ФЭН ЮЛАНЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ФЭН ЮЛАНЬ
р. 1895,Танхэ, пров. Хэнань), кит. философ, создатель т. н. нового неоконфуцианства (синь лисюе), историк кит. философии. Принадлежал к группе кит. немарксистских мыслителей, выступавших в 20-40-х гг. за объединение традиц. кит. и совр. зап. философии. Новое неоконфуцианство Ф. Ю. представляло собой своеобразный синтез неоконфуцианства школы Чэн-Чжу (см. Чэн И, Чжу Си) с элементами даосизма, буддизма и зап. течений, особенно позитивизма. В основе его учения четыре «пустых», «лишенных положит.содержания», формальных понятия: липринцнп (идеальная форма, высшим выражением ее является великий предел - тайцзи); ци - материя, материальная сила; дао ди - постоянный процесс движенияпреобразования дао, совмещающий все единичные процессы; да цюань - «великое целое», универсум, всеобъемлющая сумма всего сущего - «Один есть все и все есть Один». В соответствии с осознанием человеком своих действий Ф. Ю. выделял четыре ступени, или «сферы жизни»: невинномладенческую (человек, подобно ребенку или дикарю, поступает в согласии с инстинктами или обычаями); утилитарную (человек осознает себя и действует себе на пользу); моральную (индивид осознает существование общества и себя как его члена); трансцендентную (понимание универсума, «великого целого», осознание себя «гражданином неба»). После образования КНР Ф. Ю. отказался от «нового неоконфуцианства» и заявил о своем переходе на марксистские позиции. Подвергался гонениям в период «культурной революции».

Источник: Советский философский словарь

ФЭН ЮЛАНЬ
4 декабря 1895, Танхэ, провинция Хэнань — 26 ноября 1990, Пекин) — философ, историк китайской философии, представитель «нового конфуцианства». Получил образование в Пекинском университете (1915—18), с 1919 обучался в Колумбийском университете (США), где испытал влияние Дж. Дьюи, У. П. Монтегю и Ф. Дж. Э. Вудбриджа. В 1924 удостоен степени доктора философии. После возвращения в Китай работал в университете Цинхуа, в 1934 увидела свет его двухтомная «История китайской философии» (Чжунто чжэсюэши), переведенная впоследствии на английский язык Д. Бодде. В 1936—46 преподавал в Объединенном университете юго-запада в Куньмине, в этот период им была разработана философская концепция «нового учения о принципе» (синьлисюэ). В 1946—47, во время работы в университете Пенсильвании (США), с помощью Бодде написал на английском языке «Краткую историю китайской философии» (A Short History of Chinese Philosophy, 1947, рус. пер. 1998). С 1947 преподавал в Цинхуа, в 1952 переведен на философский факультет Пекинского университета, где и проработал до конца жизни. Заявил о переходе на позиции марксизма, в 1950—60-е гг. подвергался критике за свои прошлые воззрения и за призывы к унаследованию в условиях социализма «абстрактного» общегуманистического смысла конфуцианских понятий. В 1970-е гг., в период «культурной революции», присоединился к кампании по критике Конфуция, был советником «группы большой критики», созданной на основе Пекинского университета и университета вЦинхуа. Вернулся к научному творчеству в 1980-е гг., за последнее десятилетие жизни им была создана семитомная «История китайской философии в новой редакции» (Чжунго чжэсюэши синьбянь).
В раннем творчестве Фэн Юлань ориентировался на поиск сходных черт и тенденций в культурах Востока и Запада. Выделял три общих направления в развитии человеческой мысли — «путь уменьшения [познаний]», характеризующийся аскетизмом, антиинтеллектуализмом и мистицизмом (Чжуан-цзы, Платон, буддистские мыслители, Шопенгауэр); «путь увеличения [познаний]», которому присущи рационализм, гедонизм и субъектный «эгоизм» (Ян Чжу, МоДи, Декарт, Бэкон и Фихте), а также оптимальный «срединный путь», позволяющий избегнуть крайностей двух предыдущих (Конфуций, Аристотель, неоконфуцианцы, Гегель). Исходил из противопоставления постоянно увеличивающей объем содержательных познаний науки и стремящейся к формализации и «пустоте» через уменьшение объема содержательных суждений философии.
В 1930-е гг., подобно ХуШи, привнес в изучение истории китайской философии западную методологию, однако выступал против попыток последнего критически «ниспровергнуть» китайскую традицию. К 1940-м гг. Фэн Юлань начал уделять большее внимание социально-экономическим факторам в развитии китайской философии (ее связь с крестьянским менталитетом обусловила доминирование идей цикличности мирового процесса, идеализацию природы и кланово-семейных структур).
Разрабатывая «новое учение о принципе», Фэн Юлань пытался реконструировать учение неоконфуцианской школы «ли сюэ» братьев Чэн — Чжу Си при помощи западных философских концепций. Учитывая аргументы неореализма и логического позитивизма против традиционной метафизики, Фэн Юлань хотел создать «самую философскую философию», не содержащую эмпирических высказываний и анализирующую исключительно мир идеальных абстрактных сущностей. Из единственной эмпирической предпосылки «нечто существует» Фэн Юлань выводил четыре формальных аналитических тезиса с соответствующими им переосмысленными «пустыми категориями» традиционной китайской философии: если всякий существующий объект относится к определенному роду, то это дает возможность говорить о наличии определяющих родовую сущность вещи вневременных и внепространственных «принципах» (ли); материальное воплощение ли в индивидуальных объектах мироздания происходит при помощи лишенной собственных качеств «субстанциипневмы» (ци), динамический аспект мироздания описывается раскрытием все большего числа ли-принципов, содержащихся в Великом пределе (тай щи), а статический — понятием о Великом целом (да цюань), которое объединяет мир существующих вещей и запредельных идеальных принципов. Фэн Юлань провозгласил, что целью философии является возвышение человеческого разума, проходящего в своем развитии четыре ступени. Две низшие сферы разума (естественная и утилитарная) даны природой, тогда как две высшие — моральная и космическая — создаются усилием разума. Моральная сфера указывает на идеалы служения обществу, космическая сфера воплощает даосско-буддистские мотивы и призывает человека к духовному единению с мирозданием, предстающим в ипостаси космологического «Неба» (тянь) или философского «Великого целого». Слияние «мистической» китайской философии с «рационалистической» философией Запада должно было, по Фэн Юланю, привести к рождению «всемирной философии будущего». Такой синтез должен был осуществиться путем объединения позитивного «рационалистического онтологизма» неоконфуцианцев школы лисюэ и платонизма с «негативной гносеологией» даосов, чань-буддистов и кантианцев.
Начиная с 1950-х гг. Фэн Юлань пытался пересмотреть свою философскую систему при помощи гегелевского понятия о «конкретном всеобщем» и диалектической трактовки общего и единичного, снимая тем самым противопоставленность мира существующих вещей и мира идеальных сущностей. В конце жизни Фэн Юланъ отказался от попыток соединения марксизма и китайской философии, объявив идеи Мао Цзэдуна «утопией» и «абсурдом», доказывал, что марксистская диалектика, которую он свел к тезису «вражда должна быть враждой до конца», необходимо уступит место китайской философии, настаивающей на примирении и разрешении противоречий.
Соч.: Саньсунтан цюаньцзи (Поли. собр. соч. из Зала Трех Сосен), т. 1—9,11—14. Чжэнчжоу, 1985—94; Краткая история китайской философии, пер. с англ. Р. В. Котенко. СПб., 1998.
Лит.: Ломаное А. В. Современное конфуцианство: философия Фэн Юланя. М., 1996; Он же. Судьбы китайской философской традиции во второй половине XX в. Фэн Юлань и его интеллектуальная эволюция.— «Информационный бюллетень Института Дальнего Востока», 1998, № 1.
А. В. Ломаное

Источник: Новая философская энциклопедия

ФЭН ЮЛАНЬ
Фэн Чжишэн. 4.12.1895, Танхэ пров. Хэнань, - 26.11.1990, Пекин. Философ, историк философии. В 1915 поступил в Пекинский ун-т. С 1919 обучался в США, получил степень д-ра философии в Колумбийском ун-те (1924). После возвращения в Китай занимался научно-преподавательской деятельностью. В 1936 - 46 - проф. Объединенного Ун-та Юго-Запада (Куньмин). В 1946 - 7 работал в Пенсильванском ун-те (США), в 1947 -52 -в Ун-те Цинхуа. С 1952 проф. филос. ф-та Пекинского ун-та, чл. отд. философии и обществ, наук АН Китая. Чл. НПКСК 2, 3 и 4-го созывов, чл. ВСНП 4-го созыва. В ранних работах Ф.Ю. заметно влияние культурологич. идей Лян Шумина. В соч. "Сравнительное изучение жизненных идеалов" (на основе докт. дис.) Ф.Ю. ориентировался на поиск сходных тенденций в различных культурах. Выделил три направления человеч. мысли, исходя из идеализации тех или иных черт реального мира и соотношения в этих направлениях: с одной стороны, науки, постоянно увеличивающей объем содержательных познаний, и, с другой - философии, стремящейся к формализации и "пустоте" через уменьшение объема содержательных суждений. Деноминация этих направлений восходит к "Дао дэ цзину" (§ 48): "Кто учится, с каждым днем увеличивает, кто следует дао, с каждым днем уменьшает. В непрерывном уменьшении достигают недеяния". Первое направление мысли - "путь уменьшения" (сунь дао), характеризующийся аскетизмом, антиинтеллектуализмом и мистицизмом (Чжуан-цзы, Платон, буд. мыслители, Шопенгауэр); второе - "путь увеличения" (и дао), к-рому присущи рационализм, гедонизм и субъектный "эгоизм" (Ян Чжу, Мо Ди, Декарт, Бэкон и Фихте); третье - "срединный путь" (чжун дао), к-рому отдавал симпатии Ф.Ю. и к-рый позволяет избежать крайностей первых двух "путей" (Конфуций, Аристотель, представители неоконфуцианства, Гегель). В начале 30-х гг. создал фундамент, труд - "Историю кит. философии", в к-ром разделил развитие филос. мысли в Китае на два периода: "эпоху учений мудрецов" (цзы сюэ ши дай)- до пер. правления дин. Цинь (221 -207 до н.э.) и "эпоху изучения канонов" (цзин сюэ ши дай)- от дин. Хань (206 до н.э.- 220) до дин. Цин (1644-1911). Ф.Ю. стремился преодолеть тенденцию к "ниспровержению" кит. философии с позиций зап. методологии (см. Ху Ши). Признал приоритет Запада в создании формализованных филос. систем, в изучении кит. философии ориентировался на исследование "содержательных систем" - текстов, в разных формах выражающих существенную филос. проблематику. Историко-филос. методология Ф.Ю. испытала воздействие прагматистской эпистемологии, в части, концепции о "воле к вере" амер. философа и психолога У. Джемса. Серьезное внимание Ф.Ю. уделял роли геоэкономич. и социальных факторов в формировании специфики философии и связи последней с историей об-ва. Населению аграрного Китая "их земля представлялась миром". Изначально кит. философия тесно связана с крестьянским сознанием, что определило такие ее черты, как представления о цикличности мирового процесса, идеализация природы, неразвитость познавательной методологии (неразделенность объекта и субъекта). Немобильность населения и семейно-клановая система породили автократию и иерархичность - в результате на первый план выходили этич. проблемы "кланового строя", к-рыми занималось конфуцианство. Отсутствие в древнем Китае "коммерческой цивилизации" древнегреч. типа привело к неразвитости математики и "абстрактного знания", приоритету "естественного" перед "искусственным", что явилось мировоззренческим барьером на пути к промышленной революции. Ф.Ю. развивал концепцию социопрофессионального генезиса школ кит. философии, изложенную Лю Синем ("Хань шу", гл. "И вэнь чжи"). Связывал возникновение школ с распадом социальной системы гос-ва Чжоу к сер. 1-го тысячелетия до н.э., когда образованные аристократы, оказавшись среди простолюдинов, зарабатывали на жизнь исполнением своих прежних функций (педагогич., ритуальных, оккультных, дипломатич., военных) на основе частного найма. В кризисный для Китая пер. Войны сопротивления Японии (1937 - 45) Ф.Ю. разрабатывал систему "нового неоконфуцианства", или "новое учение о принципе" (синь ли сюэ), реконструирующее философию ли сюэ Чэн И - Чжу Си с использованием методологич. и теоретич. положений зап. философии. На Ф.Ю. значительно повлияли разработки амер. неореалистов Ф.Э. Вудбриджа, У.П. Монтегю, идеи Венского кружка логич. позитивизма (Л. Витгенштейн, Р. Карнап, М. Шлик) и Б. Рассела. Учитывая их аргументы против традиц. метафизики, Ф.Ю. конструирует философию, не содержащую высказываний относительно актуального эмпирич. мира (ши цзи) и анализирующую исключительно идеальный "истинностный" мир (чжэнь цзи). Из первопредпосылки "нечто существует" выводится четыре формальных аналитич. тезиса с соответствующими им "пустыми категориями" (кун мин), лишенными предметного содержания,- ли [1], ци [1], дао ти, да цюань: 1. За счет "принципов", "идеальных форм" -ли [1], пребывающих во вневременном и внепространственном "реальном бытии", всякая вещь относится к определенному, поддающемуся наименованию классу. 2. Актуализация ли [1] в индивид, существовании вещей реализуется "субстанцией" ци [1], не принимающей наименований, лишенной всяких характеристик и потому сопоставимой с категорией "небытие" древнегреч. философии. 3. Концепция "тела дао" (дао ти) выводится Ф.Ю. из рассмотрения существования вещей в его динамике и описывает актуализацию "принципов", содержащихся в их совокупности - "Великом пределе" (тай цзи). 4. "Великое целое" (да цюань) объединяет в себе мир актуального (существующие вещи) и "реальное" (ли [1]). Конкр. вещи можно ощутить, но не помыслить (они единичны, а понятия общи); ли [1] неощутимо, но мыслимо; дао и "Великое целое" нельзя ни помыслить, ни ощутить. Поэтому метафизика начинает с логико-аналитич. позитивного метода, обеспечивающего ясность мышления, и заканчивает негативным, лишающим объект всяких характеристик, за счет чего можно высказываться о том, что трансцедентно чувствам и разуму. Цель философии, по Ф.Ю., не в расширении фактуальных знаний, а в возвышении человеч. разума. Степень индивид, понимания мира и самосознания определяет принадлежность человека к определенной сфере бытия. На уровне природной (цзы-жань) сферы человек не осмысляет свое поведение и подчиняется инстинкту, в утилитарной (гунли)- руководствуется личной выгодой. К моральной (даодэ) сфере принадлежат люди, ведомые обществ, долгом. Высшая, космич., или универсальная (тянь-ди), сфера есть собственно продукт философствования, в ней человек объединяется с миром, предстающим в ипостаси "Неба" (тянь) или "Великого целого". По мнению Ф.Ю., ядром кит. филос. традиции был поиск синтеза духовного совершенства и социальной активности ("внутр. совершенной мудрости и внеш. царственности", нэй шэн вай ван), "достижения высшей просветленности и следования середине" (ср. "Чжун юн"). Синтетич. "всемирную философию будущего" Ф.Ю. видел "более мистичной", чем зап. философия, но "более рационалистичной", чем традиц. философия Китая. Осуществление такого синтеза предполагалось на пути слияния позитивного рационалистического онтологизма неоконфуцианства Чэн [братьев] - Чжу [Си] школы и платонизма с "негативным гносеологизмом" даосов, мыслителей буд. Чань школы и кантианцев. С конца 40-х it. Ф.Ю. вернулся к исследованию истории кит. философии. В 1947 в США вышла "Краткая история кит. философии", написанная Ф.Ю. специально для зап. читателя и содержащая краткое изложение его историко-филос. и собственно филос. взглядов. В 1957 выступил против тотального отрицания наследия кит. философии, призвав к "восприятию абстрактного" общегуманистич. смысла категорий конфуцианства; заявил, что Конфуций не является материалистом, так как его учение направлено на приведение фактов в соответствие с абстрактными понятиями (см. Чжэн мин). С начала 50-х гг. Ф.Ю. стал одной из гл. мишеней в борьбе с "феодально-бурж. философией", что привело к вынужденному снижению научно-теоретич. уровня его работ. В 80-е гг. Ф.Ю. работал над семитомной "Историей кит. философии в новой редакции". Выполненные в 30 - 40-х гг. Д. Бодде и Э.Р. Хьюзом переводы трудов Ф.Ю. широко используются зап. синологами и ощутимо влияют на их исследования. *Чжунго чжэсюэ ши синь бянь (История кит. философии в новой редакции). Т. 1 - 7. Пекин, 1983 и др.; Саньсунтан цюань цзи (Поли. собр. соч. из Зала трех сосен). Т. 1 - 15. Хэнань, 1985 и др.; Саньсунтан сюэшу вэньцзи (Сб. науч. статей из Зала трех сосен). Пекин, 1984; Саньсунтан цзысюй (Автобиография из Зала трех сосен). Пекин, 1989; A History of Chinese Philosophy. Vol. 1 - 2. Princ., 1953; A Short History of Chinese Philosophy. N.Y., 1958; The Spirit of Chinese Philosophy. L., 1962 (2nd imp.); **Буров В.Г. Совр. кит. философия. М., 1980; Ломанов А.В. "Путь высшей просветленности и следования середине". Ф.Ю. и его филос. наследие // ПДВ. 1992. №6; Chang Wing-tsit (tr. and сотр.). A Source Book in Chinese Philosophy. Princ., 1963; Ван Цзянпин. Ф.Ю. чжэсюэ сысян яньцзю (Исслед. филос. идей Ф.Ю.). Чэнду, 1989; Тянь Вэньцзюнь. Ф.Ю. синь ли сюэ яньцзю (Исслед. нового учения о принципе Ф.Ю.). Ухань, 1990. А.В. Ломанов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь