Феномен

Найдено 29 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Феномен
явление, предмет, данный в чувственном созерцании.

Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

Феномен
(от греч. – являющееся) – редкое, необычное явление или выдающийся, исключительный в каком-либо отношении человек.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

ФЕНОМЕН
от греч. являющееся) - явление, данное человеку в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, который является его сутью и основой и достигается разумом.

Источник: Тематический философский словарь

ФЕНОМЕН
(Phänomen; от греч. phainomenon — «являющееся»)—явление, в отличие от того, о чем явление свидетельствует (см. Первофеномен).
J. Mittelstraß. Die Rettung der Ре, 1962.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ФЕНОМЕН
(греч. «являющийся») – 1) видимое проявление невидимой сущности, непонятной причины; 2) редкое, необычное явление; 3) выдающийся, исключительный в каком-нибудь отношении человек (уникум).

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Феномен
(φαινόμενον являющееся) — всякая вещь или всякое явление, доступное нашим чувствам. Феномен противополагается ноумену, т. е. мыслимому, или тому, что доступно не чувствам, но мышлению или разуму.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

ФЕНОМЕН
от греч. phainomenon - являющееся) - явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена (см. Первофеномен).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Феномен
греч. phainomenon – являющееся) 1) необычный, исключительный факт, явление; 2) философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Феномен
от греческого слова «являющийся», предстающий перед…) –философское понятие, означающее: 1) явление, постигаемое чувственным опытом; 2) объект чувственного созерцания. Мир феноменов постигается, познается и упорядочивается методами науки.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Феномен
от греч. phamomenon — являющееся) — 1) явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена (у Канта — непознаваемая «вещь в себе»), постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена; 2) редкое, необычное явление, факт или исключительный в каком-либо отношении человек.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ФЕНОМЕН
от греч. phainomenon - являющееся) 1) необычное явление, редкий факт; 2) философское понятие, означающее явление, постигаемое в чувственном опыте. Согласно И. Канту, Ф. - все, что может быть предметом возможного опыта. Ф. в феноменологии Э. Гуссерля феномен - непосредственно данное в сознании как содержание интенционального акта. Ильгиз А. Хасанов

Источник: Время как объективно-субъективный феномен

Феномен
философское понятие, означающее: 1) явление, постигаемое в чувственном опыте; 2) объект чувств, созерцания, в отличие от его сущностной основы - ноумена (как предмета интеллектуального созерцания). Феноменологические, т. е. "явлениевые" (феноменологические) концепции и теории особенно бурно стали развиваться в XX столетии в рамках пропозитивистски ориентированной западной науки.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Феномен
сущее, показывающее само себя. Противоположность – кажимость. От феномена надо отличать явление, показывающее себя опосредованно. Феномен - не явление, но явление включает в свой состав феномен. Различие феномена и явления для Хайдеггера очень важно потому, что вся проблематика истинности для Хайдеггера заключена в дилемме скрытое - открытое. Исследовать для Хайдеггера- значит раскрывать, выводит на свет то, что было сокрыто.

Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)

Феномен
 (греч.) — понятие, означающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. В философии Канта Ф. принципиально отличается от ноумена, к-рый остается за пределами опыта и является недоступным человеческому созерцанию. Кант пытался при помощи понятия Ф. резко отделить сущность от явления, считая первую непознаваемой (Агности-цизм).С т. зр. диалектического материализма нет резкой грани между явлением и сущностью; сущность познается через явление. (Феноменализм, Феноменология).

Источник: Философский словарь. 1963

Феномен
(греч. phainomenen – то, что является; явление) – 1. В феноменализме: то, что дано человеку непосредственно и наглядно в противоположность «вещи в себе» (И. Канта), или сущности вещи, которая является трансцендентной (агностицизм). 2. В феноменологии: то, что дано наглядно, содержательно, т. е. сущность вещи в противоположность тому, что только мыслимо или представлено с помощью знака. 3. В психологии и в обыденной жизни: то, что встречается редко, что не является повседневным; особенность чего-либо или кого-либо, необычный, исключительный факт.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ФЕНОМЕН
Греч.) Фактически, "появление", нечто до этого
невиданное, и загадочное, когда причина его неизвестна. Оставляя
в стороне различные виды феноменов, такие как космические,
электрические, химические и т.д., и говоря исключительно о
феноменах спиритизма, не забудем, что теософически и эзотерически
каждое "чудо" - начиная с библейских и кончая тавматургическими -
есть просто феномен, но ни один феномен никогда не является
чудом, то есть чем-то сверхъестественным или находящимся вне
законов природы, так как подобное в природе невозможно.

Источник: Теософский словарь

ФЕНОМЕН
1. Явление, вещь, предмет, постигаемые в чувственном опыте; 2. Объект, его свойства, доступные чувственному познанию, в отличие от НОУМЕНА – сущностной основы объекта, доступного только разуму, интеллектуальному созерцанию. В истории философии это понятие толкуется неоднозначно: как часть познаваемой действительности – мир явлений в гносеологии Канта (см.сущность и явление); как субъективные переживания, комбинации ощущений, психические ассоциации, к которым сводится опыт, и которые сами являются реальностью (Беркли, Юм, феноменология); в обыденной практике и культуре феноменом иногда называют уникальное, неповторимое явление, событие, человека.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ФЕНОМЕН
от греч.–являющееся): 1) явление, постигаемое в чувственном опыте в отличие от умопостигаемой сущности; 2) в философии И.Канта – явление, доступное чувственности и рассудку, противопоставляется ноуменам – «вещам в себе», недостижимым для человеческого опыта; 3) в феноменологии З.Гуссерля феномены – последние, глубинные данности человеческого сознания, имманентные ему. Это «чистые» идеальные формы, не замутненные психологизмом. Для сознания, осуществившего «феноменологическую редукцию», т.е. направленного вглубь самого себя, феномены непосредственно раскрываются: себя в себе самих показывают, самоявляются. Они есть единство идеального предмета и смысла. «Чистое сознание» представляет собой поток феноменов.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ФЕНОМЕН

(греч. phainomenon - явление). В теории познания: то, в каком виде является вещь в сознании познающего субъекта. Есть разные трактовки. 1) Это образы чувственного происхождения, которые не говорят о сущности вещей ничего достоверного, но все имеют в себе некое идеальное содержание, называемое ноуменом. 2) В основе феноменологии лежит убеждение, что в глубинах сознания имеются такие феномены, которые выражают его единство с бытием и, следовательно, несут в себе определенную истину, смысл. Такие феномены следует искать и непредвзятым образом описывать как самоочевидные реальности, для воссоздания смысла которых необходимо отстранить искажающие влияния от привносимых субъективных образов или общепринятых мнений и оценок.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Феномен
непосредственно данная сознанию структурная целостность как содержание его интенциональных актов; непосредственно обнаруживающее себя благодаря акту сознания; структурный элемент потока сознания. Усмотрение и описание чистого феномена возможно в результате феноменологической редукции.
Феномен может пониматься как:
1. проявляющийся предмет (описательная феноменология);
2. предмет в сфере человеческого представления;
3. предмет, истолкованный в качестве коррелята субъективной системы представлений, что характерно для герменевтической феноменологии;
4. интенциональный смысл предмета, что характерно для интенционального анализа сознания;
5. смысл предмета при методически проведенной нейтрализации тетических актов сознания благодаря феноменологической редукции (в этом значении наиболее часто употребляется в феноменологии Гуссерля)

Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов

Феномен
То же, что явление, т. е. то, что является перед нами. От видимости, в частности в трактовке Канта и его последователей, отличается своим реальным «весом». Явление – не иллюзия, а воспринимаемая реальность (в отличие от ноумена, постигаемого разумом), реальность для нас (в противоположность вещи в себе) и единственно познаваемая реальность.
Современная философия, в частности феноменология, отказалась от противопоставления феномена ноумену, или вещи в себе. Феномен, пишет Сартр, больше не указывает свысока «на истинное бытие абсолюта. Тем, что он есть, он есть абсолютно, ибо он себя разоблачает как есть, в абсолютном выражении, поскольку раскрывается в своей сущности». Феномен «относительно абсолютен» и может быть «изучен и описан как таковой, ибо он абсолютно изъявляет самого себя» («Бытие и ничто», Введение). Это недалеко отстоит от того, что Марсель Конш назвал чистой видимостью, а Клеман Россе, значительно проще, – реальностью.

Источник: Философский словарь.

ФЕНОМЕН
Специфика этого понятия легче всего уясняется от обратного. Феномен не есть "вещь", существующая вне сознания и аффицирующая чувственность, но он не есть и "вещь" как "совокупность образов", "пучок представлений" или "комплекс ощущений". Сознание, будучи всегда направленным-на, направлено на вещь, которая явлена ему именно как вещь, но данная в смысловом единстве ее переживания. Феномен, следовательно, есть самообнаружение и самополагание вещи в потоке сознательных переживаний, где вещь полагает себя целиком как таковая в модальности самоочевидности. Отсюда понятно, что адекватное уразумение возможно здесь лишь на уровне допредикативного опыта; феномен – не конструкт и не теоретическое примышление, а ясное неискаженное переживание вещи в ее первозданности. Редукция начинается уже здесь, ибо только устранив мыслительные стереотипы, сводящие опыт к ощущениям, можно вернуться к прозрачности простого восприятия, видящего в вещи саму вещь, а не комплекс "методологических" ощущений. "Для каждого, только не для путаных философов, является абсолютно самоочевидным, что вещь, воспринятая в восприятии, есть сама вещь, в своем самоличном бытии" [61].

Источник: Феноменологическое познание. Основные термины

ФЕНОМЕН
от греч.- являющееся), филос. понятие, означающее 1) явление, постигаемое в чувств. опыте; 2) объект чувств. созерцания, в отличие от его сущностей основы - ноумена (как предмета интеллектуального созерцания). В истории философии понятие Ф. интерпретируется в зависимости от истолкования человеч. опыта: как проявление и выражение сущности или идеи (неоплатонизм, Лейбниц, Шеллинг, Гегель); как познаваемая действительность - мир явлений (феноменов), к-рые упорядочиваются науч. методами и априорными схемами трансцендентального субъекта (Кант и неокантианство); как субъективные переживания, комбинации ощущений, психич. ассоциации, к к-рым сводится опыт и вся реальность (Беркли, Юм, феноменализм).
Наряду с толкованием Ф. как чувств. данности существует идеалистич. филос. традиция (связанная с признанием интеллектуального созерцания в качестве осн. предпосылки), к-рая трактует «чистые сущности», «идеи» как особого рода Ф.: платоновская «идея», часто обозначаемая как эйдос; первоявление, «прафеномен» Гете - идеальный тип, прообраз существ и вещей; явленные «чистому сознанию» смыслы предметов в феноменологии Гуссерля. В марксистской философии понятие Ф. отождествляется с понятием «явление» - филос. категорией, отражающей внеш. свойства и отношения предмета, к-рые раскрывают его сущность. См. Сущность и явление.

Источник: Советский философский словарь

Феномен
понятие, обозначающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. Фигура умолчания - смерть. У многих народов и обществ не принято акцентировать внимание на этом явлении: в культурах существуют приемы иносказаний и другие защитные механизмы, помогающие простому человеку не думать о неизбежном конце. В то же время явление существует и оказывает заметное влияние на процессы развития общества, цивилизации и культуры (в основном искусств). Массовая культура взяла факт умолчания на вооружение: появились триллеры - фильмы ужасов и мерзостей, соответствующая литература, все это нашло обобщающее определение - чернуха.
В немецких концлагерях, как нам говорят, люди шли в газовые камеры, уверяя (?) друг друга и самих себя, что идут в баню (естественно, с подачи палачей).
Фигурой умолчания является и определенная государственная политика, заключающаяся в том, что народу не говорят правду, считая, что он не "созрел", "не поймет", "опыт показывает" и т.п., и принимая решения за народ. Подобная политика является вынужденным злом, в основе которого лежит недостаточная разработанность вопросов социальной психологии, философии и обработки информации группами людей (социального интеллекта).
Явным злом является отсутствие признаков, указывающих на то, что индивидуумы, которым общество доверило решать задачи управления, пытаются с этим злом бороться.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ФЕНОМЕН
позднелат. phaenomenon, от греч. ??????????, букв. – являющееся) – явление, в отличие от его основы или сущности как ноумена; предмет, как он воспринимается в чувственном познании (см. также Феноменализм). Аристотель применял иногда, термин "Ф." в смысле "видимого", "иллюзорного", а также и к тому, что существует согласно общему мнению или авторитету ученых. Лейбниц называл Ф. факты, известные из опыта, выделяя при этом "реальные, хорошо обоснованные феномены" (phaenomena realia, bene fundata). У Беркли, Юма, сторонников позитивизма и махизма Ф. – данные сознания, элементы опыта (понимаемого субъективно-идеалистически), составляющие единств. реальность. Согласно Канту, Ф. – все, что может быть предметом возможного опыта, что дано во времени или пространстве и в чем обнаруживаются отношения, определяемые категориями. Он противопоставлял Ф. ноумену, или "вещи в себе". В диалектич. идеализме Гегеля противопоставление явления сущности лишается абс. характера, к-рый оно имело у Канта: сущность является, а явление есть явление сущности. Ленин, материалистически истолковывая Гегеля, высоко оценил его диалектику феноменального и сущностного. В феноменологии Гуссерля и его последователей Ф. – непосредственно-данное сознание как содержание интенционального акта (см. также Интенциональность). В экзистенциализме Сартра, придерживающегося феноменологич. взгляда, характер Ф. определяется "для-себя-бытием", т.е. структурой субъективности (см. "L´?tre et le n?ant", P., 1943, p. 713). В. Асмус. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ФЕНОМЕН
греч. - являющееся) - понятие, означающее явление предмета в сознании. Понятие Ф. соотносительно с понятием сущности и противопоставляется ему. Ф. предполагает двойственное отношение к предмету: то, каким образом предмет является в сознание, и то, в чем усматривается сущность предмета. Явление предмета нетождественно сущности его. Познание, т. о., предполагает переход от явления к сущности. В классической философии Ф. принципиально противопоставляется ноумену, который остается за пределами чувственно воспринимаемого опыта и является предметом интеллектуального созерцания. В частности, Кант пытался при помощи понятия Ф. резко отделить сущность от явления, считая первую принципиально непознаваемой. В философии XX в. понятие Ф. наиболее характерно для феноменологии. Гуссерль активно разрабатывал содержание понятия Ф. Сознание, будучи всегда интенциональным, направлено на предмет, конституируемый в ноэтических актах. Ф., следовательно, есть обнаружение предмета в модусе самоочевидности. В феноменологии стирается грань между явлением и сущностью предмета и обнаруживается слитность являющейся сущности с потоком сознания, "самополагание", "самоданность", "самопроявляемость" сущности через Ф. Все чаще Гуссерль обозначает Ф. следующими словами: т. е. "само-себя-через-само-себя-раскрывающее". Т. о., Ф. не есть предмет, существующий вне сознания, но он не есть и непосредственное составляющее сознания. Ф. создается, конституируется феноменологом для ясного, неискаженного переживания предмета в его сущности, первозданности.
Г. X. Керимов

Источник: Современный философский словарь

ФЕНОМЕН
от греч. phainomenon — являющееся) — филос. термин, имеющий широкий спектр значений, иногда — синоним «явления». Платон считал, что Ф. противостоит сущности вещи, являясь слабой и неустойчивой формой реальности. И.Кант разводил Ф. и непознаваемую «вещь в себе», эта позиция была модифицирована в феноменализме (Дж. Беркли, Дж.С. Милль, а также Э. Мах, Р. Карнап и др.): впервые в систематической форме под вопрос были поставлены познаваемость внешнего мира и обыденная уверенность в его существовании. В философии Ф. Брентано Ф. есть общее обозначение всего, что может стать объектом научного исследования, особое внимание уделяется нахождению специфики психического, для чего Брентано вводит и обосновывает различение «психических» и «физических» Ф. Наибольшую известность и разработку термин «Ф.» получает благодаря трудам Э. Гуссерля. Естественному, «натуралистическому», пониманию переживаний реального индивида как «психических фактов» Гуссерль противопоставляет «чистые Ф.», т.е. Ф., очищенные феноменологической редукцией от всяких характеристик, приписываемых им обыденным сознанием. Ф. выступает как основная, целостная и достоверная единица того, что можно вычленить в сознании. В дальнейшем использование термина «Ф.» связано с попытками избавиться от сведения его к области сознания (М. Шелер, М. Хаидеггер). Так, интерпретируя Ф. как «себя-в-себе-самом-показывающее», Хаидеггер увязывает возможность такого «показа» с речью и приписывает Ф. возможность «сокрытия-себя-самого», что делает возможным введение в Ф. временного измерения как «истории сокрытия»; последняя основывается уже не на временности сознания, а на «темпоральное™» (изначальной временности) бытия человека в мире. Как для Гуссерля, так и для Хайдеггера именно Ф., а не «явление» (Erscheinung) остается одной из главных категорий их философствования.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

ФЕНОМЕН
понятие, соотносительное с понятием сущности и противопоставляемое ему. Это противопоставление предполагает такой способ рассмотрения реальности, когда человек от наивного реализма ("вижу вещи") переходит к осознанию того, что явления вещей нетождественны самим вещам.
В философии XX в. понятие Ф. наиболее широко употребляется в направлениях гносеологического дуализма, где различается трансцендентное и имманентное. Трансцендентное понимается двояко: либо как то, что лежит по ту сторону нашего познания вообще (Бог, свобода, бессмертие), либо как то, что лежит по ту сторону нашего Я. В первом случае это граница опыта вообще, во втором - граница субъективного опыта. Имманентное - это содержание сознания, феноменальная данность. Брентано и Дильтей различали физические (внешние) и психические (внутренние) феномены. Физические Ф. - это не. вещи, действительно наличествующие, а знаки чего-то действительного, что своим влиянием производит представление. Психические Ф. суть Ф. в строгом смысле слова, т.к. они даны в переживании имманентно, в ментальной (интенциональной) данности, в качестве непосредственной очевидности.
У Гуссерля восприятию вещи, по существу, с самого начала свойственна "неадекватность", вещь дается в восприятии "односторонне", в горизонте неопределенного. В ходе познания она становится все более определенной, но все же "самой сущности корреляции вещи и восприятия вещи... присуще оставаться несовершенным". Гуссерль считает, что Брентано допускал смешение понятия психического Ф. с "чистым феноменом" в феноменологическом смысле. Последний у Гуссерля не эмпиричен, но он не является и априорным в кантовском смысле. Ф., исследуемые феноменологией - те же, что и Ф. других наук, но даются они в совершенно иной установке, чем в других науках. Трансцендентальная редукция преобразовывает естественную установку, основанную на "трансцендентных" фактах, в феноменологическую, рассматривающую то же содержание как имманентный сознанию, непосредственный и абсолютно данный "чистый" Ф. В этой интенциональной данности Гуссерль различает две стороны Ф. (см.: ноэзис и ноэма), пребывающие в сущностной корреляции как неразрывные моменты первичного единства.
Последователи Гуссерля, однако, усмотрели односторонность в идеалистической тенденции основывать Ф. на трансцендентальной субъективности. А. Пфендер, в частности, указал на онтологическую обусловленность феномена. Шелер рассматривал Ф. в феноменологическом смысле как априорно данные "чистые факты", раскрывающиеся в феноменологической установке как "чистые сущности", или "чтойности", выявляющиеся далее в синтезе созерцаемого содержания как "первофеномены" и рациональное содержание значений ("идеи"). Н. Гартман же утверждал онтологический примат бытия перед познанием, объекта перед субъектом. Ф. у него и тут и там является видимой границей и переходом в другой, так что, с одной стороны, оказывается возможным субъективный подход к бытию, а с другой стороны, он одновременно "трансцендирует" самого себя, являет свое содержание как трансфеноменальное.
У Хайдеггера Ф. как "себя в себе самом показывающее" уже не есть произведение сознания, а бытие, указывающее на себя в некотором горизонте времени, который одновременно "овозможивает" самодостаточность "бытия в мире". Поэтому вместо анализа сознания с помощью трансцендентальной редукции Хайдеггер предлагает экзистенциально-аналитическую экспликацию конкретного существования в виде "присутствия" (Dasein) во временности. Хайдеггер тщательно различает эмпирический и трансцендентальный подход к Ф., чтобы отделить понятие феномена от "видимостей" (кажущегося сущим, но чего на самом деле нет), "чисто привативных модификаций" и "явлений" (т.е. того, что как знак указывает на другой знак). Ф. здесь - это бытие сущего и одновременно нечто скрытое, изменчивое, нетематизированное.
Для Витгенштейна Ф. - это также нечто первичное и ни к чему не сводимое. Объяснение Ф. не прибавляет ему реальной данности. Поэтому неверно, полагает Витгенштейн, искать объяснения там, где следует видеть факты как "первофеномены".
А.Г.Вашестов

Источник: Современная западная философия: словарь

ФЕНОМЕН
явление, предмет, данный в чувственном созерцании.
В античной философии термин встречается у разных авторов для обозначения предмета опытного знания. В школах, признававших критерием истины чувства, феномен рассматривался как истинный предмет познания. Девизом эмпирического знания стала фраза «следовать феноменам», а фраза «спасать феномены» — популярным описанием нестыковки между теорией и эмпирическим наблюдением (напр., в астрономии). Для Платона и платоников феноменальный (видимый) мир становления является лишь отражением ноуменального (мыслимого) мира идей, или бытия, что влечет за собой отрицательную трактовку ценности феномена. Вместе с тем феномен являет именно идею, отсюда — смысл не только «кажимости», но и положительной «явленности», открытости бытия.
В философии Нового времени (особенно у Беркли и Юма), а также в немецкой классической философии феномен, явление перестает быть заслуживающим доверия отражением идеи (бытия, абсолюта и т. п.). Размышление над проблемами познания приводит к возникновению наряду с «феноменом» других родственных терминов, выражающих разную степень достоверности, явленности бытия: «видимость», или «кажимость» («Schein»), — в качестве промежуточного между «иллюзией» и «истиной» (впервые в «Новом органоне» Ламберта, 1764), явление (Erscheinung), «вероятность» (Wahrsscheinlichkeit) и др. У Канта феномен — всякий объект, конституированный трансцендентальным Я («Критика чистого разума», А 240).
Понятие феномена играет важную роль у Брентано: знание о человеке (задача психологии) должно быть получено из наблюдения за психической жизнью, и то, что становится доступным в результате подобного наблюдения, есть «феномен» — в широком смысле, согласно Брентано, вообще все, что может стать объектом научного рассмотрения. В этом смысле становится возможным говорить о «внутренних», психических, и «внешних», физических, феноменах. Специфику психических феноменов определяет то, что им присуще «внутреннее интенционалыюе существование» (см. Интенциональность).
Понятие феномена становится ключевым в феноменологии Гуссерля. Обращаясь к античной традиции, Гуссерль выделяет естественно-научное толкование феномена, закрепившееся в философии Нового времени (Галилей, Ф. Бэкон), — вещь, взятая так, как она непосредственно предстает в чувственном опыте вместе с ее качествами, связями и отношениями, причем явленность вещей в чувственном созерцании противопоставляется тому, как они есть «сами по себе»: чувственные вещи — это «всего лишь явления» (blosse Erscheinungen) — в том смысле, что с их помощью дает о себе знать, «возвещает» о себе подлинная природа. Называя свою философию «феноменологией», «наукой о чистых феноменах», Гуссерль расширяет традиционное понятие феномена, который обозначает теперь не только определенные аспекты вещи, данные нам в восприятии, но характеризует также «единство, пронизывающее смену созерцаний», т. е. «чистые» содержания, «единства» сознания, которые могут быть изучены вне их возможной связи с реальным физическим миром. Однако та методическая процедура, которая должна была, по Гуссерлю, сделать доступными эти феномены, — феноменологическая редукция — неоднократно вызывала возражения коллег Гуссерля по феноменологическому движению (Т. X. Липпс, А. Пфендер и др.). Высказывались предположения о возможности обращения к феноменам как к конкретным «реальностям» (философским, религиозным, этическим, эстетическим и т. п.). Если для Гуссерля феномен есть то, что «показывает себя» очевидным и достоверным образом, то Хайдеггер, обращаясь, в частности, к аристотелевской трактовке этого понятия, пытается показать, что феномен не обозначает ничего «содержательного», но относится только к «способу», каким нечто становится нам доступным (отсюда тезис, что феноменология не должна быть необходимо связана с трансцендентальным сознанием). Хайдеггер утверждает также, что к «способу бытия» феномена необходимо присуще как «показывание себя на себе самом», так и «скрывание себя».
Лит.: Херрманн Фр.-В. фон. Понятие феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера. Томск, 1997; Neue Entwicklungen des Phanomenbegriffs, «Phanomenologische Forschungen», Bd. 9. Munch., 1980.
И. А. Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
104.95 кб

Феномен насилия в русской сказке

Суслов Андрей Александрович
Исследуется вопрос об онто-гносеологическом аспекте феномена насилия, понимании и осознании его истоков и форм проявления на основе сюжетов русских сказок.
Читать PDF
150.53 кб

Феномен «смысл жизни» в образовательном процессе

Ульянова Ирина Валентиновна
Читать PDF
463.27 кб

Феномен толерантности и его оборотная сторона

Хамидов А. А.
Читать PDF
64.02 кб

Имя как феномен культуры

Ярославцева И. П.
Читать PDF
91.16 кб

Феномен повседневности в культуре

Голенок Геннадий Васильевич
Анализируется слой культуры, который связан с повседневностью. Осмысливаются антропологические аспекты данной темы.
Читать PDF
343.83 кб

Феномен рациональности: философская традиция и современные интерпретации

Стоцкая Татьяна Геннадиевна
В статье рассмотрен эвристический потенциал категории «рациональность», показаны основные подходы к ее изучению.
Читать PDF
307.15 кб

Морально-этический феномен толерантности

Золотухин В. М.
Читать PDF
208.85 кб

Феномен социального противоречия в контексте переходных состояний

Иваненко А. А.
Читать PDF
259.19 кб

Натурфилософия как феномен культуры

Штомпель О. М.
Читать PDF
261.36 кб

Постмодернизм и феномен насильственного действия в интеллектуальном мире

Родионов С. Н.
Читать PDF
542.80 кб

Город как виртуальный феномен

Туркина В. Г.
Читать PDF
181.47 кб

Феномен самоопровержимости скептического учения

Васильченко В. А.
Читать PDF
171.38 кб

Концепция устойчивого развития и феномен самоорганизации

Ширяев А. Е.
Читать PDF
164.34 кб

Сущность мифа как философская проблема. 1. Феномен мифического: плюрализм интерпретаций

Осаченко Ю. С.
Анализируется проблема понимания сущности мифа. Миф является сложным социальным и культурным феноменом. Он при+ сутствует не только в древности, но и активно функционирует в современности.
Читать PDF
112.92 кб

Феномен повторных научных открытий и проблема релятивизма в философии науки

Чмыхало А. Ю.
Рассматривается феномен повторных научных открытий в контексте обсуждения проблемы релятивизма в современной философии науки.

Похожие термины:

  • Элейская школа. Идея и парадоксы бытия Феномен Ксенофана

    "Зачинателем элейской школы, — свидетельствует Климент Александрийский, — был Ксенофан Колофонский", который, "по словам Аполлодора... родился 50-ю олимпиаду [580-577 гг. до н.э.] и дожил до времени Дария
  • Феномен удвоения реальности человека

    возникновение различения человеком в себе внутреннего и внешнего человека. Примерно в 28 лет возникает феномен удвоения реальности человека. Примерно к 25 годам все реальности нижележащего уровня
  • Пси-феномен, парапсихологический феномен

    см. Паранормальные явления).
  • ГОЛОС И ФЕНОМЕН: введение в проблему знаков в феноменологии Гуссерля

    La voix et le phenomene". Paris, 1967) - работа Деррида. В начале книги Деррида формулирует "предписание для самой общей формы нашего вопрошания: не утаивают ли все же феноменологическая необходимость, строгость и
  • Жизненный путь и сочинения, феномен Хабермаса

    Юрген Хабермас, один из самых значительных философов современности, родился в Дюссельдорфе в 1929 г. В конце 40 - начале 50-х годов он учился в Геттингене, Цюрихе и Бонне, причем специально изучал не тол
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

    - осмысление истории через категории культуры, ценностно-смысловое наполнение процессуальных структур истории. В 20 в. под непосредственным и косвенным влиянием символистских и феноменологич. фил
  • ТЕЛЕСНОСТЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

    - преобразованное под влиянием социальных и культурных факторов тело человека, обладающее социокультурными значениями и смыслами и выполняющее опр. социокультурные функции. Включение "человека
  • Феномен удвоения реальности личности

    возникновение различения человеком своей уникальности в отличие от уникальности другого человека. У ребенка 10-11 лет уже явственно возникают элементы реальности личности, т.е. с этого возраста он
  • Феномен множественности талантов

    есть много типов способностей (талантов), на каждом из которых можно строить траекторию развития ребенка. Для каждого из этапов виртолюции человека характерен свой набор свойств таланта: телесные
  • Феномен неразличения

    явление уверенности в выполнении одной процедуры при совершении другой процедуры (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).
  • Феномен невыполненности

    явление уверенности в невыполненности на самом деле совершенной процедуры (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).
  • Феномен перескакивания ступени развития

    возможность построения синомичной соби при несиномичной развитости базовой соби (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).
  • ПСИ-ФЕНОМЕН

    также парапсихологический феномен- любой из нескольких типов событий, которые не могут быть объяснены известными законами природы, или знание, полученное иначе, чем обычными сенсорными путями. Ди
  • Феномен смены типа развития

    с изменением типа соби кардинально изменяется тип психического развития человека (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).
  • Феномен соположения реальностей

    расположение событий разных реальностей в единый ряд событий как однородных (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).
  • Феномен удвоения реальности сознания

    возникновение различения человеком своего и чужого сознания. Примерно с трех лет у ребенка начинает формироваться собственное сознание и примерно к семи годам возникает феномен удвоения реально
  • Феномен удвоения реальности телесности

    возникновение различения человеком своего тела и других материальных тел. С виртуальной точки зрения, генезис человека можно представить как порождение новых видов соби. Новорожденный обладает
  • Феномен удвоения реальности воли

    возникновение различения человеком своего и чужого волевого действия. Примерно в 16-17 лет возникает новая виртуальная реальность: реальность воли, собь воли, воля, понимаемая в виртуальном смысле.
  • ФЕНОМЕН ВАРЯГОВ

    выдвижение в обществе в элитарный слой иностранцев, этнических меньшинств. Возникает, в результате противоречия между осознанием обществом, правящей элитой необходимости определенного, важного
  • Феномен выполненности

    явление уверенности в выполненности на самом деле не совершенной процедуры (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).