Федеративное государствоФЕДОН из Элиды

ФЕДОН

Найдено 7 определений термина ФЕДОН

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ФЕДОН

из Элиды: греческий философ (ок. 400 до Р.Х.). Ученик и друг Сократа, посещавший его вплоть до дня смерти учителя. После этого он возвратился в Элиду, где основал школу, близкую по духу Мегарской школе. См. Мегарская (школа).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

«ФЕДОН»

диалог Платона (ок. 380 до Р.Х.), описывающий последние моменты жизни Сократа, окруженного учениками. Основная тема диалога — бессмертие души. Сократ обосновывает этот тезис, ссылаясь на чувство жизни как реальности, трансцендентной физической смерти, а также исходя из религиозной традиции. Душа не умирает, но, очистившись, достигает божественного созерцания. Разговор Сократа с учениками прерывается появлением слуги, предлагающего философу цикуту. Выпив ее, Сократ дышит умиротворенно, тогда как окружающие его друзья плачут. «Федон» вдохновил Ламартина на создание философской поэмы «Смерть Сократа». Ницше считал Сократа «чудовищем», лишенным жизненного порыва, составляющего первооснову всех тех, кто достоин называться человеком. Этот порыв должен был бы вызвать у него инстинктивную реакцию бунта против смерти.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

«ФЕДОН»

или «О душе», диалог Платона зрелого периода, написанный после «Менона», по-видимому, одновременно с «Пиром», ок. 387-385 до н. э. Назван по имени ученика Сократа Федона, основателя элидоэретрийской школы, к-рый пересказывает пифагорейцу Эхекрату из Флиунта последнюю беседу Сократа с учениками в день казни и описывает саму казнь. Помимо вступления (57а-61с), ряда интермедий и эпилога (114d-118а) в диалоге три части. В 1-й ч. (61с-69е) обсуждается проблема смерти: недопустимость самоубийства, философия как приготовление к смерти. 2-я ч. (91с-107b) посвящена бессмертию души; Сократ приводит три аргумента: все возникает из противоположного, значит и душа из здешнего мира переходит в загробный, а из загробного возвращается в здешний; о том же свидетельствует знаниеприпоминание, или анамнесис; о бессмертии души можно говорить и потому, что бессмертен ее объект - идеи; возражение Симмия: как муз. гармония исчезает с уничтожением инструмента, так и душа - с гибелью тела; возражение Кебета: душа может «поменять» много тел, но в конце концов умирает и сама; ответ Сократа: душа не есть гармония, как она вообще не есть нечто, только причастное жизни, но - сам принцип жизни, бессмертный, а потому неуничтожимый. 3-я ч. (107с-114с) содержит миф о загробной жизни: душа попадает в Аид и обретает заслуженное обиталище; описание истинной земли и Тартара; наказание, искупление вины и спасение души.

Несмотря на критику Аристотеля и Стратона, а также Эпикура, авторитет «Ф.» в античности и в ср. века был чрезвычайно велик. Аргументы «Ф.» воспроизводит Альбин; вероятно, его комментирует Аттик (см. Средний платонизм). Многократно ссылается на «Ф.» Плотин. Вся 13-я гл. «Протрептика» Ямвлиха - выдержки из «Ф.». До нас дошли комм. к «Ф.» неоплатоников Олимпиодора и Дамаския. В 1156 вместе с «Меноном» «Ф.» был переведен на лат. яз. Генриком Аристиппом, что наряду с «Тимеем» явилось осн. источником знакомства с соч. Платона на лат. Западе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ФЕДОН

ФЕДОН (??????) из Элиды (1-я пол. 4 в. до н. э.), философ-сократик, основатель Элидо-эретрийской школы. Известен как персонаж платоновского диалога «Федон», а также как автор популярных сократических диалогов. Основные источники нашего знания о жизни и сочинениях Ф.: Цицерон, Сенека, Диоген Лаэртий. В списке сочинений Ф. (см. D. L. II 105; Suda s. v. ??????) указаны: «Симон», «Зопир», «Никий», «Медий», «Антимах, или Старцы», «Кожевничьи речи», «Симмий», «Алкивиад», «Критолай» (три последние названы только у Суды), Диоген Лаэртий считает аутентичными только «Симона» и «Зопира».     К сюжету диалога «Зопир» восходит одна из самых популярных историй из жизни Сократа: восточный маг Зопир появляется в Афинах и обещает определить характер человека по его внешности; встретив Сократа, он утверждает, что перед ним человек умственно ограниченный, судя по бычьей шее, и похотливый, судя по выпученным глазам и толстым губам. Спутники Сократа высмеивают гадателя, но философ останавливает их и признает все сказанное верным, - эти пороки действительно были присущи ему от природы, но он преодолел их с помощью занятий философией. Этот художественный этюд запечатлелся в культурной памяти человечества как одна из наиболее живых иллюстраций классической античной максимы, близкой Сократу: духовное воспитание (пайдейя), «упражнение», а не просто физическое рождение делает человека человеком.     Сама история жизни Ф. была подтверждением истинности данного тезиса. Военнопленный-раб из Элиды (после поражения Элиды в войне со Спартой), вынужденный заниматься проституцией, он был выкуплен Алкивиадом и Критоном и смог заниматься философией как свободный человек. По-видимому, еще имп. Юлиану были известны некоторые его тексты, - в одном из своих писем он ссылается на мнение Ф. о том, что «для философии нет безнадежно больных, нет неисцелимых, ею все очищается, и образ жизни, и занятия, и желания» (Julian. Ер. 82).     Свидетельства: GIANNANTONI, SSR I, 1990, p. 487^94 (комм, см.: IV, p. 115-127).     Лит.: Rossetti L. «Socratica» in Fedone di Elide, - Studi Urbinati 47, 1973, p. 364-381; Idem. Ricerche sui «Dialoghi Socratici» di Fedone e di Euclide, -Hermes 108, 1980, p. 183-200; Dusanic S. Phaedo´s Enslavement and Liberation, - ICS 19, 1993, 83-97; Boys-Stones G. Phaedo of Elis and Plato on the Soul, - Phronesis XLIX, 1, 2003, p. 1-23.     M. А. СОЛОПОВА

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

«ФЕДОН»

подзаголовок: «О душе, этический») — диалог Платона зрелого периода, написанный после «Менона», по-видимому, одновременно с «Пиром», ок. 380—375 до н. э. (Теслеф). Назван по имени ученика Сократа Федона, основателя Элидо-эретрийской школы, который пересказывает пифагорейцу Эхекрату из Флиунта последнюю беседу Сократа с учениками в день казни и описывает саму казнь. Помимо вступления (57а—61с), ряда интермедий и эпилога ( 114d— 118а) в диалоге три части. В 1 –и части (61с—69е) обсуждается проблема смерти: недопустимость самоубийства, философия как приготовление к смерти. 2-я часть (91с—107Ь) посвящена бессмертию души; Сократ приводит три аргумента: все возникает из противоположного, значит, и душа из здешнего мира переходит в загробный, а из загробного возвращается в здешний; о том же свидетельствует знание-припоминание, или анамнесис (ср. «Менон» 82е; «Федр» 249с—d); о бессмертии души можно говорить и потому, что бессмертен ее объект — идеи; возражение Симмия: как музыкальная гармония исчезает с уничтожением инструмента, так и души — с гибелью тела; возражение Кебета: душа может «поменять» много тел, но в конце концов умирает и сама; ответ Сократа: душа не есть гармония, как она вообще не есть нечто, только причастное жизни, — но сам принцип жизни, бессмертный, а потому неуничтожимый. 3-я часть (107с—114с) содержит миф о загробной жизни: душа попадает в Аид и обретает заслуженное обиталище; описание истинной земли и Тартара; наказание, искупление вины и спасение души.

Несмотря на критику Аристотеля и Стратона, а также Эпикура, авторитет «Федона» в античности и в Средние века был чрезвычайно велик. Аргументы «Федона» воспроизводит Альбин; вероятно, его комментирует Аттик (см. Средний платонизм). Многократно ссылается на «Федона» Плотин. Вся 13-я глава «Протрептика» Ямвлиха — выдержки из «Федона». До нас дошли комментарии к «Федону» неоплатоников Олимпиодора и Дамаския. В 1156 вместе с «Меноном» «Федон» был переведен на латинский язык Генриком Аристиппом, что, наряду с «Тимеем», явилось основным источником знакомства с сочинениями Платона на латинском Западе.

Рус. пер.: Н. И. Новикова (1777), А. Клевакова (1861), В. Н. Карпова (1863), Д. Лебедева (1874), Н. Виноградова (1891), С. П. Маркиша (1965).

Изд.: The Phaedo of Plato, ed. with introd., notes and appendices by R. D. Archer-Hind, 2 ed. L., 1894; Phaedo, transi, with introd., notes and appendices by R. S. Bluck. Cambr., 1955; Phaedo, transi, with introd. and running comm. by R. Hackforth. Cambr., 1955; Phedon, comm. et trad. par R. Loriaux, 2 vol. Gembloux—Namour, 1975; Robin L. Phedon, introd., texte et trad. fran. P., 1929 (Assoc. Bude). Лит. .Schmidt H. Kritischer Commentar zu Platos Phaedon. Halle, 1850; Carlini A. Studi sulla tradizione antica e medievale del Fedone. Roma, 1972; Feslugiere A.-J. Les trois «protreptiques» de Platon. Euthydeme, Phedon, Epinomis. P., 1973; Westerink L. G. The Greek Commentaries on Platos Phaedo, v. 1-2. Amst., 1976-77; Bostock D. Platos Phaedo. Oxf., 1986.

Ю. А. Шичалин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ФЕДОН

«ФЕДОН» (?????? rj nepl ?????, подзаголовок: «О душе»), диалог Платона зрелого периода, написанный после «Менона», по-видимому, одновременно с «Пиром», ок. 380-375 до н. э. (Теслеф). Назван по имени ученика Сократа Федона, основателя Элидо-эретрийской школы, который пересказывает пифагорейцу Эхекрату из Флиунта последнюю беседу Сократа с учениками в день казни и описывает саму казнь. Помимо вступления (Phaed. 57a-61c), ряда интермедий и эпилога (114d—118а) в диалоге три части. В 1-й части (61с—69е) обсуждается проблема смерти: недопустимость самоубийства, философия как приготовление к смерти, 2-я часть (91с-107Ь) посвящена бессмертию души; Сократ приводит три аргумента: все возникает из противоположного, значит и душа из здешнего мира переходит в загробный, а из загробного возвращается в здешний; о том же свидетельствует знание-припоминание, или анамнесис (ср. «Менон» 82е; «Федр» 249cd); о бессмертии души можно говорить и потому, что бессмертен ее объект — идеи; возражение Симмия: как музыкальная гармония исчезает с уничтожением инструмента, так и души - с гибелью тела; возражение Кебета: душа может «поменять» много тел, но в конце концов умирает и сама; ответ Сократа: душа не есть гармония, как она вообще не есть нечто, только причастное жизни, — но сам принцип жизни, бессмертный, а потому неуничтожимый. 3-я часть (107с—114с) содержит миф о загробной жизни: душа попадает в Аид и обретает заслуженное обиталище; описание истинной земли и Тартара; наказание, искупление вины и спасение души.     Несмотря на критику Аристотеля и Стратона, а также Эпикура, авторитет «Ф.» в Античности и в Средние века был чрезвычайно велик. Аргументы «Ф.» воспропроизводит Альбин; вероятно, его комментирует Аттик (см. Средний платонизм). Многократно ссылается на «Ф.» Плотин. Вся 13-я гл. «Протрептика» Ямвлиха - выдержки из «Ф.». До нас дошли комм, к «Ф.» неоплатоников Олимпиодора и Дамаския. В 1156 вместе с «Меноном» «Ф.» был переведен на лат. яз. Генриком Аристиппом, что, наряду с «Тимеем», явилось основным источником знакомства с сочинениями Платона на латинском Западе.     Рус. пер.: Н. И. Новикова (1777), А. Клевакова (1861), В. Н. Карпова (1863), Д. Лебедева (1874), Н. Виноградова (1891), С. П. Маркиша (1965).     Текст: Piatonis Phaedo, - Piatonis opera. Rec. ?. A. Duke et al. Vol. 1. Oxf., 1995; The Phaedo of Plato. Ed. with introd., notes and appendices by R. D. Archer-Hind. L., 18942; Plato´s Phaedo. Tr. with introd., notes and appendices by R. S. Bluck. Camb., 1955; Plato´s Phaedo. Tr. with introd. and running comm. by R. Hackforth. Camb., 1955; Ph?don. Comm. et trad, par R. Loriaux. Vol. 1-2. Namour, 1975; Федон. Пер. С. П. Маркиша, - Платон. Собрание соч.: В 4 т. Т. 2, 1993, с. 7-80.     Античные комментарии: WesterinkL. G. (ed.) The Greek Commentaries on Plato´s «Phaedo». T. I. Olympiodorus. T. II. Damascius. Amst, 1976-1977.     Лит.: Schmidt H. Kritischer Commentar zu Plato´s Phaedon. Halle, 1850; Carlini A. Studi sulla tradizione antica e m?di?vale del Fedone. R., 1972; Festugi?re A.-J. Les trois «protreptiques» de Platon. Euthyd?me, Ph?don, Epinomis. P., 1973; WesterinkL. G. The Greek Commentaries on Plato´s Phaedo. V. 1-2. Amst., 1976-1977; BostockD. Plato´s Phaedo. Oxf., 1986; Лебедев Д. Платон о душе. Анализ диалога «Федон». Одесса, 1874; Эберт Т. Сократ как пифагореец и анамнезис в диалоге Платона «Федон» (пер. с нем.). СПб., 2005.     Ю. А. ШИЧАЛИН

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Федон

«ФЕДОН» — диалог Платона, в котором впервые формулируются важнейшие проблемы теории познания. Философское содержание диалога внутренним образом связано с описанием последнего дня жизни и трагической смерти Сократа. Диалог насыщен пифагорейской символикой, интерпретируемой в свете платоновской эйдологии. Пифагорейское требование очищения (katharsis) перетолковывается в спекулятивном ключе, что на столетия вперед определяет мыслительную традицию Запада (красноречивый пример — название главного труда И. Канта «Kritik der reinen Vernunft»). Утверждая, что философы заняты «только одним — умиранием и смертью», Сократ определяет умирание с помощью понятия horismos («отрешение души от тела» — 67с). Философ очищает душу от общения с телом для созерцания идей (чистого бытия) (65а—67е). То, что здесь обозначается понятием «отрешение», указывает на строгое различие чистого знания и чувственного опыта. Душа приближается к истине именно благодаря такому различению, приучаясь видеть «средствами самой лишь мысли» «любую из сторон бытия самого по себе» (65е—66а). Позже у Аристотеля появляется технический термин для обозначения такой мыслительной операции — aphairesis (напр., математик рассматривает математическую предметность в изоляции от физических тел — ех aphaireseos, т.е. абстрагируясь от телесности).         Аргумент знания как припоминания (73а—78b) призван проиллюстрировать этот тезис. Равные вещи (напр., камни или бревна) только отражают, весьма несовершенным образом, равенство как таковое. Познание того, что есть равенство само по себе (auto tou isou hoti estin — 75b), с необходимостью предшествует чувственному восприятию равных вещей. Др. словами, идея равенства происходит не из чувственности, а непосредственно усматривается разумом (П. Наторп указывает, что фрагмент 74е, ist der historische Ursprung der Erkenntnis a priori). При этом роль чувственного познания оценивается достаточно высоко (75е), т.к. именно чувства приводят нас к чистому знанию (75ab). Все идеи описываются с помощью выражения auto ho esti (75d) и трактуются как условия познания чувственных феноменов (каждая идея представляет собой единство многообразия: напр., идея равенства есть условие познания множества «равных» вещей). Конечно, гносеологическая интерпретация понятия anamnesis никоим образом не исключает религиозного контекста Платоновых рассуждений (о проблемах anamnesis-аргументации, а также о «пифагорейской стилизации» речей Сократа подробно пишет Т. Эберт).         Следующий аргумент (78b—84b) указывает на родство души (ума) с умопостигаемым миром идей. Интеллигибельные предметы (noeton) незримы, «единовидны» (monoeides), неизменны, обладают самостоятельным бытием (on auto kath´ auto — 78d) и постигаются лишь с помощью рассуждения (dianoias logismo — 79а). В этом их отличие от становящейся, чувственно-воспринимаемой предметности, что указывает на «два вида сущего» (duo eide ton onton — 79a). Душа, соприкасаясь с постоянным и неизменным, устремляясь к «чистому», «вечному» и «бессмертному», обнаруживает в себе те же свойства, тогда как тело явно принадлежит миру становления.         Центральное значение имеет так называемое четвертое доказательство бессмертия души, которое вводится как ответ на возражения пифагорейцев Симмия и Кебета. Поскольку указанные возражения основываются на данных тогдашней биологии (с учением Симмия о душе как гармонии тела сходно учение Аристотеля о душе как энтелехии тела), то аргументация Сократа начинается с критики античной «фисиологии». Разуверившись в методе натурфилософов (ton tropon tes methodou — 97b) и телеологии Анаксагора (98bc), Сократ избирает иной путь, иронически описываемый как бегство в logoi («чистые понятия», «речи») (99е). Примечательно, что эти «речи» называются здесь «уподоблениями», в которых отражается истина бытия (Платон отрицает возможность непосредственного познания действительности на основании чувственных восприятий) (100а).         Новоизбранный путь нужно понимать так: в основание рефлексии полагается (hypothemenos) тот или иной надежнейший (erromenestatos) логос, который выступает критерием различения истины и лжи («то, что, как мне кажется, согласуется с этим понятием, я принимаю (tithemi) за истинное..., а что не согласно с ним, то считаю неистинным» — 100а). Истина трактуется здесь как непротиворечивое согласие (Платон употребляет глагол symphonein) с положенным в основание рефлексии логосом. Следствия, вытекающие из логоса-hypothesis, должны «звучать в лад друг другу» (101d). Различая начало (arche) и вытекающие из него следствия (hormethenta), мы можем постичь подлинное бытие (101е). «А когда потребуется оправдать само основание (hypothesis), ты сделаешь это точно таким же образом — положишь в основу другое, лучшее в сравнении с первым..., и так до тех пор, пока не достигнешь удовлетворительного результата» (epi ti hikanon — 101d). Последние два слова лучше переводить как «достаточное основание», тем более что principium rationis sufficientis Г. Лейбница имеет своим истоком как раз цитируемый фрагмент. Платон, таким образом, различает (1) путь вниз (katabasis) — от полагаемого смыслового основания (logos-hypothesis) к выводимым из него следствиям, и (2) путь вверх (anabasis) — к более надежному основанию, вплоть до «достаточного основания».         Диалектика гипотез рассматривается как путь исследования истинных причин, каковыми для Платона являются идеи: так, некоторая вещь прекрасна в силу присутствия в ней (parousia) идеи красоты или на основании причастности (koinonia) к идее красоты (100d). Наторп понимает это исключительно логически, как подведение отдельного случая под закон (и тогда идеи — только die reinen Denkbestimmungen). И все же, ипотесу нельзя отождествлять с самой идеей, к чему нас, казалось бы, побуждают слова Сократа («я начинаю, полагая в основу (hypothemenos einai ti), что существует прекрасное само по себе» и т.д. — 100b). Идеи лишь отражаются в речах (логосах, ипотесах), подобно тому как они отражаются и в конкретных, чувственно-воспринимаемых вещах (хотя, по мнению Платона, речи гораздо отчетливее и яснее выражают истинно-сущее). С др. стороны, нельзя понимать hypothesis лишь субъективно, только как мыслительное полагание. Ведь, по Платону, тот или иной истинный логос (как hypothesis) всегда укоренен и утвержден в бытии, что созвучно с тезисом о родстве души (т.е. мышления) с миром идей в третьем аргументе (79d). Таким образом, если принимать толкование Г. Беме, который утверждает ( S. О б ), что в логосах лишь отражается мир идей (пусть и более отчетливо), то, в таком случае, нужно говорить о совершенно ином способе отражения (по сравнению с телесными вещами). Ведь главная цель Платоновой аргументации — соединить учение об истинных причинах с постижением причины бессмертия души (100b). Душа направлена на чистые сущности, на идеи. Обосновывая бессмертие души, Сократ употребляет термины «неразложимость», «неуничтожимость» (anolethros) и проводит аналогию между природой души и математической предметностью (ЮбаЬ). Конечно, речь не идет о бессмертии индивидуальной души, но лишь подтверждается заявленный во фрагменте 78с—82d тезис: душа неразрушима в силу того, что она — дух (проста, т.е. не составлена из частей, непротяженна и т.п.). Подобный ход рассуждений был углублен неоплатониками и развит схоластами. Позднее на этом основании строит свою метафизику и гносеологию Р. Декарт. Современные дискуссии о природе сознания (philosophy of mind, Philosophic des Geistes) во многом инспирированы платоновской постановкой проблемы. Можно ли говорить о сознании в терминах физиологии, или сознание принципиальным образом несводимо к телесным феноменам? Впервые подобного рода вопросы мы находим именно в «Ф.». Таким образом, когда сегодня говорят о «мифе Декарта», то корректнее было бы именовать его «мифом Платона», коль скоро речь идет о традиции, заложенной платонизмом.         А.О. Баумейстер         Лит.: Платон. Сочинения. Т. 2. М., 1993; Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. М, 1994; Эберт Т. Сократ как пифагореец и анамнезис в диалоге Платона «Федон». СПб., 2005; Bohme G. Platons theoretische Philosophic. Stuttgart, 2000; Brocker W. Platos Gesprache. Frankfurt am Main 1964; Gadamer H.-G. Der Anfang der Philosophie. Stuttgart, 1996; Natorp P. Platos Ideenlehre. Eine Einfiihrung in den Idealismus. Leipzig, 1921; New Essays on Plato. Ed. F. J. Pelletier, J. K. Farlow. Ontario, 1983.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено схем по теме ФЕДОН — 0

Найдено научныех статей по теме ФЕДОН — 0

Найдено книг по теме ФЕДОН — 0

Найдено презентаций по теме ФЕДОН — 0

Найдено рефератов по теме ФЕДОН — 0