ФЕХНЕР Густав Теодор

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ФЕХНЕР Густав Теодор
философ; p. 19. 4. 1801 (Гросс-Зерхен, близ Мускау, Нидерлаузитц) — ум. 18. 11. 1887 (Лейпциг); профессор с 1834. Обобщив понятие опытно познаваемого, расширив его, поднявшись над ним, выйдя за его пределы, он пришел к пантеистической и панпсихической натурфилософии. Фехнер основал психофизику и попытался решить вопрос об отношении души и тела посредством психофизического параллелизма. «Эстетике сверху», исходящей из верховных понятий, противопоставил «эстетику снизу», которую основывал на опыте и индукции. Осн. соч.: Nanna oder über das Seelenleben der Pflanzen, 1848, 1921; Zendavesta oder über die Dinge des Himmels und des Jenseits, 3 Bde., 1851, 1922; Elemente der Psychophysik, 2 Tie., 1860, 1907; Vorschule der Ästhetik, 2 Tie., 1876, 1925; Die Tagesansicht gegenüber der Nachtansicht, 1879, 19 1 9.
W. Wundt. G. T. F., 1901; M. Wentscher. F. und Lotze, 1925; J. Hermann. G. T. F., 1926; L. Sprung, H. Sprung. G. T. F. — Wege u. Abwege in der Begründung der Psychophysik, in: Z. f. Psychol., 186 (1978); M. Thiel. F., Emerson, Feuerbach, 1982.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ФЕХНЕР Густав Теодор
19 апреля 1801, Грос-Зерхен, близ Мускау,— 18 ноября 1887, Лейпциг) — немецкий физик, психолог, философ, писатель-сатирик (выступал под именем доктора Мизеса). Профессор физики Лейпцигского университета (1834—40); из-за болезни и частичной слепоты, вызванной изучением зрительных ощущений, оставил занятия физикой и обратился к философии. Разделяя во многом учение Шеллинга, интерпретировал его в духе панпсихизма (Вселенная одушевлена, материя — оборотная сторона психического). Исходя из принципа строгой, математически вычисляемой зависимости между психическими и физическими явлениями, он выдвинул идею психофизики как науки о закономерном соотношении между этими явлениями. Труд Фехнера «Элементы психофизики» (Elemente der Psychophysik, 1860) заложил основы экспериментальной психологии; выведенный им основной психофизический закон (интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя) стал образцом применения точных методов в психологии. Один из основоположников экспериментальной психологии и эстетики (т. н. эстетики «снизу», идущей от опыта и индукции, а не от философских построений).
Соч.: Zend-Avesta oder uber die Dinge des Himmels und des Jenseits, Bd. 1-2. Lpz., 1922; Vorschule der Asthetik, Bd. 1-2. Lpz., 1925. Лит.: Ярошевскии M. Г. История психологии. M., 1976, гл. 9; Kunty J. G. Th. Fechner. Lpz., 1892.
M. Г. Ярошевскии

Источник: Новая философская энциклопедия

ФЕХНЕР Густав Теодор

(19 апр. 1801 – 18 нояб. 1887) – нем. физик, психолог, философ и сатирик (как сатирик выступал под именем д-ра Мизеса). В 1832–43 – проф. физики в Лейпцигском ун-те, затем из-за болезни и частичной слепоты, вызванной изучением зрит. восприятий, оставил занятия физикой и обратился к философии. По филос. взглядам близок к Шеллингу, концепцию к-рого трактует в духе анимизма: вся Вселенная одушевлена, а материя – лишь теневая, оборотная сторона психического. Стремясь обосновать этот взгляд с помощью математических и экспериментальных методов, Ф. опирается на установленную Э. Г. Вебером зависимость между ощущениями и раздражителями и выдвигает идею создания особой науки – п с и х о ф и з и к и, предмет к-рой – закономерные соотношения двух рядов явлений: психических и физических. При этом связь физического и психического мыслилась им как чисто функциональная в духе психофизич. параллелизма. Идеи психофизики, изложенные в работе "Elemente der Psychophysik" (Lpz., 1860), оказали огромное влияние на зарождавшуюся эксперимент. психологию. Предложенные Ф. психофизич. методы позволили применить математич. язык к описанию экспериментально установленных корреляций между ощущениями и вызывающими их физич. агентами, а также вывести один из первых психофизич. законов, согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. В дальнейшем выявилось, что этот закон не имеет универс. характера и действителен только в известных пределах и притом лишь применительно к слуховым и зрит. ощущениям. Тем не менее методы и идеи Ф. оказались плодотворными не только для разработки психологии ощущений, но и для изучения памяти. Сам Ф., распространив этот подход на область элементарных эстетич. оценок, стал основоположником экспериментальной эстетики, осн. идея к-рой состоит в том, чтобы идти "снизу", от опыта и индукции, а не "сверху", от теоретич. понятий. Филос. позиция самого Ф. дала повод трактовать психофизику, как и эксперимент, эстетику, в духе позитивизма и субъективного идеализма (напр., Мах). Вопреки этим толкованиям, реальное значение работ Ф. состояло во внедрении новаторских экспериментально-матем. методов в исследование психич. процессов. Соч.: Zend-Avesta oder ?ber die Dinge des Himmels und des Jenseits, 5 Aufl., Bd 1–2, Lpz., 1922; Vorschule der ?sthetik, 3 Aufl., Bd 1–2, Lpz., 1925; Die Tagesansicht gegen?ber der Nachtansicht, 3 Aufl., Lpz., 1919. Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, M., 1966, гл. 9; Кuntze J., G. Th. Fechner, Lpz., 1892. M. Ярошевский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Фехнер (Fechiier) Густав Теодор
1801-1887) Немецкий физик, физиолог, психолог, философ, писатель-сатирик (выступал под именем доктора Мизеса), основатель нового направления в психологии — психофизики и один из основателей экспериментальной эстетики, — психологического направления возникшего в рамках психофизики. В 1876 г. появляется его основной его труд по эстетике «Vorschule der Aesthetik» («Преддверие эстетики»). Ф. начал изложение своих воззрений с рассмотрения эстетических фактов и эмпирических законов, ибо только на опыт, по его мнению, могут опираться эстетические понятия, законы и принципы. Экспериментальным путем на опыте измерения большого количества простых предметов он подтвердил в целом восходящее еще к Леонардо да Винчи утверждение об эстетической значимости «золотого сечения», или «золотой пропорции» (а:b как b:с, если а — целое, разделенное на две неравные части b и с). Итоги этих изысканий и стали фактологической базой его «Преддверия эстетики», где он назвал свой метод «эстетикой снизу» в отличие от философской «эстетики сверху», в основе которой должна лежать экспериментальная эстетика. Наиболее важным следствием из разнообразных выводов, полученных Ф. экспериментальным путем, стал ряд эстетических законов, или принципов, эстетического удовольствия (всего шесть). Последние разделяются им на законы качественны« и количественные, формальные и содержательные, первичные и вторичные. Первый из количественных законов он именует «принципом эстетического порога», из которого следует, что необходимым условием того, чтобы вещь нам нравилась, является сила воспроизводимого ею впечатления. В противном случае действие объекта на эстетическое чувство может быть настолько слабым, что не переходит порога сознания, не осознается. Впечатления, по Ф., получаемые субъектом извне, должны действовать на него достаточно сильно. Слишком тихие звуки, слишком бледные краски не воздействуют на эстетическое чувство. Второй более важный количественный принцип — «закон эстетической помощи или усиления», ибо для эстетического чувства необходимо совместное действие отдельных эстетических впечатлений. Скажем, комбинация звуков и ритма в мелодии предоставляет несравненно большее эстетическое удовольствие, нежели то, что возникло бы от простого сложения впечатления от восприятия звука и ритма в отдельности. Третьим, уже качественным, принципом Ф. провозглашает традиционный эстетический принцип «единства в соединении многообразного» в своеобразной психологической интерпретации. Эстетическое чувство, утверждает Ф., нуждается в известной смене впечатлений, равно как и в том, чтобы эти впечатления не сменялись в пестром беспорядке, но были связаны общими принципами. Так, если мы видим, например, в архитектурном произведении постоянную смену форм, то она нам не нравится. Аналогичная же смена форм, их разнообразие при последовательном проведении определенного стиля, оказывается для субъекта предпочтительной и предстает как единство в многообразии. С этим принципом тесно связан и следующий, также качественный «принцип отсутствия противоречий, или принцип истины, правдоподобия». Из него следует, что, когда мы воспринимаем одну и ту же вещь в двух или более признаках, вызывающих, соответственно, различные круги представлений, то чувство эстетического удовольствия возникает лишь при сознании отсутствия противоречий в последних. Например, если изобразить ангелов с крыльями, не приспособленными к полету, этого вызывает чувство неудовольствия у воспринимающего. И, наконец, наиболее оригинальный и важный принцип — «эстетических ассоциаций». Причем, одновременно с введением этого принципа Ф. вносит и одно важное различение. При восприятии вещи, которая возбуждает эстетическое удовольствие, одновременно действуют два различных фактора: внешний и внутренний. К внешнему он относит те свойства вещи, которые составляют ее объективный фактор эстетического впечатления — форму, линии, цвет и т. п. К внутреннему — все, накопленное нами из личного опыта, что мы присоединяем к восприятию этого объекта. Последнее сливается, ассимилируется непосредственно с данными извне впечатлениями в некое единое целое. Именно эти представления и образуют ассоциативный фактор эстетического удовольствия. Ко всем без исключения эстетическим объектам, по мысли Ф., мы привносим множество сливающихся с объектом «воспроизведенных представлений», в значительной степени определяющих эстетическое впечатление. Например, апельсин нравится нам благодаря не только своей форме и золотистому цвету (прямой фактор), но и соответствующим воспоминаниям (ассоциациям) об освежающем вкусе и сочности плода, зеленой листве и т. д. Ассоциативный фактор, писал Ф., «вливает силу, волнение, страсть в восприятие предмета, вызывающего у нас эстетическое чувство и эстетическую оценку». Ф. указывал, что первичные впечатления выступают своеобразными носителями эстетического значения и, лишь благодаря сопутствующим ассоциациям создается и тот субъективный смысл и та специфическая экспрессия, которые получают воплощение в образе восприятия. Следовательно, писал он, ассоциативный фактор, относясь к внутреннему содержанию эстетического восприятия, выполняет своеобразную интегрирующую функцию, соединяя в себе значение и экспрессию, объединяет различные уровни психики. При этом воспоминание в эстетическом опыте, по Ф., выражает не только «рациональные» знания об эстетическом объекте, но и способно к воспроизведению соответствующих переживаний, дающих возможность субъекту предчувствовать, предвосхищать в объекте восприятия определенное эстетическое содержание. Таким образом, принцип ассоциаций, обусловливая и эмоциональную окраску вещи, и ее эстетическое значение, определяет и содержание эстетического удовольствия. Ф. неоднократно подчеркивает важность этого принципа, утверждая, что на нем «зиждется половина его эстетики». Значение Ф. для обоснования экспериментальной психологической эстетики не сводится только к выполнению им соответствующих экспериментов, статистических подсчетов, исследованию только простых пропорций и соотношений. В его книгу вошли также рассуждения о содержании и форме в искусстве, принципе «эстетического контраста», искусстве и природе и др. При трактовке анатомического строения ангелов (а этой теме Ф. посвятил целое эстетическое эссе) он сумел установить ту эстетическую закономерность, которая впоследствии в гештальтпсихологии получила наименование закона прегнантности, — тенденции воспринимаемого образа принимать наиболее простую, законченную или так называемую «хорошую» форму. Ф. считал, что эстетическое впечатление зависит от степени наслаждения, которое вызывает конкретный эстетический объект. Эстетическое же воздействие объекта обусловлено, по его мнению, сложными формальными соотношениями между элементами стимульной конфигурации, и эту закономерность он описывает как гармонию, считая ее одним из ключевых понятий «Преддверия эстетики», и рассматривает ее как процесс, выражающий закон стремления системы к достижению стабильного состояния, равновесия. Ф. дал толчок эстетическим исследованиям во многих направлениях. Начиная с Ф. эстетика широко развернула экспериментальное изучение эстетических отношений, порой чрезмерно кропотливое, зачастую Мелочного характера, но нередко выявляющего исключительно интересные результаты. Как следствие этого экспериментальные методики психолога обрели популярность на многие годы. Круг элементов, способных выступить первичными атомами эстетической формы, все расширялся, изучались уже не только сочетания этих элементов, но и комбинации геометрических фигур, цветов, звуков. В России это эстетико-позитивистское направление связано с именами И.Догеля, В.Вельямовича, Л.Оболенского, В.Савича и др. Система воззрений Ф. на природу возникновения эстетического впечатления также получила в дальнейшем детальную интерпретацию, она была развита К.Валентайном, Г.Гельмгольцем. После Ф. предпринимались и соответствующие попытки выявить то, что может быть названо логикой эстетической формы, свести общие, наиболее характерные особенности эстетической формы к простейшим принципам (Д.В.Паркер и др.) Неоднократно предпринимались также и попытки психологического анализа эстетического наслаждения. К числу наиболее значительных из них принадлежит теория вчувствования Т.Липпса и И. Фолькельта. Соч.: Vorschule der Asthetik. Hildesheim, 1978. Лит.: Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994; Kuntze J. G. Th. Fechner. Leipzig, 1892; Alesch C.G. G. Th. Fechner als Wegbereiter der psychologische Asthetik // G. Th. Fechner und die Psychologie. Passau, 1988. А.Липов

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
256.23 кб

Идея одушевления Вселенной в эмпирической метафизике ХІХ века (густав Теодор Фехнер)

Гоян И. Н., Аляев Г. Е.
В статье рассматривается взаимосвязь эмпирико-психологических и религиозно-метафизических идей немецкого учёного ХІХ века Г. Т. Фехнера.