретико-практические вопросы социально-психологического анализа человеческого взаимодействия на уровне личность мир, опосредованного социальным контекстом.
Феноменологическое религиоведение в условиях постсекулярности: проблемы культурных и эпистемологичес
Человенко Т. Г.
В статье рассматриваются теоретико-методологические возможности феноменологического религиоведения относительно конвертации и означивания религиозного опыта и рефлексивно-метафизического потенциала религиозных традиций, в том числ
Мудрость как феноменологическое качество человеческой деятельности
Козловец Николай Адамович, Лисовский Петр Николаевич
В статье осуществлен социально-философский анализ феноменологии мудрости в контексте духовного капитала постсовременности, что представляет научное определение понятия «мудрость» в смыслообразующем горизонте жизненного мира и его
В статье предпринимается попытка осмыслить мир человека философским методом феноменологии. Речь идёт о единстве феноменологии и философии жизни в их онтологическом осмыслении.
Феноменологический метод ориентирован не столько на изучение специализированных форм знания, например науки, сколько на «повседневное знание», реальность «жизненного мира», предшествующую всем теоретическим системам.
Феноменологическая версия эпистемологического конструктивизма
Сергодеева Елена Александровна
В статье обосновывается тезис о том, что идеи феноменологической философии науки развиваются в русле эпистемологического конструктивизма, который акцентирует роль языка, дискурсов и других культурных практик в производстве научных
В различные исторические периоды развития феноменологии центры ее влияния были различными. При жизни Гуссерля, естественно, центрами были те города и университеты Германии, где преподавал основа
Учение о сознании, его феноменах, учение о методе — главное достижение и новшество философии Э. Гуссерля. Это весьма сложное, многогранное учение, трудное для понимания. К тому же в обширном наслед
лат. destructio – разрушение, опровержение) – метод Хайдеггера, используемый им для нейтрализации философских традиций, которые ввиду своей метафизичности препятствуют доступу к подлинному бытию.
эстетика, истолкованная феноменологически. Разработанный Э. Гуссерлем (см.) феноменологический метод оказался в эстетике весьма кстати. Отчасти это объясняется тем, что в нем, как и в искусстве, от
Гуссерль принял предпосылки кантовского трансцендентализма с его центральным тезисом — мир мы знаем только благодаря сознанию. При этом основатель феноменологии, с одной стороны, значительно ус
Нередко ошибочно называется трансцендентально-феноменологической редукцией. Это совершенно разные мировоззренческие операции. Первая операция (феноменологическая) действительно значима и пре
логически организованная система высказываний о некотором множестве эмпирических объектов (например, небесная механика, феноменологическая термодинамика, эмпирическая психология восприятия и
нем. die phanomenologische Reduktion) — одно из ключевых понятий феноменологии Э. 1^ссерля, характеризующее те цели и процедуры феноменологического метода, которые выполняют по преимуществу критико-очистительн
метод трансцендентальной феноменологии Гуссерля. Его смысл состоит в исключении из сферы предметного рассмотрения всего эмпирического, внешнего по отношению к чистому сознанию. Утверждения, свя
РЕЛЕВАНТНОСТЬ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ (от англ. relavant — уместный, относящийся к делу) — социально-феноменологическая концепция, развитая в поздних работах А. Шюца. Основываясь на представлениях Э. Гусс
теоретико-методологич. направление в совр. бурж. социологии, рассматривающее общество как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов. Филос. основой Ф. с. по
это одно из направлений философии науки, созданное в первые десятилетия XX в. математиком и философом Э. Гуссерлем (1857–1938) и оказавшее большое влияние на мировую философию. Философия науки Э. Гуссер
Формирование философии Сартра, как было сказано, началось с освоения и критического переосмысления феноменологии Э. Гуссерля. Историю феноменологии и первый опыт ее развития на почве экзистенциа
два типа теорий. Ф. т. позволяет ответить на вопрос «Как происходят явления?» В рамках Д. т. находят ответ также на вопрос «Почему явления происходят именно таким образом?» Для Д. т. характерно, что он
"Феноменологическая философия во Франции, - пишет Э.В. Орт, один из современных исследователей, - во Франции уже с 20-х годов приобретала растущее влияние. При этом принималось в расчет не только то, ч
- оппонент натурализма и редукционизма, близок к дескриптивному подходу и настаивает, что для объяснения сущности религиозного нужно раскрывать его собственное содержание, а не привлекать для эт
совокупность психоаналитически ориентированных воззрений и концепций, направленных на расширительную интерпретацию феноменологических компонентов психоанализа и переосмысление его на основе
(греч. methodos – исследование, phainomenon – то, что является, logos – наука) – общее название специального познавательного метода, разработанного Э. Гуссерлем и распространенного впоследствии в феноменоло
первая и одна из главных работ Ж.-П. Сартра. Вслед за М. Хайдеггером, который в работе «Бытие и время» (1927) сделал попытку превратить феноменологическую концепцию своего учителя Э. Гуссерля из методо