ФЭН ЛЮ

Найдено 1 определение
ФЭН ЛЮ
Ветер и поток". Эстетич. идеал, стиль мышления, поведения и творчества, сложившийся в пер. Шести династий (Лючао, 3 - 6 вв.). Входящий в сочетание Ф.л. иероглиф фэн ("ветер, веяние, поветрие, нрав") подразумевает естеств. движение мировой идеально-материальной субстанции - "пневмы" (ци [1]), проявляющееся в самых разных сферах бытия на уровнях индивидуума, об-ва (ср. фэнсюй - "манеры", фэнси - "нравы и обычаи", "Го фэн"- "Нравы царств" и т.п.) и природы. Второй иероглиф - лю ("поток", "течение"), предопределяет аналогию с движением воды, к-рая в кит. культуре метафорически (а нередко вполне натуралистически) отождествляется с "пневмой" и дао. Бином Ф.л. ассоциативно связан со словосочетанием фэн шуй ("ветер и вода", геомантия), обозначающим природные силы, традиц. искусство постижения их связей и применения к ним. Стиль Ф.л. отразил в сфере эстетики изменения в мировоззрении и системе ценностей кит. интеллектуальной элиты, прежде всего относительное падение авторитета конфуцианства, рост интереса к даос, проблематике, взаимопроникновение конф. и даос., отчасти буд. ценностей, усиление внимания к проблеме самовыражения. Признаками Ф.л. считались раскованность, даже эксцентричность поведения и внеш. вида; в области интеллектуальной практики эстетич. ценностям Ф.л. соответствовала традиция "чистых бесед" (цин тань), а в сфере императивов индивид, действия и творчества - сохранение внутренней свободы, внерефлективная чуткость к движениям дао в мистич. глубинах человеч. духа. В эпоху Ф.л. начали появляться спец. теоретич. соч., заложившие органичную кит. культуре традицию осмысления эстетич. проблем в контексте актуальных для определенного времени общефилос. идей, но применительно к конкр. практике художеств, творчества: изящной словесности (напр., "Вэнь синь дяо лун" - "Дракон, изваянный в сердце письмен" или "Резной дракон лит. мысли" Лю Се, 5 в.; "Ши пинь" - "Категории стиха" Чжун Жуна, 4 в.; соч. Цзи Кана и др.), живописи (трактаты Ван И, 4 в.; Гу Кайчжи, 4 - нач. 5 в.; Се Хэ, Ван Вэя, 5 в.; Яо Цзуя, 6 в. и др.), каллиграфии - шу фа (соч. Ван Сичжи, Ван Фужэня и др.). Из сферы социальной антропологии в обл. эстетики перешло понятие "пинь" ("категория", см. Син [1]): оно дало назв. жанру теоретич. соч. и обозначило выделение специфич. эстетич. ценностей, связанных с градациями ("категориями") мастерства и в отличие от предшествующей традиции лишь опосредованно сопряженных с морально-дидактич. и этико-аксиологич. проблематикой, с представлением о полезности прекрасного с т. зр. той или иной этико-социальной доктрины. В ср. века термин "пинь" стал обозначать также различные типы эстетич. настроения. В трактате Се Хэ "Гу хуа пин лунь" ("Заметки о категориях старинной живописи") были сформулированы т.н. шесть законов (лю фа) живописи, ставшие канонич. для традиц. кит. искусства. Из лапидарно изложенных "шести законов", впоследствии подробно толковавшихся кит. теоретиками искусства, наибольшее общеэстетич. значение имеют первый и третий. Первый - ци юнь шэн дун (варианты - "живое движение циркуляции пневмы", "живое движение в созвучии энергий", "циркуляция пневмы порождает движение" и т.п.). Этот принцип подразумевает выражение в искусстве общекосмич. взаимосвязей, нелинейных закономерностей космич. хаоса, а также функцию художеств, образа как органич. грани мироздания, продолжающей цепь мирового движения, спонтанных порождений одними вещами и явлениями других (ср. у юнь - лю ци ("пять циркуляции/трансформаций - шесть пневм"], нумерологич. учение о взаимосвязи природных процессов; см. Сян шу чжи сюэ). Третий из "шести законов", ин у се сян ("создание образов в соответствии с вещами"), подразумевает выражение "подлинности" (чжэнь) бытия, пронизывающей вещи феноменального мира, в живой конкретике "образов" ("символов", сян [1]). Последние непосредственно воплощают не поддающуюся внеш. артикуляции тайну ноумена (ср. представление о гуа как об "образах"), не раскрывая ее. Традиция Ф.л. ввела в теоретич. оборот в спец. эстетич. качестве ряд понятий: и [3] ("идея, воля, замысел") - указание на недискурсивную "осмысленность" реальности, а также на выражение ее в целенаправленном психич. движении; шзнь [ 1 ] ("дух")- как всеединство мировой "духовности", животворящее начало, соединяющее художника-творца, воспринимаемую и творимую им реальность (с 8 в. способность "передать дух" - чуань шэнь, или "писать душу" - се шэнь, стала считаться показателем высшего художеств, мастерства); ци [1] ("пневма") -субстанция мироздания, состояние и качества к-рой определяют различные стороны человеч. природы, в т.ч. творческую индивидуальность художника, а также достоинства и недостатки художеств, произв. и т.д. В истории кит. культуры традиция Ф.л. зафиксировала важнейший этап формирования эстетич. мысли - складывание ее понятийного аппарата, принципов и канонов теоретизирования, создание основополагающих теоретич. соч. Влияние Ф.л. как эстетич. выражения идеала личности в наибольшей степени проявилось в ориентации интеллектуалов на образ "человека культуры" (вэнь жэнь) в пер. утверждения неоконф. мировоззрения (11 - 12 вв.) и складывания сопряженных с ним культурных явлений, напр. стиля вэньжэнь хуа ("живопись литераторов") в изобразительном искусстве. Эстетика этого стиля подразумевала как связь живописи с лит. традицией, так и онтологич. статус "письменности/культуры" (вэнь), а также самого культуросозидания: в нем непосредственно воплощается "истинность", "подлинность" (чжэнь) сущего, проявляющаяся в спонтанности творческого порыва и связывающая творца - "человека культуры" с его произв и всем миром; поэтому живописный образ м.б. вполне адекватен природному и даже заменяет его. Симптоматично, что на р-же ср. веков и нового времени, в пер. наибольшей в истории Китая формализации имперской идеологич. ортодоксии, конф. отторжение идеала Ф.л. (см., напр., Тунчэнская школа) трансформировало это понятие в массовом сознании: выражение Ф.л. толковалось как "беспутство", "разврат", "гедонизм". Эквивалент термина Ф.л. - фу рю вошел в япон. культуру, где это сочетание иероглифов, как и в совр. кит. яз., имеет значения "вкус", "изящество", "изящные искусства", "художественный", подразумевая спонтанность и природосообразность истинного творчества. **3авадская Е.В. Эстетич. канон жизни художника - фэклю (ветер и поток) // Проблема канона в древнем и средневек. искусстве Азии и Африки. М., 1973; Ее же. Эстетич. проблемы живописи старого Китая. М., 1975; Виноградова Н.А. Искусство стран Дальнего Востока, Китай. М., 1979; Лиссвич И.С. Лит. мысль Китая на р-же древности и ср. веков. М., 1979. С. 71 - 3; Бежин Л.Е. Се Линъюнь. М., 1980; Его же. Под знаком "ветра и потока". М., 1982; История эстетич. мысли. Т. 2. М., 1985; Малявин В.В. Традиц. эстетика в странах Дальнего Востока. М., 1987. А. Г. Юркевич

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
75.29 кб

Фэнтези

Алексеев Сергей Викторович
Энциклопедическая статья о жанре фэнтези.
Читать PDF
296.75 кб

Философия жанра фэнтези

Гоголева Сайара Анатольевна
Гуманитарная научная мысль в наши дни стремится к большей универсальности, переходя в новое научной качество и стараясь интегрировать в современное гуманитарное пространство.
Читать PDF
115.38 кб

Жанр фэнтези и рекламный дискурс

Кармалова Е. Ю.
Статья посвящена исследованию архетипической основы некоторых видов и жанров массовой культуры. Объектом исследования стали жанры фантастики и фэнтези в литературе и кинематографе, а также аудиовизуальная реклама.
Читать PDF
274.62 кб

Русский миф в славянском фэнтези

Бреева Татьяна Николаевна
В статье рассматривается специфика и механизм конструирования русского мифа в славянском фэнтези рубежа XX XXI вв.
Читать PDF
343.21 кб

Миф как основа литературы фэнтези

Винтерле Ирина Дмитриевна
Рассматривается проблема взаимодействия фэнтезийной литературы и мифа, особенности развития и происхождения жанра фэнтези, особенности мифа как основы фэнтезийной литературы.
Читать PDF
642.11 кб

Неомифологическая сущность фэнтези

Батурин Даниил Антонович
Исследуется социальное и культурное значение литературного мифа, выделяется неомифологическая основа фэнтези.
Читать PDF
695.06 кб

Музыкальные фэнзины и панк-графика

Пигулевский Виктор Олегович
В статье представлен анализ графического языка музыкальных журналов фэнзинов, выпускаемых фанатами рок-музыки и представителями контркультуры.
Читать PDF
200.80 кб

Путь фэнтези: от жанра к метажанру

Хоруженко Татьяна Игоревна
В статье рассматривается жанр массовой литературы фэнтези. Анализируются предпосылки, по которым данное явление литературного рынка может быть названо жанром.
Читать PDF
305.29 кб

Книги о книгах в литературе фэнтези

Иванова Елизавета Андреевна
Статья посвящена анализу произведений немецкого детского и юношеского фэнтези, которые объединяет ключевая роль книг в строении сюжета.
Читать PDF
229.22 кб

Славянские фэнтези: к проблеме генезиса

Абашева Марина Петровна, Криницына Ольга Павловна
В статье рассматривается проблема генезиса славянских фэнтези, одного из самых популярных жанров современной российской массовой литературы. Анализ романов М. Семеновой, Ю. Никитина, Е. Дворецкой, Н.
Читать PDF
719.10 кб

Генезис современного российского фэнтези

Лебедев Иван Владимирович
Жанр фэнтези рассматривается как новый вариант приключенческого метажанра. Развлекательная литература удовлетворяет двум базовым желаниям человека: тяги к стабильности и потребности в беспорядке.
Читать PDF
7.76 мб

Фэнтези как неомифологическая реальность

Галанина Екатерина Владимировна, Батурин Даниил Антонович
В статье исследуется жанр фантастической литературы фэнтези, ставший значимым феноменом массовой культуры XXI века.
Читать PDF
233.75 кб

Концепт «Магия» в русском детском фэнтези

Борисенко Татьяна Владимировна
Рассматривается вербализация концепта «магия» в детском фэнтези русских писателей на примере произведений Т. С. Левановой «Сквозняки» и Т. Ш. Крюковой «Хрустальный ключ».
Читать PDF
92.38 кб

Литература фэнтези: проблема классификации

Кочеткова А.А.
Читать PDF
283.63 кб

О соотношении литературной сказки и фэнтези

Королькова Яна Владимировна
Исследуется проблема соотношения литературной сказки и фэнтези на разных уровнях поэтики. Среди общихчерт выделены природа чудесного и принципы создания образов героев.

Похожие термины:

  • ФЭНБО

    В архаической традиции бог ветра, имевший зооморфный облик — тело оленя с пятнами на шкуре, как у барса, голова птицы, хвост змеи и рога.
  • ФЭНЪИ

    В архаической традиции божество вод (дождя). У даосов Фэнъи — бессмертный, обладавший способностью не тонуть в воде.
  • Фэнхуан

    кит.)  – чудесная птица, имеющая клюв петуха, зоб ласточки, шею змеи, узоры на теле, как у дракона, хвост рыбы. Спереди она как лебедь, сзади как единорог-цилинъ, со спиной, как у черепахи. По преданиям,
  • ЛЮ ФЭНЛУ

    Лю Шэньшоу. 1776, Чанчжоу пров. Цзянсу,- 1829. Каноновед (см. Цзин сюэ), основатель каноноведческой Чанчжоуской школы. Учился у деда по материнской линии, известного каноноведа Чжуан Цуньюя. Имел высшую у
  • Фэншэншоу

    древнекитайской мифологии чудесный зверь, прародителем которого стал ветер. Согласно мифам, зверь фэншэншоу зеленого цвета, а величиной с кошку. Он живет в больших лесах у Южного моря. Огонь не нан
  • СИН ФЭНЬСЫ

    Сии Бэньсы. 7.11.1929, уезд Шэнсянь пров. Чжэцзяк. Философ, выпускник Пекинского ин-та рус. яз., учился в Ин-те марксизма-ленинизма при ЦК КПК, аспирантуре Ин-та философии АН Китая. Был уч. секретарем, зам.
  • ВАН ФЭНСЯНЬ

    7.1929, уезд Сушань пров. Чжэцзян. Философ, историк кит. философии. Учился в Чжэцзянском филиале Народно-революц. ун-та Вост. Китая (1952), на отд. философии Высшей партшколы при ЦК КПК (1957). С 1952 - на препода